(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(34088915, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(34088915, 'hit', window.location.href);

Мониторинг конкурентов и отрасли 24/7: лайфхаки и применение в PR и бизнесе

Как первым отследить важные изменения на рынке и в медиапространстве? Как использовать полученные данные в бизнес-коммуникациях? О том, как стать “всевидящим оком” и мониторить важные новости отрасли в режиме реального времени без лишних трудозатрат, рассказывает “СКАН-Интерфакс”.

Чем мониторинг конкурентов и отрасли полезен для бизнеса

Регулярный мониторинг конкурентов и отрасли — это большое подспорье для любого бизнеса. Во-первых, это отличный способ узнать обо всех изменениях на рынке.

Например: в конце 2022 года петербургский завод Hyundai еще работал, но в апреле 2023 года появились новости о его возможной продаже. Сначала покупателями называли казахских партнеров, потом — китайских и российских. К октябрю ситуация никак не разрешилась, а завод находился в простое. Что даёт эта информация: с российского авторынка ушел крупный бренд. Автодилеры, которые занимаются параллельным импортом, могли проследить хронику событий в СМИ и раньше конкурентов скорректировать планы продаж.

Во-вторых, мониторинг помогает контролировать репутацию бизнеса. Чем быстрее вы узнаете о распространяющемся негативе, тем раньше вы сможете на него среагировать и предпринять соответствующие меры.

В-третьих, мониторинг будет полезен при постановке KPI PR-отделу. Например, если ваша цель быть заметнее других компаний в отрасли, то в качестве основной метрики можно установить Индекс заметности. Главная особенность показателя в том, что он помогает КАЧЕСТВЕННО оценивать присутствие компании в медиа.

В качестве примера рассмотрим в СКАНе банковскую отрасль. Мы видим, что по количеству упоминаний в СМИ на втором месте - Альфа Банк. Однако по Индексу заметности он уступает Тинькофф Банку, что говорит о том, что у PR-службы этого банка публикации были в более авторитетных источниках.

В-четвертых, мониторинг поможет держать “руку на пульсе” оставаться в курсе законотворческих инициатив. Такие данные, как действия регуляторов и критичные изменения в отрасли, помогут скорректировать GR-стратегию.

Например: правительство подготовило новый закон о маркировке сельскохозяйственных животных, который вступит в силу 1 декабря следующего года. Что это значит? Необходимо оперативно подготовить соответствующие документы и инфраструктуру. Чем раньше вы узнаете о законе — тем больше времени будет на реагирование.

В конце концов, наблюдать за действиями конкурентов с помощью мониторинга всегда полезно. Только так вы сможете проанализировать их активность в медиапространстве и сделать выводы для своих будущих PR-кампаний.

Переходим к практике: 2 способа мониторинга конкурентов и отрасли

Если конкурентов много и сфера бизнеса широкая, то уследить за всеми новостями отрасли становится сложнее. В таком случае важно автоматизировать рутинные процессы, чтобы было проще сфокусироваться на ключевых стратегических задачах. Для того, чтобы не пропустить ничего важного, можно воспользоваться специальными сервисами:

  • Агрегаторы электронных СМИ и соцсетей

Агрегаторы новостей, такие как Mail.ru и Дзен, собирают публикации из разных онлайн-СМИ и сортируют их по темам: политика, спорт, образование, региональные новости. С одной стороны, кажется, что это удобно. Но не все так просто. Из минусов можно выделить:

  • временные затраты. Чтобы следить за событиями, придётся регулярно заходить на ресурс, а это требует времени.
  • большое количество нерелевантный информации. Агрегаторы не обрабатывают сложные поисковые запросы, поэтому отыскать действительно полезную информацию не так уж и просто.
  • ограниченное количество источников. Если нужно следить за публикациями издательства, которого нет в агрегаторе, придется тратить дополнительное время и просматривать его отдельно.
  • отсутствие платных источников.
  • отсутствует аналитика

Сервисы вроде Google Alerts и Яндекс.Блогов помимо сообщений электронных СМИ собирают информацию из блогов, форумов и других интернет-источников. Поисковые запросы они обрабатывают быстро, но результат выдают спорный.

Например, на запрос по ключевому слову «Hyundai» мы получили:

  • новости бренда;
  • автомобильные обзоры;
  • сводки о ДТП;
  • карточки товаров из магазинов.
Скриншот: Google Alerts 

Эти инструменты бесплатны и подойдут для решения разовых небольших задач. Если же нужно мониторить разные компании и общую обстановку в отрасли, на работу с агрегаторами будет уходить неоправданно много времени.

  • Системы автоматизации мониторинга

Автоматизация подойдет тем, кто хочет постоянно быть в курсе событий отрасли и конкурентов и быстрее мониторить новости. Специальные сервисы изучают источники, выделяют важную информацию и представляют ее в наглядном виде.

Ручной мониторинг занял бы намного больше времени. Например, если компания работает в фармацевтической отрасли, в день по ней могут быть сотни, а то и тысячи упоминаний. Представьте, сколько часов понадобится, чтобы вручную отсмотреть их все.

Основное преимущество сервисов в том, что они автоматически фильтруют новости и представляют их вам в удобном виде. Рассмотрим на примере СКАН-Интерфакс.

В СКАНе можно настроить ленту, чтобы получать только актуальную информацию, которая будет обновляться в режиме реального времени. Достаточно выбрать тему, отрасль, источники и регион — система соберет публикации по заданным параметрам. Получится кастомная сводка, в которую PR-менеджер сможет системно заглядывать в течение дня и получать оповещения.

Скриншот: лента новостей в "СКАН-Интерфакс"

Также можно сделать аналитику по инфоповодам, которая покажет наиболее заметные или охватные новости по вашему запросу. Это нужно для того, чтобы получить быстрый взгляд на ситуацию в отрасли.

Скриншот: раздел "инфоповоды" в "СКАН-Интерфакс"

Применяем результаты мониторинга на практике

С самим процессом мониторинга мы разобрались. Теперь переходим к заключительному этапу — применению полученных результатов на практике. Мы собрали три шага для правильного анализа данных.

  • Построение бизнес-планов

Быстрая реакция на изменения в отрасли позволит скорректировать бизнес-стратегию. Например: в августе Япония ввела санкции на ввоз подержанных авто в Россию, многие предприниматели высказались на эту тему. Руководитель одной из ведущих на Дальнем Востоке компаний-импортёров выпустил видео-разъяснение, что работать всё ещё возможно. За роликом последовали обзоры японских авто, оформленных до санкций, а также несколько видео о корейских и китайских автомобилях. По контенту конкуренты могли предположить, что компания станет возить автомобили из Южной Кореи и Китая. А значит, можно прогнозировать, как сложится ситуация на вторичном рынке в ближайшем будущем и скорректировать стратегию.

  • Корректировка PR-стратегии

Аналитика СКАНа позволяет оценить место компании в медиапространстве и среди конкурентов, что является основной для построения и корректировки PR-стратегии: какие каналы коммуникации использовать, какие инфоповоды освещать, как часто выпускать материалы, за какими показателями следить и так далее.

  • Находить новые пути развития

Чем раньше компания узнает о новом перспективном продукте, тем быстрее успеет среагировать и задуматься о новых сотрудничествах и партнерствах. Например, компании сетевого ритейла регулярно отслеживают запуск крупных проектов, в особенности строительство новых жилых комплексов, в которых они могут открыть новый магазин раньше конкурентов.

Если вам интересно использовать СКАН для мониторинга отрасли и активности конкурентов, запросите тестовый доступ по «кнопке» ниже и оцените удобство сервиса уже сейчас.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда