{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Женская грудь и McDonald's: как я инициировал судебный иск, о котором написали СМИ семи стран мира

Или по научному: технология информационного воздействия на международные хозяйствующие субъекты.

Всем привет! Меня зовут Сергей Нешков Я медиатехнолог и аспирант МГУ им. Ломоносова. Мой профиль — информационные войны, психологические операции и генерация медиавирусов. Не только атакуем, но и продвигаем 😉 Хочу поделиться одним кейсом годовой давности.

Разбор сделан для демонстрации технологии и развития критического мышления у читателя

Как-то раз ко мне прилетел запрос на генерацию вирусного инфоповода. От кого был запрос, раскрывать не могу, но, думаю, вы и так все поймете.

При разработке вирусов я взял на вооружение наработки замечательных пиарщиков Антона Вуймы, моего друга Романа Масленникова и личный опыт.

Получилась следующая технология:

1. Берем объект продвижения + делаем событие, которое содержит в себе три «С» (секс, смерть и смех). Это базовый уровень вирусности обеспеченный естественными потребностями обычного человека:

  • Секс (отношения полов, феминизм и сексизм, обнаженка и так далее) — размножиться.
  • Смерть (аварии, катастрофы, членовредительство и прочая жесть) — заглянуть за запретные горизонты.
  • Смех (абсурдные события, фрики, нестандартное поведение) — расслабиться и отвлечься.

Также если на этом уровне вы затронете какую-нибудь общественную проблему — это усилит эффект.

2. Затем берем получившуюся конструкцию и прикрепляем ее к одному из трех типов объектов:

  • Известному месту (например, Красная площадь).
  • Популярной личности (скажем, Пугачева, Жириновский или президент).
  • Сакральному объекту (храм, синагога, капище неоязычников, Конституция, иногда известный бренд и так далее).

Этот этап позволяет использовать точки входа в крупные ментальные общности.

3. В финале мы все это цепляем к генеральному инфоповоду. Просто открываем топ «Яндекса» и смотрим, что сейчас обсуждается сильнее всего. В итоге связываем вместе все элементы и получаем новость, которая зачастую проходит через перегруженное инфополе как нож сквозь масло. Потому что оно уже «прогрето» и сопротивляемость медиаакторов значительно ниже.

Многие популярные новости содержат эти компоненты.

В качестве примера приведу новость о которой вы скорее всего слышали.

Вряд ли вы вспомните детали этой истории (фамилию активиста, причину акции, политический контекст) и даже год ее выхода. Но, скорее всего, о новости вы не забыли. Есть простое объяснение — наличие почти всех вышеперечисленных элементов.

Здесь есть секс (обнаженка), смерть (почти в буквальном смысле членовредительство), смех (абсурдность ситуации), известное место (Красная площадь) и генеральный инфоповод (День сотрудника органов внутренних дел). Возможно, вы удивитесь, но событию уже семь лет. Однако оно запомнилось. И это при условии, что новость обычно «живет» около 5 часов.

Понятно, что концепция «трех “С” и двух прикреплений» идеальная и не всегда получается сделать так, чтобы были соблюдены все условия.

В моем случае получилась схема: секс + смех + общественная проблематика + сакральный объект (известный бренд).

Концепция новости звучала так: «Москвичка подала в суд на McDonald's: в лого компании она увидела женскую грудь».

По легенде девушка услышала от молодого человека , что эмблема McDonald's напоминает ему большую женскую грудь и оскорбилась этому. А затем подала в суд с требованием запретить ее использование на территории России.

В качестве истца выступила моя знакомая, начинающий блогер Настя Коровенкова. Юриста нашел мой товарищ и соорганизатор этой истории — опытный пиарщик Александр Андрианов. Документ был составлен и отправлен в суд. Его содержание можно посмотреть тут.

Настя написала пост, в котором перечислила все свои претензии к McDonald's, и приложила фото иска. Я накидал пресс-релиз, а Саша сделал рассылку в СМИ. И понеслось.

Сперва о новости рассказал уничтоженный, но восстановленный Instagram-аккаунт «Маленькие Большие новости» (проект «Телеканала 360») — с аудиторией более миллиона подписчиков.

Пост с роликом про эту историю в итоге набрал более 300 тысяч просмотров, около 15 тысяч лайков и под 3000 комментариев.

Затем среагировал старина life.ru.

Ну а дальше новость завирусилась и разлетелась по всей России. Можете сами погуглить, кто об этом писал. Широко история была представлена во «ВКонтакте» — она прошлась по территориальным пабликам и городским сообществам от Москвы до Тюмени.

Позже публикация в одном уральском издании была подхвачена китайскими СМИ и иными площадками в азиатском сегменте.

Почти 6000 лайков в китайском Fасebook ezone.ulifestyle.com.hk

В то же время новость пошла в СНГ.

...и Восточную Европу.

В Прибалтику.

Спустя 23 дня после первой публикации про иск рассказал Александр Невзоров в своей передаче на Эхо Москвы.

Ссылка Тайминг 47:54 - 49:18

Последнее упоминание вышло по прошествии двух месяцев в «Московском Комсомольце».

