{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Как находить маркетинговые гипотезы для масштабирования бизнеса

📌 Ситуация: запрос бизнеса на рост, увеличение потока клиентов, поиск рычага масштабирования, поиск новых рекламных каналов.

Что делать: сформировать список гипотез для проверки.

Кто может это сделать: ваш директор по маркетингу или внешний эксперт — директор по маркетингу на аутсорсе.

В статье расскажу про свой подход к работе с запросом бизнеса на рост, увеличение потока клиентов, поиск рычага масштабирования, поиск новых рекламных каналов. Приведу примеры и разберу, как и где искать идеи для роста. Говорить буду в первую очередь про то, в чём разбираюсь — про интернет-маркетинг.

Где и как искать гипотезы

1. Прецедент внутри

Это случай, когда какая-то рекламная конфигурация сработала для вашей компании и принесла лиды. То есть мы ищем гипотезы в тех областях, где ранее уже что-то получилось.

Как собирать гипотезы:

  • Аудит маркетинговой активности
    Провести аудит того, что работает сейчас или работало в прошлом, и того, что раньше пробовали в маркетинге, но не сработало. Проанализировать взлёты и падения, заметить корреляции.
    Пример: определить, когда последний раз у компании был заметный рост в клиентах и с чем он был связан? Можно ли повторить и усилить его? Какие главные метрики в текущих рекламных воронках? Как их улучшить?
  • Аудит от внешних экспертов
    Если не хватает экспертизы, для аудита можно привлечь внешних узкоспециализированных экспертов. Они помогут оценить потенциал роста и найти способы, как выжать еще больше из уже работающих рекламных инструментов.
    Пример: Яндекс Директ — ваш основной рекламный канал, и вы считаете, что взяли из него максимум. Что если запросить аудит рекламных кампаний у 3-х независимых директологов и получить взгляд со стороны и гипотезы роста?

2. Прецедент у конкурентов

Ищем то, что сработало у конкурентов. Вы игроки одной ниши, и регулярный сбор лучших практик позволит взять удачные идеи и трансформировать их под себя.

Как собирать гипотезы:

  • Анализ рекламы конкурентов
    Проверяем каждый популярный канал трафика на наличие в нём рекламы конкурентов. Выявляем лидера и разбираемся, за счёт чего он занимает эту позицию. Забираем лучшие решения.
  • Анализ кейсов в интернете по вашей нише
    Изучить все доступные статьи, кейсы, публикации по вашей нише. У кого и как получалось?

⠀⠀

3. Прецедент у компаний со схожей целевой аудиторией

Смотрим на компании, которые не являются для бизнеса прямыми конкурентами, но имеют общую ЦА.

Как собирать гипотезы:

  • Анализ их опыта, кейсов
    Так можно получить неочевидные идеи, а также рассмотреть эти компании в качестве партнёров для организации дополнительного канала сбыта.
    Пример: бизнес предлагает юридические услуги для иностранных граждан. Эта аудитория также интересна компаниям-работодателям, которые их нанимают. Анализируем рекламу бизнеса, узнаём, что он успешно привлекает ЦА с помощью локальных WhatsApp (принадлежит компании Metа, которая признана в России экстремистской организацией и запрещена) чатов, оцениваем гипотезу, забираем на тест.

4. Опыт текущей команды

Как собирать гипотезы:

  • Групповые и персональные мозговые штурмы с командой и отдельными сотрудниками
    Общение с применением техник коучинга для раскрытия накопленного потенциала.

5. Консультации со сторонними специалистами

Общаемся со специалистами с опытом и кейсами в вашей нише или в нише со схожей ЦА.

Как собирать гипотезы:

  • Консультация с маркетологами / специалистами по трафику / директорами по маркетингу
    Для этого нужно: найти специалистов, сформировать список точных вопросов, провести консультацию, интерпретировать результаты в идеи и гипотезы.
    Пример: сделать широкую воронку найма, разместив вакансию на сайтах поиска работы, в ТГ-чатах, в ВК-группах. В анкете отклика на вакансию спросить про опыт. Отобрать специалистов с опытом в вашей нише и прособеседовать их, узнав подробности.

    Ещё пример: выйти на действующих специалистов / директоров по маркетингу в компаниях ваших конкурентов и запросить консультацию.

6. R&D гипотезы (research and development, исследование и развитие)

Это гипотезы без подтвержденной эффективности. Именно здесь обычно скрывается кратный рост, disrupt рынка, но и самые высокие риски тоже здесь. Потому что такие связки еще не использует никто из ваших конкурентов. Здесь могут быть самые безумные идеи.

Как собирать гипотезы:

  • Мозговые штурмы в отделе маркетинга/трафика с прицельным поиском гипотез в ещё не разведанных рекламных источниках
    Пример: пройтись по подробному списку доступных на данный момент рекламных каналов, способов продвижения и по каждому пункту задать вопрос: есть ли в этом канале наша ЦА? Как можем использовать этот способ и какова вероятность успеха?
  • Обратиться за информацией к экспертам в этих источниках
    Получить индивидуальную консультацию по своему запросу.
    Пример: по одному из проектов у нас не было понимания всех возможностей, которые даёт Авито. Я обратился к узкоспециализированному профи по Авито, озвучил свой запрос, получил набор гипотез и кейсы по нужной нише.
  • Обратиться за консультацией к представителям самих источников/инструментов
    Получить индивидуальную консультацию по своему запросу, возможностям сотрудничества и кейсам.
    Пример: по одному из проектов я обратился к менеджерам продуктов для бизнеса большой четверки мобильных операторов, и оказалось, что только у Теле2 есть возможность таргетировать смс-рассылки на иностранных граждан. Это то, что нам было нужно.

7. Гипотезы по новым сегментам ЦА, смыслам, бизнес-модели, вариантам позиционирования

Здесь идем не от инструментов и рекламных источников, а от смыслов, ЦА и бизнес-моделей. Фокус на поиске новых сегментов.

Как собирать гипотезы:

  • Мозговые штурмы по сегментам целевой аудитории, их болям и потребностям. Придумать новые смыслы и посылы, выявить новые ценности продукта.

  • Анализ рынка, конкурентов, их упаковки, смыслов, позиционирования. Используем тайного покупателя. Такой анализ также поможет ответить на вопрос, как дифференцироваться и почему потенциальный клиент должен выбрать вас, а не конкурента.

  • Провести кастдевы в дополнение к предыдущему пункту.

  • Посмотреть на бизнес через фреймворки: User Stories, JTBD, CJM, lean canvas и другие.

Алгоритм работы: от поиска идей до результата

  1. Ищем идеи: анализируем, докапываемся, собираем и систематизируем информацию

  2. Верно интерпретируем полученные данные

  3. Формируем список гипотез роста (гипотезы могут быть, например: по рекламным источникам, по подрядчикам, по связкам, по посадочным страницам, по смыслам)

  4. Оцениваем каждую, отбираем шорт-лист приоритетных: с наименьшей ценой ошибки, наибольшим влиянием на ключевой показатель и скоростью тестирования

  5. Составляем ТЗ на необходимых для внедрения специалистов, подрядчиков

  6. Регулярный менеджмент: ведем системную работу спринтами и по HADI-циклам с фокусом на приоритетных гипотезах
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда