Маркетинг
Pavel Belchenko
904

Как собрать крутого образовательного чат-бота, который работает даже в офлайне: некраткое пособие

Отдел автоворонок «Тесла Таргет» снимает покровы и рассказывает, как разработать чат-бота в нише детского финансового образования.

В закладки

С чего все начиналось

К нам обратилась Марина, руководитель «Поколения Z» – школы бизнеса для детей из Подольска. Задача – набрать группу для курса финансового образования. В числе прочего было решено создать чат-бота и автоворонку для более эффективного “прогрева” сомневающихся клиентов.

В итоге получился образовательный бот-игра. И он сработал даже не совсем так, как мы предполагали!

Но обо всем по порядку.

Самое главное – подготовка

Работать нужно было на привлечение родителей с детьми младшего подросткового возраста - нашей основной целевой аудитории. Мы решили начать с теплого сегмента: адекватных родителей. Тех, кто достаточно времени уделяет детям, стремится не просто дать им образование, но и научить большему. В нашем случае - это люди, которые понимают, что современному ребенку нужно научиться пользоваться деньгами.

Было решено создать тест на основе бота. Чтобы его мог пройти родитель вместе с ребенком и узнать, насколько предупрежден-вооружен ребенок в вопросах финансовой безопасности.

Большинство людей листают ленту и попадают на рекламу не только вечером, но и на работе - кто в обед, а кто попросту прокрастинирует. Поэтому нужно было предусмотреть вариант, когда взрослый заинтересовался тестом, прошел его сам, а потом дома начал заново и проверил свое чадо.

Вопросы теста мы разделили на 4 группы:

  • накопления;
  • экономия;
  • безопасность;
  • инвестиции.

Экономия и безопасность, конечно были приоритетными темами. Нашу целевую аудиторию больше всего волновало, чтобы ребенок “научился ценить деньги” и чтобы чадо не попало в беду из-за своей неосмотрительности.

Мы искренне считаем, что если делать продающий тест - то он должен быть настоящим, не для галочки. Клиент должен что-то узнать или понять, прежде чем попадет в автоворонку.

Поэтому первая редакция теста состояла из 15 вопросов, соответствующих финансовой тематике. Каждый вопрос был основан на опыте, с которым сталкиваются дети, распоряжаясь карманными деньгами. А в каждом вопросе было 3 варианта ответа, и бот давал комментарий по каждому!

В конце всех прошедших ждал приз: карточки для детей, которые легко выучить, чтобы им было безопаснее. Так мы показали “пробник” того, что ждало малышей и их родителей на настоящем курсе.

Как мы собирали бота

Инструментом для создания этой автоворонки мы выбрали Senler. Поэтому вначале кратко пробежимся по этапам работы.

  • Разработали тест на основе запросов родителей (“Мы хотим, чтобы ребенок понимал, что деньги делаются не из воздуха, и умел их ценить”). Распределили вопросы по 4-ем блокам (накопления, экономия, безопасность, инвестиции).
  • Прописали все возможные вопросы и ответы.
  • Создали в «Senler» бота №1. Заполнили его текстовыми блоками «Инструкция», «Вопросы» и «Ответы».

Несмотря на то, что боты уже давно обосновались ВКонтакте, не забывайте, что всегда найдутся подписчики, которые не в курсе. Обделять их нашими продуктами по признаку неосведомленности - это настоящая дискриминация! =) Поэтому предпочитаем добавить лишние блоки, чтобы все «разжевать».

Чем хороши автоворонки? В том числе и тем, что если человек заинтересовался нашим предложением и забыл - можно напомнить! Поэтому в любого бота, а особенно в игровой (где требуется дождаться ответа) - добавляем блоки с напоминаниями.

Первый - через несколько часов, а второй - завтра. Если клиент нас упорно игнорирует - не будем его «доставать».

Как делаются такие напоминания? Добавьте блок с временнОй задержкой (например 5 часов). Далее разместите блок «Условие». В нем укажите, что человек не должен находиться в шаге бота после кнопки «Старт» (иными словами, что подписчик не пошел дальше инструкции). Далее - текстовый блок с ожиданием ответа «Старт». И замыкаем этот блок со следующим пунктом.

Выглядит это так:

Еще одна «фишка» для любого бота - проверка на опечатки в ключевые моменты. Обидно будет, если человек вас не понял или просто допустил лишний случайный знак в ответе.

Такой проблемы не возникает, если видны кнопки. Но жизнь такова, что обновлять приложение собираются далеко не все. Поэтому нужно предусмотреть все.

Делается это с помощью блока «Условие», подключенного к «Ответу на сообщение» из предыдущего текстового блока. Тут можно задавать любые условия. Мы использовали его, как проверку на опечатку. Если ответ совсем никак не подходил - бот высылал предупреждение и просьбу написать еще раз. Если ответ в целом подходил (точно было понятно, что хотел сказать человек, но допустил ошибку или опечатку) - тогда сразу включался нужный этап.

Второй вариант требует филологических усилий, чтобы прописать возможные варианты, но делать это нужно. Так вы избежите негатива. Представьте, пришел не очень грамотный или не очень внимательный человек. То с ошибкой напишет, то букву пропустит. А бот ему раз за разом: «Попробуйте еще раз!» НЕ надо так.

Бот №1 с тестом готов. Создаем бота №2 (или рассылку) и наполняем его контентом. Соединяем две части автоворонки. Тестируем. Бот готов!