Ну а в финале кейс попал на русский TED, где о нем рассказал Роман Масленников.

https://www.youtube.com/watch?v=CNuazIsj9Xg TEDx Talks

Одним словом, неплохо поработали и повеселились. Особенно доставили комменты в малайзийском Facebook — с призывами подавать в суд на Башни-близнецы в Куала-Лумпуре, так как они похожи на два эрегированных пениса 😂

Риторический вопрос о том, что продвигала данная новость, оставлю открытым. Но если будет желание обсудить — приглашаю оставить свои версии в комментариях.

Пост получился длинный. Спасибо, что дочитали!

#pr

0
249 комментариев
Написать комментарий...
Максим Неплох

-Я медиатехнолог и аспирант МГУ им. Ломоносова. Мой профиль - информационные войны, психологические операции и генерация медиавирусов.

Я точно на VC? 🤔

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Нешков
Автор

Максим, ну а что такого? Я не имею права рассказать о своем опыте?
Я надеюсь, что после подобных материалов у людей уровень осознанности вырастет.

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

"уровень осознанности вырастет" - это об уровне недоверия СМИ? Куда уж выше.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Нешков
Автор

Уровень недоверия возникает из-за непонимания технологии. Когда растет осознанность люди начинают более внимательно подходить к подбору информационных источников заслуживающих доверия. Все уходят в СМИ с качественным факт-чекингом. Остальные СМИ вынуждены подстраиваться под новые тренды и повышать качество своих материалов. Потребитель в выигрыше.   

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Полагаю, что всё наоборот. 
Нет гарантии, что источник, якобы заслуживающий доверия, не использует другие (более тонкие и изощрённые) технологии.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Нешков
Автор

Проблема в том, что никто и никогда не даст вам никаких гарантий. СМИ, блогеры и селебрити зарабатывают на вашем доверии продавая вам рекламу. Но ключевая проблема в нашей стране, что люди вообще ждут какие-то гарантии. Надо просто понять, что нам никто ничего не должен и самому позаботиться о себе. Как минимум сформировав четкий потребительский запрос на качественную информацию. 

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

" Но ключевая проблема в нашей стране, что люди вообще ждут какие-то гарантии." - даа?!

*правильно - не ждать, а требовать

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Нешков
Автор

По последнему высказыванию я с вами полностью согласен - требовать*. Ждать - пассивная позиция, а требовать - проактивная. Как раз то, о чем я говорил.
*но в разумных (адекватных) пределах и в соответствии с законодательством

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Мне представляется полностью ущербной такая позиция: "Но ключевая проблема в нашей стране, что люди вообще ждут какие-то гарантии. Надо просто понять, что нам никто ничего не должен и самому позаботиться о себе."

В здоровом обществе гарантии - одна из базовых категорий. Все мы друг другу в чём-то должны, что проявляется в обязанностях при наличии прав.

Я априори ожидаю приемлемое качество, покупая продукты в магазине или поездку у агентства. Закон заставляет производителя придерживаться установленных правил, гарантируя мне определённый набор характеристик и их значений. Да, это не так гладко в реальности. Но механизм существует и худо-бедно работает.

Если я вижу, что мои права потребителя нарушены, я могу попробовать защитить их, основываясь на законе о защите прав потребителей. Я это делала. Опыт трудный с положительным результатом. Печально, что очень трудный, но при постоянной практике может быть легче. Одна дама-преподаватель на юрфаке держит себя в тонусе, регулярно защищая свои права потребителя  (говорит, что в нынешних условиях развития общества это золотое дно).

Понятно, что в сфере нематериального продукта манипулировать проще, но минимальные гарантии должны быть.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Нешков
Автор

Есть одно но. Покупая продукт вы расчитываете на качество. И логично что вы будете стараться восстановить свое право, когда столкнетесь с обратным. Рынок устроен таким образом, что производитель хочет потратить на вас поменьше, а заработать побольше. Конфликт интересов производителя и потребителя заложен в саму модель рыночных отношений. История про клиенториентированный бизнес это западный тренд, который есть следствие активной правозащитной работы общества. Сейчас они не могут быть другими т.к. у них все такие. А если ты не играешь по правилам потребителя - выбываешь из конкурентной борьбы. У нас такого нет, но мы к этому придем. Ваша дама-преподаватель - молодец. Все правильно делает. Вся ее проблема в том, что это понимает только она и достаточно небольшая в масштабах страны группа лиц.

Ответить
Развернуть ветку
Anthony Kidik

"производитель хочет потратить на вас поменьше, а заработать побольше" - а у Вас в пердако-бомбическом  новостном отделении чем отличается???
Отсутствием законодательства или его полным игнором?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Нешков
Автор

Антон, отличаемся по всем направлениям. Очень жаль, что новость Вас так расстроила)

Ответить
Развернуть ветку
Anthony Kidik

Да не принимайте близко к сердцу, особенно когда ваши слова сочувствия - попытка ввести в заблуждение, пишите как что думаете на самом деле, этож интернеты Ж) 

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Требовать: по какой технологии?

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

В любой "...в разумных (адекватных) пределах и в соответствии с законодательством" :)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Нешков
Автор

Так точно)))

Ответить
Развернуть ветку
246 комментариев
Раскрывать всегда