Женская грудь и McDonald's: как я инициировал судебный иск, о котором написали СМИ семи стран мира
Или по научному: технология информационного воздействия на международные хозяйствующие субъекты.
Всем привет! Меня зовут Сергей Нешков ✌ Я медиатехнолог и аспирант МГУ им. Ломоносова. Мой профиль — информационные войны, психологические операции и генерация медиавирусов. Не только атакуем, но и продвигаем 😉 Хочу поделиться одним кейсом годовой давности.
Разбор сделан для демонстрации технологии и развития критического мышления у читателя
Как-то раз ко мне прилетел запрос на генерацию вирусного инфоповода. От кого был запрос, раскрывать не могу, но, думаю, вы и так все поймете.
При разработке вирусов я взял на вооружение наработки замечательных пиарщиков Антона Вуймы, моего друга Романа Масленникова и личный опыт.
Получилась следующая технология:
1. Берем объект продвижения + делаем событие, которое содержит в себе три «С» (секс, смерть и смех). Это базовый уровень вирусности обеспеченный естественными потребностями обычного человека:
- Секс (отношения полов, феминизм и сексизм, обнаженка и так далее) — размножиться.
- Смерть (аварии, катастрофы, членовредительство и прочая жесть) — заглянуть за запретные горизонты.
- Смех (абсурдные события, фрики, нестандартное поведение) — расслабиться и отвлечься.
Также если на этом уровне вы затронете какую-нибудь общественную проблему — это усилит эффект.
2. Затем берем получившуюся конструкцию и прикрепляем ее к одному из трех типов объектов:
- Известному месту (например, Красная площадь).
- Популярной личности (скажем, Пугачева, Жириновский или президент).
- Сакральному объекту (храм, синагога, капище неоязычников, Конституция, иногда известный бренд и так далее).
Этот этап позволяет использовать точки входа в крупные ментальные общности.
3. В финале мы все это цепляем к генеральному инфоповоду. Просто открываем топ «Яндекса» и смотрим, что сейчас обсуждается сильнее всего. В итоге связываем вместе все элементы и получаем новость, которая зачастую проходит через перегруженное инфополе как нож сквозь масло. Потому что оно уже «прогрето» и сопротивляемость медиаакторов значительно ниже.
Многие популярные новости содержат эти компоненты.
В качестве примера приведу новость о которой вы скорее всего слышали.
Вряд ли вы вспомните детали этой истории (фамилию активиста, причину акции, политический контекст) и даже год ее выхода. Но, скорее всего, о новости вы не забыли. Есть простое объяснение — наличие почти всех вышеперечисленных элементов.
Здесь есть секс (обнаженка), смерть (почти в буквальном смысле членовредительство), смех (абсурдность ситуации), известное место (Красная площадь) и генеральный инфоповод (День сотрудника органов внутренних дел). Возможно, вы удивитесь, но событию уже семь лет. Однако оно запомнилось. И это при условии, что новость обычно «живет» около 5 часов.
Понятно, что концепция «трех “С” и двух прикреплений» идеальная и не всегда получается сделать так, чтобы были соблюдены все условия.
В моем случае получилась схема: секс + смех + общественная проблематика + сакральный объект (известный бренд).
Концепция новости звучала так: «Москвичка подала в суд на McDonald's: в лого компании она увидела женскую грудь».
По легенде девушка услышала от молодого человека , что эмблема McDonald's напоминает ему большую женскую грудь и оскорбилась этому. А затем подала в суд с требованием запретить ее использование на территории России.
В качестве истца выступила моя знакомая, начинающий блогер Настя Коровенкова. Юриста нашел мой товарищ и соорганизатор этой истории — опытный пиарщик Александр Андрианов. Документ был составлен и отправлен в суд. Его содержание можно посмотреть тут.
Настя написала пост, в котором перечислила все свои претензии к McDonald's, и приложила фото иска. Я накидал пресс-релиз, а Саша сделал рассылку в СМИ. И понеслось.
Сперва о новости рассказал уничтоженный, но восстановленный Instagram-аккаунт «Маленькие Большие новости» (проект «Телеканала 360») — с аудиторией более миллиона подписчиков.
Пост с роликом про эту историю в итоге набрал более 300 тысяч просмотров, около 15 тысяч лайков и под 3000 комментариев.
Затем среагировал старина life.ru.
Ну а дальше новость завирусилась и разлетелась по всей России. Можете сами погуглить, кто об этом писал. Широко история была представлена во «ВКонтакте» — она прошлась по территориальным пабликам и городским сообществам от Москвы до Тюмени.
Позже публикация в одном уральском издании была подхвачена китайскими СМИ и иными площадками в азиатском сегменте.
В то же время новость пошла в СНГ.
...и Восточную Европу.
В Прибалтику.
Спустя 23 дня после первой публикации про иск рассказал Александр Невзоров в своей передаче на Эхо Москвы.
