ДМП #5: Искусство задавать глупые вопросы, Магнит делает маркетплейс, глобальные тренды потребителей, Airbnb vs Booking
Это недельный дайджест новостей и наблюдений в сфере маркетинга и digital. Тут есть новости, интересные находки, полезные заметки, кейсы и видео.
Новости
Статьи и видео
- Подкаст: Airbnb vs Booking.com: битва за дома и сердца людей
- Парадокс производительности: что делать, если команда перерабатывает, но не выполняет план
- Большой разбор российского общепита. Эволюция ресторанов, по которым так скучают релоканты
- Победа в умножении: как был создан карманный калькулятор и как он завоевал рынок
Посты в ТГ
1. Искусство задавать глупые вопросы
В любых проектах есть какие-то процессы, которые выполняются, шестеренки механизма крутятся, какие-то результаты получаются. В хороших проектах хотят результаты улучшать и что-то для этого делают: оптимизируют процессы, придумывают новые, тестируют гипотезы.
А в отличных проектах понимают, что путь к росту проекта и его эффективному изменению лежит через ответы на правильные вопросы. И всячески пытаются задать эти правильные вопросы. Но внутри команды это сделать весьма сложно (но можно).
И вот тут классно срабатывает «человек со стороны». Ему же нужно понять, чем вообще проект занимается, какие ценности, сложности, какие цели или желаемые новые направления. И для такого человека важно проследить путь от начала, то есть вернуться к истокам, что команда зачастую уже не делает, решая операционные задачи.
На первых стратсессиях в новых (для меня) проектах я всегда предупреждаю, что буду задавать много глупых вопросов. Со стороны они кажутся именно такими: «А чем мы вообще занимаемся?», «А кому это нужно?», «Какую конкретную задачу мы решаем?», «Как обычно такое решение ищут?», «Чем проект/продукт точно не является?» и пр.
Сначала кажется, что это очевидные вещи, которые уже давно сформированы, описаны и все про них знают. Но разные сотрудники отвечают на эти вопросы по-разному, и часто всплывают очень интересные формулировки/идеи, что дает эвристические знания.
Получается, что уже забытые глупые вопросы = правильные вопросы, в ответах на которые скрыт эффективный путь к росту.
2. Rock balancing
Есть такое… Я даже не знаю, как это назвать: умение, хобби, навык, времяпрепровождение, дисциплина, спорт, занятие, искусство… Пусть будет «умение». Rock balancing - балансировка камней.
Это умение располагать природные камни друг на друге так, чтобы они были идеально сбалансированы, образуя конструкцию, которая с виду кажется не самой возможной. Использовать дополнительные материалы (клей, сцепки, нити, тросы, опоры), разумеется, запрещено.
Смотрю на фотографии таких произведений, а в голове мысль: «Это же типичный день любого маркетолога». Сейчас явный тренд на «многоруких многоногов» в мире маркетинга. Сильно ценится, когда специалист может и в аналитику, и в настройку рекламы руками, и в стратегию, и в постановку гипотез.
Такой набор навыков, конечно, круто. Но необходимо уметь правильно планировать свой день. Когда я начал добавлять свои дела, встречи и задачи в календарь, то я думал, что достиг дзена. Все по-полочкам, все слоты расписаны (даже с запасом в 15-20 минут) - красота!
А потом каждый такой запланированных день рушится о реальность операционки и отвлекающих факторов. Из 5-6 запланированных задач на день получается выполнить 2-3. Кажется, что эффективность на нуле, а самооценка залетает под плинтус.
Но при анализе становится понятно, что львиная доля времени уходит на простое операционное взаимодействие с проектом и сотрудниками: мессенджеры, проверка почты, срочные совещания, ответы на вопросы, документы и еще куча «мелких и незаметных» дел.
Выходит, что нужно овладевать искусством «Балансировки слотов» 🙃, фокусироваться на важной задаче и не забывать про операционные моменты. Ищем идеальный баланс)
3. Глобальные тренды: Поиск уверенности в неопределенности
Изучаю MINTEL GLOBAL CONSUMER TRENDS (глобальные потребительские тренды, весь отчет ищите тут). Очень интересный и полезный документ, обширные исследования разнообразной аудитории от США до Китая, от Великобритании до Тайланда и Индии.
ТОП-5:
1. Быть человеком
Чтобы выжить в «умном» и технологичном мире, наполненном алгоритмами, людям понадобятся человеческие эмоции и специфичные навыки.
2. Больше, чем деньги
Потребители переосмыслят ценности. В фокусе будут не вещи, которые хочется или в которых нуждаются, а восприятие пользования этими вещами. Важность, значимость, выгоды.
3. Ренессанс отношений
Эра взаимодействий через экраны дает о себе знать - людям нужные новые формы общения для своего психического (и физичесокго) здоровья.
4. Новая эко- (зеленая) реальность
Брендам нужно работать, а потребителям жить в новом климатическом контексте. Это уже не гипотезы, а реальность.
5. Позитивные перспективы
Компаниям и покупателям придется совместно искать новые точки уверенности в неопределенном мире.
В целом, история понятная, особенно первые 4 пункта. Но вот на 5-ом хочется немного остановиться.
Политическая нестабильность всего мира, постоянно растущие цены, изменения климата, природные катаклизмы - это факторы постоянной неопределенности, которые стимулируют стресс. В довесок еще добавились ИИ, которые вот-вот «украдут» рабочие места у людей, «украдут» все конфидециальные данные или вообще «аннигилируют» все человечество.
Брендам пора прекратить показывать идеалистические картинки, они должны давать продукты и информацию, которая поможет справиться с тревогой и найти точки уверенности. Долгосрочно, стабильно, «по-настоящему» и от людей.
***
Если дайджест зашел, то ставьте лайки и оставляйте комментарии - так пойму, что формат заходит и буду делать постоянно.
P.S. Веду блог: Маркетолог из провинции. Там я рассказываю о том, что помогло мне на 15-летнем пути до директора по маркетингу в крупной производственной компании, а также делюсь кейсами и наблюдениями.