{"id":4100,"title":"\u041a\u0430\u043a \u0443\u0441\u0442\u0440\u043e\u0435\u043d\u044b \u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f-\u043a\u043e\u043c\u0430\u043d\u0434\u044b \u00ab\u0420\u0430\u0439\u0444\u0444\u0430\u0439\u0437\u0435\u043d\u0431\u0430\u043d\u043a\u0430\u00bb","url":"\/redirect?component=advertising&id=4100&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/248133&hash=a7b0a088930ad5bdf26d69e10462a67c204c2ce1406f5fed55f5834263220fe6","isPaidAndBannersEnabled":false}
Маркетинг
Maxim Spiridonov

«Уже нельзя за $10 тысяч купить логотип на футболке и радоваться»: представители сферы киберспорта обсуждают рынок

Беседы провёл основатель образовательного холдинга «Нетология-групп» Максим Спиридонов.

Герои выпуска: Роман Дворянкин и Николай Петросян из холдинга ESforce и директор по развитию бизнеса компании Starladder Андреем Чередниченко.

Киберспортивные болельщики чем-то принципиально отличаются от спортивных?

Андрей Чередниченко, директор по развитию бизнеса Starladder: Они болеют за свои команды, как и спортивные болельщики, но больше предпочитают болеть из дома, так как компьютерные игры — более замкнутая вещь. Кроме того, они миролюбивее.

Николай Петросян, руководитель сайта Cybersport.ru: К счастью для киберспорта, киберспортивные болельщики полностью отличаются от футбольных. Я большой фанат футбола. Вся моя жизнь — футбол.

Когда я сравниваю атмосферу на стадионах футбольных и киберспортивных соревнований, очевидно: киберспортивные болельщики максимально толерантны и готовы поддерживать команду соперника.

Они аплодируют хорошим действиям игрока соперника, потому что больше ценят игру и признают достойного соперника. В футболе не так. Здесь чёткое разделение на два враждующих лагеря. Если ты красно-белый, ты красно-белый, и никогда игрок ЦСКА для красно-белого не может сделать что-то хорошее на поле. Признать это — предать свои цвета, отказаться от религии.

Что такое киберспорт сегодня?

Николай Петросян: Если перефразировать министра спорта Колобкова, это самый массовый вид спорта.

Действительно, когда Федерация компьютерного спорта России отчитывается о проведённых мероприятиях, о количестве участников, получается, что самый массовый спорт в России сейчас — киберспорт.

Люди видят: киберспорт превращается в настоящую бизнес-индустрию, перестаёт быть нишевым сообществом, которое взаимодействует по понятным только ему правилам, что здесь работают все те же механизмы, которые есть в большом спорте.

Роман Дворянкин, генеральный менеджер команды Virtus.pro: В киберспорте сконцентрирована большая аудитория, до которой крупным брендам трудно достучаться с помощью традиционных каналов.

Они не смотрят телевизор, не видят рекламу в вагонах метро, в браузере у них установлен AdBlock.

А киберспорт — то, что они любят, и, соответственно, для больших брендов это очень эффективный способ достучаться до молодой аудитории, тех, кто родился в 2000 году, даже чуть постарше или помладше.

Монетизация команды — рекламные деньги и призовые. Какая пропорция?

Роман Дворянкин: Если в категориях выручки, призовые занимают большую часть, составляют около 50% или чуть больше, но мы должны понимать, что 85–90% этих денег потом уходит игрокам, а именно в доход обращается 10–15%.

Если говорить о рекламных деньгах, наши спонсорские контракты измеряются сотнями тысяч долларов в год. Это сопоставимо с уровнем клубов-середняков Российской Премьер-Лиги по футболу, с уровнем спонсорских контрактов в КХЛ.

То есть киберспорт — уже довольно взрослая индустрия. Прошли те времена, когда за $10 тысяч ты мог купить логотип на футболке киберспортивной команды и радоваться жизни.

Надвигается, как говорят, экономический кризис. Это всегда связывается с падением рекламного рынка. Что-то готовите, чтобы подстелить соломку и перестраховаться другими направлениями выручки?

Николай Петросян: У нас кризис перманентный по двум причинам.

Первое — в последние 10–15 лет медиа в принципе переживают кризис из-за потери монополии относительно информации. Есть соцсети, блогеры, любой обладатель смартфона может что-то снять и лишить нас хлеба.

Второе — лишились монополии относительно рекламодателя. Если раньше производитель компьютеров приходил только в какое-то медиа, потому что знал, что здесь собраны люди, которые будут покупать компьютеры, то сейчас он может закупить рекламу в Google, «Яндексе», на Facebook, во «ВКонтакте», «Одноклассниках», контекстную, таргетированную, может пойти к блогерам — и только потом прийти к нам.

С одной стороны, мы лишились двух важных монополий. С другой — поколение Z активнее использует блокировщики рекламы, это вызов. Но даже так находим варианты монетизации.

Мы провели масштабное исследование аудитории и понимаем, что поколение Z, в отличие homo sovieticus, как я их называю, готово к микротранзакциям.

Советские люди до сих пор не могут понять, почему они должны платить 199 рублей за просмотр Чемпионата России по футболу. Они привыкли: включаешь Первый канал, там Перетурин, «Спартак» — ЦСКА, смотришь бесплатно, потому что так заведено. А новое поколение привыкло, что в играх есть микротранзакции, что нужно покупать предметы в игре.