Технические решения

Сервис «Senler» - это интуитивно понятная и удобная система. Единственный минус: в визуальном редакторе ботов наша задумка стала выглядеть, как старинный коммутатор с проводами:

и это только маааленькая часть =)))

Резюмируем некоторые фишки и «костыли». Самое интересное - решать сложные задачи, а потом кайфовать, видя как все работает - не так ли?

  • В боте были достаточно объемные тексты, которые должны приходить друг за другом. Вопрос-ответ-комментарий-вопрос-ответ-комментарий… Чтобы человек мог проходить тест в своем ритме, мы предусмотрели элементарное решение: кнопку «+» после каждого ответа. Только после ее нажатия приходит следующий вопрос. Такая мелочь создает комфорт - бот не бежит впереди человека.

    У нас были сомнения, а не отпугнет ли это участников - все-таки лишнее действие в каждом пункте! Опасения не подтвердились - на этом этапе отписок не было.
  • Самая запутанная и сложная часть схемы - это постоянные проверки на опечатки. Эта работа занимает существенное время. Но практика показала - оно того стоит. Не у всех отображаются кнопки в диалогах. Стоит ошибиться хоть в знаке - бот может сломаться. Всегда предусматривайте проверку на опечатки - увеличите доходимость до конца и сохраните нервы.
  • Настраивайте напоминания, если подписчик интересовался ботом, но не пошел дальше или «завис» на каком-то этапе. Часто заинтересованный клиент видит рекламу, подписывается, а потом что-то его отвлекает. Так можно потерять до трети всех потенциальных клиентов. Напомните подписчику о себе завтра, а потом дня через два. Нет контакта? Оставьте в покое - не портите карму.
  • Тест можно пройти сколько угодно раз. При этом после теста начинает приходить полезный и продающий контент. Как сделать, чтобы контент не задвоился? Схема такая: разбивайте автоворонку на двух ботов или бот и рассылку (первый - тест, второй - контент). И устанавливайте проверку на нахождение в боте:

И если подписчик уже есть во втором боте или рассылке - после теста срабатывает «заглушка». И Senler не станет еще раз подписывать клиента на контент, а вот тест проходить можно сколько угодно!

Кстати, как думаете, почему некоторые проверки на опечатку выглядят так странно?

Может наш автоворонщик накосячил? Пишите в комментарии, а мы пока пойдем к нему и спросим)

А теперь как в «Википедии»:

Интересные факты (и выводы, конечно)

Работа над автоворонкой для «Поколения Z» оказалась очень эмоциональным опытом. Марина делилась с нами своими наблюдениями и интересными событиями из жизни нашей автоворонки, которые мы отследить не могли. Почему?

Воронка вышла в оффлайн и стала жить еще и там!

В октябре Марина решила провести оффлайн собрание для родителей и детей - как еще одну промо-акцию. И переделала наш тест в формат раздаточного материала. И это помогло привлечь еще несколько клиентов прямо из оффлайна!

Отсюда вывод: если делаете тест, викторину, квест в чат-боте - делайте их с полной отдачей и погружением в материал. Да, цель бота - все-таки “затащить” потенциального клиента в воронку. Но если вы стремитесь принести пользу даже на этом начальном этапе - все окупится. Подписчик почувствует внимательное отношение и заботу.

А халтурный материал не сработает ни в оффлайне, ни в чат-боте.

Тестируйте все решения

Даже те, которые кажутся очевидными. Убеждены, что лишняя кнопка уменьшит конверсию. И тратите время, чтобы протестировать: “ А какую временную задержку ставить между вопросами, чтобы клиент успел прочитать?” Зря. Мы рискнули, и тест стал гораздо комфортнее без потери доходимости.

А вот количество вопросов пришлось снизить

10% участников не доходили до конца. Пришлось наступить на горло собственной песне и заставить автоворонщика убрать часть вопросов. И ситуация улучшилась. Поэтому оптимальным количеством вопросов в информативном тесте мы установили 10, а в развлекательном - не больше 7.

Читатели устали от контента

Конверсия с этапа, где мы рассылаем полезную информацию была ничтожной по сравнению с тестом. Интриговать и развлекать подписчика становится важнее, чем присылать лонгриды, топы и прочие «полезные подборки».

Понравилась статья? Больше полезного можно найти в нашей группе.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Pavel Belchenko", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 2, "likes": 5, "favorites": 54, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 90009, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 28 Oct 2019 17:03:49 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 90009, "author_id": 183050, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/90009\/get","add":"\/comments\/90009\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/90009"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199113, "last_count_and_date": null }
2 комментария
Популярные
По порядку
0

Ответ содержит Старт и 
Ответ не содержит Старт
это значит, что хоть что-то есть в ответе, да?

Но можно же было использовать условие "ответ на сообщение" - переходи на другой шаг - далее проверка есть ли он в этом шаге.
Почему не сделали так?

Ответить
0

Захар, ответ содержит старт + ответ НЕ РАВЕН старт (не "не содержит", а "не равен" - это важно). Мы часто сталкивались с тем, что люди печатают в спешке и допускают опечатки самые досадные: лишний пробел, лишний знак какой-то. При этом нам было важно разграничить тех, кто именно старт написал и что-то другое. Может у клиента вопрос или негатив или еще что-то. Если делать реакцию на любой ответ, то можно огрести негатива: человек задал вопрос а мы ему просто тест запустили.

Если бы важно было любое непустое значение – конечно, согласен с вами – делали бы именно так. И обязательно с проверкой на шаг в боте.

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }