Маркетинг
eLama.ru
203

Отчет, я люблю тебя, или Как автоматизировать рутину

В этом материале специалист по платному трафику eLama Александра Емельянова поделится личным опытом работы с отчетами на основе Power BI.

В закладки

Работа с отчетами: какие могут быть сложности

Я работала в одном небольшом агентстве. Мне нужно было составлять ежемесячные и полугодовые отчеты для клиента, который использовал только Яндекс.Метрику. В отчетах нужно было отражать показатели в разрезе по кампаниям и отдельным категориям, а потом сравнивать их с предыдущими периодами. На один такой ежемесячный отчет я тратила один день, на полугодовой — три. Что делала:

  • Выгружала статистику из рекламных систем в формате .xlsx.
  • Приводила ее в порядок в Excel: чтобы читать и работать было удобно.
  • Компоновала данные в Яндекс.Метрике, чтобы скачать таблицу и перенести информацию в тот же Excel.

С какими проблемами сталкивалась: периодически съезжали формулы, разбивка по категориям не сходилась с разбивкой по кампаниям, приходилось тратить много времени на перемещения между рекламными системами и сервисами аналитики, от множества цифр болели глаза. Это было похоже на пытку.

Приведу еще пример. Мои коллеги ежедневно обновляли отчет для крупного клиента, у которого было 10+ аккаунтов и 100+ рекламных кампаний. Для этого они с самого утра заходили во все аккаунты рекламных систем и вручную заносили в таблицу данные за предыдущий день. Одна маленькая ошибка могла привести к неправильным данным по всему проекту. Дрогнула рука, например, и расход по одной кампании оказался в ячейке другой. Итог: клиент видит некорректные результаты и справедливо гневается.

Что делать? Ответ очевиден: найти программу, сервис, да что угодно, чтобы сделать процесс составления отчетности быстрее и проще.

Работа с отчетами: варианты

Excel и Google Таблицы. На мой взгляд, довольно скудные варианты. Когда информации много — нужно потратить несколько часов, чтобы вычленить главное. Да и визуально приятными такие отчеты не назовешь. Цифры, много цифр.

Word. В таком отчете можно описать то, что сделано по задаче, рассказать о результатах и составить план на следующий месяц. Чуть лучше, чем просто цифры в таблице, но все равно не то.

Презентация в PowerPoint. Тут можно сделать графики и визуализировать показатели, но часто это просто дублирование таблицы из Excel.

В какой-то момент от вида любой таблицы у меня начинала болеть голова, а слово «отчет» стало синонимом слова «проблема». Когда я устроилась работать в eLama, мне предложили попробовать отчеты на основе Power BI. Я согласилась: почему бы не протестировать новый сервис, если прежние не могли решить все мои задачи?

Знакомство с Power BI

Моей первой эмоцией было недоумение. Интерфейс Power BI выглядел недружелюбно, а мануалы были слишком объемными. Любой неподготовленный человек сразу захотел бы вернуться к привычному формату работы в Excel. Но мое желание освоить новый инструмент было сильнее.

Вот как это было:

  • Каждый день минут на 20-30 я заходила в Power BI и произвольно нажимала на кнопки.Итог: через неделю привыкла к интерфейсу и поняла, где что находится.
  • Тогда eLama разрабатывала собственный инструмент, работающий на основе Power BI — отчеты BI. На тот момент он был в закрытом тестировании, поэтому нужно было самой разбираться, как корректно подключить источники данных и настроить связи. Это были токены, коннекторы и другие страшные слова. Сейчас в eLama это все работает по умолчанию и есть готовые инструкции, процесс составления отчетов стал намного проще.
  • Некоторые метрики надо было добавлять самостоятельно с помощью формул, почти как в Excel.Из-за одной запятой не в том месте отчет мог не работать. Так было год назад. Сейчас проще: есть готовые шаблоны. Пользователю остается разве что «поиграть» с дизайном отчета, чтобы он нравился ему самому.

Работа с отчетами BI: какие проблемы удалось решить

Через месяц я освоила основные технические возможности и начала кастомизировать дизайн. Не могу сказать, что я на 100% визуал, но графики со своими показателями меня покорили. Посмотрите:

На таблицу с основными показателями я выделяю около 30% от всего места. Остальное — визуализации (диаграммы, графики, гистограммы). Благодаря им я могу сразу увидеть, что какой-то параметр проседает. Пример: я понимаю, что кампании на СПб и Москву конвертятся хуже и дороже, чем кампании на остальную Россию. Я сразу либо урезаю на них бюджет, либо отключаю.

Также стало проще фильтровать кампании по какому-либо признаку. Сделать это несложно: суть в одном стандарте для названия кампаний.