Киберспорт заменит собой обычный спорт в сознании массового болельщика?

Николай Петросян: Я бы сказал, что будет дополнять. Есть несколько очевидных примеров глобального масштаба: футбольный клуб PSG, чтобы выйти на китайский рынок, на котором Real Madrid и Manchester United чувствуют себя вольготно, просто купил одну из самых крутых киберспортивных команд.

Команда называлась LGD, теперь она называется PSG LGD. Ребята выступают в той же форме, что и PSG. Вот пример того, каким образом большой спорт может взаимодействовать с киберспортом.

Роман Дворянкин: У киберспорта, в отличие от традиционного спорта, нет семейности. Мой папа болел за «Спартак», и я болею за «Спартак». Мой дедушка болел за Washington Capitals, я хорошо это помню, поэтому тоже за них болею. Можно создать эту базу, которая позволит через 10–15 лет иметь такую традицию, которую на самом деле не купишь. В неё осознанно инвестируют.

Я не разделяю прогнозы многих спортивных евангелистов, что киберспорт убьёт всё и будет главным спортом в мире. Думаю, киберспорт войдёт в пятёрку или семёрку самых популярных спортивных дисциплин в целом. Он не обгонит футбол, не обгонит баскетбол, вряд ли обгонит хоккей на рынках вроде Канады или России.

Подробнее о коммуникации с поколением Z, особенностях работы киберспортивной индустрии и кризисе медиа — в полной версии интервью.

{ "author_name": "Maxim Spiridonov", "author_type": "self", "tags": ["\u0440\u043e\u043c\u0430\u043d\u0434\u0432\u043e\u0440\u044f\u043d\u043a\u0438\u043d","\u043d\u0438\u043a\u043e\u043b\u0430\u0439\u043f\u0435\u0442\u0440\u043e\u0441\u044f\u043d","\u043c\u0430\u043a\u0441\u0438\u043c\u0441\u043f\u0438\u0440\u0438\u0434\u043e\u043d\u043e\u0432","\u0430\u043d\u0434\u0440\u0435\u0439\u0447\u0435\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0447\u0435\u043d\u043a\u043e","virtuspro","starladder","esforse","cybersport"], "comments": 0, "likes": 8, "favorites": 23, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 90122, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 29 Oct 2019 11:51:53 +0300", "is_special": false }
0
0 комментариев
Популярные
По порядку
Читать все 0 комментариев
«Запоминают тех, кто сделал продукт массовым, а не выпустил его первым»: главное из интервью основателя Ecwid Статьи редакции

Руслан Фазлыев рассказал проекту «Русские норм!», почему для успеха не нужно быть первооткрывателем, привлекать большие инвестиции и уезжать за границу.

Основатель Ecwid Руслан Фазлыев
Как прокачать команду, компанию и экологию: акселератор, который понравился бы Кофи Аннану

Рассказываем о простом и классном проекте, благодаря которому METRO развивает сотрудников и генерирует инициативы по устойчивому развитию.

Основатели южноафриканской криптобиржи Africrypt пропали вместе с биткоинами пользователей на $3,6 млрд Статьи редакции

В апреле они объявили о «взломе» платформы и попросили пользователей не обращаться к юристам.

Учимся подглядывать в портфель Баффета и не только

Наверняка каждый инвестор интересовался, куда инвестируют крупные фонды или известные профессионалы: Билл Гейтс, Уоррен Баффет, Джордж Сорос или Рэй Далио. Узнать все это можно и достаточно просто.

Умер Джон Макафи, создатель антивируса McAfee — его нашли мёртвым в тюремной камере Статьи редакции

По предварительным данным, он совершил самоубийство.

Сервис для быстрой проверки QR-кодов вакцинации

C 28 июня кафе и рестораны Москвы и Московской области будут обязаны проверять QR-коды посетителей на предмет вакцинации. Мы решили немного помочь рестораторам и сделали сайт checkQR.ru, который ускорит и упростит процесс проверки вакцины.

У Timepad появился раздел «сервисы»: кому и зачем это нужно

Timepad обновляется. Вслед за сменой бизнес-модели и введением подписного формата работы с организаторами мы улучшаем внутренний функционал платформы. Цель последнего изменения — легкость работы по созданию событий на Timepad. Мы постоянно кастомизируем и улучшаем наши сервисы и продукты для того, чтобы организаторы получали новые опыты и…

HR-сервис Т1 TalentForce повышает эффективность массового найма

Наша компания запустила сайт HR-платформы Т1 TalentForcе, которая повышает эффективность рекрутмента за счет автоматизации найма.

Что внутри у Алены: разбираем чат-бота по косточкам
Московские рестораторы попросили власти перенести введение «бесковидного режима» для ресторанов с 28 июня на 1 августа Статьи редакции

И предложили пускать посетителей на летние веранды без QR-кодов.

Alser - майним крипту на вашей технике, с любовью

В филиале магазина по продаже техники занимаются майнингом криптовалюты на продаваемых ноутбуках.

В магазине техники Alser на продаваемых, новых ноутбуках майнят криптовалюту
Комментарии
null