Последнее упоминание вышло по прошествии двух месяцев в «Московском Комсомольце».
Ну а в финале кейс попал на русский TED, где о нем рассказал Роман Масленников.
Одним словом, неплохо поработали и повеселились. Особенно доставили комменты в малайзийском Facebook — с призывами подавать в суд на Башни-близнецы в Куала-Лумпуре, так как они похожи на два эрегированных пениса 😂
Риторический вопрос о том, что продвигала данная новость, оставлю открытым. Но если будет желание обсудить — приглашаю оставить свои версии в комментариях.
Пост получился длинный. Спасибо, что дочитали!
-Я медиатехнолог и аспирант МГУ им. Ломоносова. Мой профиль - информационные войны, психологические операции и генерация медиавирусов.
Я точно на VC? 🤔
Максим, ну а что такого? Я не имею права рассказать о своем опыте?
Я надеюсь, что после подобных материалов у людей уровень осознанности вырастет.
"уровень осознанности вырастет" - это об уровне недоверия СМИ? Куда уж выше.
Уровень недоверия возникает из-за непонимания технологии. Когда растет осознанность люди начинают более внимательно подходить к подбору информационных источников заслуживающих доверия. Все уходят в СМИ с качественным факт-чекингом. Остальные СМИ вынуждены подстраиваться под новые тренды и повышать качество своих материалов. Потребитель в выигрыше.
Полагаю, что всё наоборот.
Нет гарантии, что источник, якобы заслуживающий доверия, не использует другие (более тонкие и изощрённые) технологии.
Проблема в том, что никто и никогда не даст вам никаких гарантий. СМИ, блогеры и селебрити зарабатывают на вашем доверии продавая вам рекламу. Но ключевая проблема в нашей стране, что люди вообще ждут какие-то гарантии. Надо просто понять, что нам никто ничего не должен и самому позаботиться о себе. Как минимум сформировав четкий потребительский запрос на качественную информацию.
" Но ключевая проблема в нашей стране, что люди вообще ждут какие-то гарантии." - даа?!
*правильно - не ждать, а требовать
По последнему высказыванию я с вами полностью согласен - требовать*. Ждать - пассивная позиция, а требовать - проактивная. Как раз то, о чем я говорил.
*но в разумных (адекватных) пределах и в соответствии с законодательством
Мне представляется полностью ущербной такая позиция: "Но ключевая проблема в нашей стране, что люди вообще ждут какие-то гарантии. Надо просто понять, что нам никто ничего не должен и самому позаботиться о себе."
В здоровом обществе гарантии - одна из базовых категорий. Все мы друг другу в чём-то должны, что проявляется в обязанностях при наличии прав.
Я априори ожидаю приемлемое качество, покупая продукты в магазине или поездку у агентства. Закон заставляет производителя придерживаться установленных правил, гарантируя мне определённый набор характеристик и их значений. Да, это не так гладко в реальности. Но механизм существует и худо-бедно работает.
Если я вижу, что мои права потребителя нарушены, я могу попробовать защитить их, основываясь на законе о защите прав потребителей. Я это делала. Опыт трудный с положительным результатом. Печально, что очень трудный, но при постоянной практике может быть легче. Одна дама-преподаватель на юрфаке держит себя в тонусе, регулярно защищая свои права потребителя (говорит, что в нынешних условиях развития общества это золотое дно).
Понятно, что в сфере нематериального продукта манипулировать проще, но минимальные гарантии должны быть.
Есть одно но. Покупая продукт вы расчитываете на качество. И логично что вы будете стараться восстановить свое право, когда столкнетесь с обратным. Рынок устроен таким образом, что производитель хочет потратить на вас поменьше, а заработать побольше. Конфликт интересов производителя и потребителя заложен в саму модель рыночных отношений. История про клиенториентированный бизнес это западный тренд, который есть следствие активной правозащитной работы общества. Сейчас они не могут быть другими т.к. у них все такие. А если ты не играешь по правилам потребителя - выбываешь из конкурентной борьбы. У нас такого нет, но мы к этому придем. Ваша дама-преподаватель - молодец. Все правильно делает. Вся ее проблема в том, что это понимает только она и достаточно небольшая в масштабах страны группа лиц.
"производитель хочет потратить на вас поменьше, а заработать побольше" - а у Вас в пердако-бомбическом новостном отделении чем отличается???
Отсутствием законодательства или его полным игнором?
Антон, отличаемся по всем направлениям. Очень жаль, что новость Вас так расстроила)
Да не принимайте близко к сердцу, особенно когда ваши слова сочувствия - попытка ввести в заблуждение, пишите как что думаете на самом деле, этож интернеты Ж)
Требовать: по какой технологии?
В любой "...в разумных (адекватных) пределах и в соответствии с законодательством" :)
Так точно)))