Например:

еЛама | Монтаж | Бренд | Челябинск

| Поиск еЛама | Крепеж | Категории

| Самара | РСЯ Не еЛама | Ремонт | Общие | Москва | Смарт-баннеры

Мы называем кампании так:

  • еЛама — это кампании, созданные нами. Не еЛама — предыдущие кампании клиента, которые перенесли в наш сервис. Так очень удобно сравнивать эффективность.
  • Потом можно указать то, что рекламируем. Если у клиента несколько услуг или магазин с различными товарами, то для каждого товара / каждой услуги нужно создавать свою рекламную кампанию.
  • Далее — семантика. Брендовые запросы, категорийные, общие и т. д.
  • Гео. Здесь всё понятно. Если есть разделение по гео, то ставим, если нет — пропускаем.
  • Далее указываем тип кампании: поиск, сети, ретаргетинг, смарт-баннеры и т. д.

Это лишь пример. Для названия кампаний вы можете использовать любые удобные вам понятия, признаки или характеристики. Важно: в аккаунте должен быть единый тип названия кампаний. Тогда с отчетами будет проще работать.

Как это влияет на работу в Power BI?

Отчеты BI подтягивают названия кампаний. В Редакторе мы в два клика можем разделить название кампании (по разделителю | ) по признакам и фильтровать статистику.

Благодаря этому я могу увидеть отчет по конкретной категории за пять секунд, не сводя все вручную. Кликнула на интересующую меня категорию, и отчет сразу же перестроился, все нужные данные перед глазами. Интерактивность — это, несомненно, большой плюс.

Перестраивать отчет можно по любому показателю. Кликнули на параметр «Мобильные» — увидели отчет только по мобильным устройствам. Кликнули на «Поиск» — отчет только по поисковым кампаниям.То же самое с гео — вот вам отчет по регионам, вот по Москве.

Что в итоге

Ранее я упомянула, что могла составлять ежемесячный отчет для клиента целый день. С отчетами BI это занимает всего 30-40 минут. А у вас может занять и меньше, потому что бОльшую часть времени я любуюсь на свои графики :) Расскажу на примере.

Мне нужно сделать отчет для клиента, у которого пять рекламных аккаунтов. Для этого я:

  • захожу в свой шаблон (10 секунд);
  • нажимаю кнопку «Обновить» (30 секунд);
  • указываю нужный период времени в поле Date (3 секунды);
  • начинаю анализировать результаты (менее минуты);
  • пишу свои комментарии в том же шаблоне, для этого есть отдельная страница (время зависит от задачи).

Мне больше не нужно заходить в каждый рекламный аккаунт и выгружать данные, смотреть статистику в системах аналитики и думать, как сделать из всего этого один понятный и наглядный отчет. Я больше не смотрю на бесконечное количество страниц с цифрами. Никакого Excel, а на моих глазах слезы счастья.

Отмечу, что стало проще не только составлять отчеты, но и следить за рекламными показателями.

Раньше на ежедневный мониторинг кампаний я тратила больше часа каждый день. Ведешь 10 клиентов — заходишь в аккаунты рекламных систем каждого клиента (а у клиента, как правило, 3-5 аккаунтов). Смотришь на статистику по показам, CTR, CPC и т. д. После этого заходишь в Google Analytics, переключаешься между представлениями и ресурсами, пытаешься понять, всё ли в порядке.

Сейчас для каждого клиента у меня есть свой отчет BI. К одному отчету подключены все аккаунты клиента. Открываю отчет, нажимаю кнопку «Обновить», за одну минуту данные обновляются. Больше переходить никуда не нужно, анализирую результаты и радуюсь. На все уходит 15-30 минут. Пример готового отчета:

Основной плюс для меня — это даже не то, что я экономлю время. Я экономлю нервы. Месяц тернистого изучения Power BI и адаптации к отчетам BI стоил того, чтобы уйти от километров таблиц.

Мой руководитель спокоен: он знает, что в моем отчете будут корректные данные, а на его составление я не потрачу целый рабочий день. Клиенты довольны: они получают отчеты точно в срок или даже раньше. Я могу обновить отчет при помощи одной кнопки и отправить им ссылку на него в любой момент.Также клиентам нравились наглядные визуализации.

Я получаю удовольствие от аналитики и процесса создания отчетов. Наслаждаюсь технологиями, делаю понятные для себя и своих клиентов графики, не переключаюсь между сотнями окон в браузере. У меня больше нет необходимости работать со статистикой в другом сервисе. И желания тоже. Потому что отчеты BI помогают мне решать все рабочие задачи, связанные с отчетностью.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "eLama.ru", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": -1, "favorites": 21, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 88921, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 21 Oct 2019 12:14:53 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 88921, "author_id": 193634, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/88921\/get","add":"\/comments\/88921\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/88921"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199113, "last_count_and_date": null }
Комментариев нет
Популярные
По порядку
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }