Женская грудь и McDonald's: как я инициировал судебный иск, о котором написали СМИ семи стран мира
Или по научному: технология информационного воздействия на международные хозяйствующие субъекты.
Всем привет! Меня зовут Сергей Нешков ✌ Я медиатехнолог и аспирант МГУ им. Ломоносова. Мой профиль — информационные войны, психологические операции и генерация медиавирусов. Не только атакуем, но и продвигаем 😉 Хочу поделиться одним кейсом годовой давности.
Разбор сделан для демонстрации технологии и развития критического мышления у читателя
Как-то раз ко мне прилетел запрос на генерацию вирусного инфоповода. От кого был запрос, раскрывать не могу, но, думаю, вы и так все поймете.
При разработке вирусов я взял на вооружение наработки замечательных пиарщиков Антона Вуймы, моего друга Романа Масленникова и личный опыт.
Получилась следующая технология:
1. Берем объект продвижения + делаем событие, которое содержит в себе три «С» (секс, смерть и смех). Это базовый уровень вирусности обеспеченный естественными потребностями обычного человека:
- Секс (отношения полов, феминизм и сексизм, обнаженка и так далее) — размножиться.
- Смерть (аварии, катастрофы, членовредительство и прочая жесть) — заглянуть за запретные горизонты.
- Смех (абсурдные события, фрики, нестандартное поведение) — расслабиться и отвлечься.
Также если на этом уровне вы затронете какую-нибудь общественную проблему — это усилит эффект.
2. Затем берем получившуюся конструкцию и прикрепляем ее к одному из трех типов объектов:
- Известному месту (например, Красная площадь).
- Популярной личности (скажем, Пугачева, Жириновский или президент).
- Сакральному объекту (храм, синагога, капище неоязычников, Конституция, иногда известный бренд и так далее).
Этот этап позволяет использовать точки входа в крупные ментальные общности.
3. В финале мы все это цепляем к генеральному инфоповоду. Просто открываем топ «Яндекса» и смотрим, что сейчас обсуждается сильнее всего. В итоге связываем вместе все элементы и получаем новость, которая зачастую проходит через перегруженное инфополе как нож сквозь масло. Потому что оно уже «прогрето» и сопротивляемость медиаакторов значительно ниже.
Многие популярные новости содержат эти компоненты.
В качестве примера приведу новость о которой вы скорее всего слышали.
Вряд ли вы вспомните детали этой истории (фамилию активиста, причину акции, политический контекст) и даже год ее выхода. Но, скорее всего, о новости вы не забыли. Есть простое объяснение — наличие почти всех вышеперечисленных элементов.
Здесь есть секс (обнаженка), смерть (почти в буквальном смысле членовредительство), смех (абсурдность ситуации), известное место (Красная площадь) и генеральный инфоповод (День сотрудника органов внутренних дел). Возможно, вы удивитесь, но событию уже семь лет. Однако оно запомнилось. И это при условии, что новость обычно «живет» около 5 часов.
Понятно, что концепция «трех “С” и двух прикреплений» идеальная и не всегда получается сделать так, чтобы были соблюдены все условия.
В моем случае получилась схема: секс + смех + общественная проблематика + сакральный объект (известный бренд).
Концепция новости звучала так: «Москвичка подала в суд на McDonald's: в лого компании она увидела женскую грудь».
По легенде девушка услышала от молодого человека , что эмблема McDonald's напоминает ему большую женскую грудь и оскорбилась этому. А затем подала в суд с требованием запретить ее использование на территории России.
В качестве истца выступила моя знакомая, начинающий блогер Настя Коровенкова. Юриста нашел мой товарищ и соорганизатор этой истории — опытный пиарщик Александр Андрианов. Документ был составлен и отправлен в суд. Его содержание можно посмотреть тут.
Настя написала пост, в котором перечислила все свои претензии к McDonald's, и приложила фото иска. Я накидал пресс-релиз, а Саша сделал рассылку в СМИ. И понеслось.
Сперва о новости рассказал уничтоженный, но восстановленный Instagram-аккаунт «Маленькие Большие новости» (проект «Телеканала 360») — с аудиторией более миллиона подписчиков.
Пост с роликом про эту историю в итоге набрал более 300 тысяч просмотров, около 15 тысяч лайков и под 3000 комментариев.
Затем среагировал старина life.ru.
Ну а дальше новость завирусилась и разлетелась по всей России. Можете сами погуглить, кто об этом писал. Широко история была представлена во «ВКонтакте» — она прошлась по территориальным пабликам и городским сообществам от Москвы до Тюмени.
Позже публикация в одном уральском издании была подхвачена китайскими СМИ и иными площадками в азиатском сегменте.
В то же время новость пошла в СНГ.
...и Восточную Европу.
В Прибалтику.
Спустя 23 дня после первой публикации про иск рассказал Александр Невзоров в своей передаче на Эхо Москвы.
Последнее упоминание вышло по прошествии двух месяцев в «Московском Комсомольце».
Ну а в финале кейс попал на русский TED, где о нем рассказал Роман Масленников.
Одним словом, неплохо поработали и повеселились. Особенно доставили комменты в малайзийском Facebook — с призывами подавать в суд на Башни-близнецы в Куала-Лумпуре, так как они похожи на два эрегированных пениса 😂
Риторический вопрос о том, что продвигала данная новость, оставлю открытым. Но если будет желание обсудить — приглашаю оставить свои версии в комментариях.
Пост получился длинный. Спасибо, что дочитали!
Ну можно в принципе и говно производить и гордиться этим) А так, это примерно как рассказать как хорошо заработал, ограбив богатую пенсионерку в темноте. Вроде и заработал, и вроде как хвастаться подобным — история сомнительная))
Василий, не принимайте людей за богатых пенсионерок :) И не занимайтесь подменой понятий :))
ну хорошо, ок, чтобы быть ближе к вашим примерам — можно написать на груди тупин лох, и выйти на улицу подрочить в эту честь. прославишься конечно, сми напишут, на спине можно какого-нить спонсора разместить или на жопе, наверное даже заработаешь, но честно — в приличном обществе таким хвастаться ну такое себе. как верно отметили много раз до, оч печально что подобная хрень считается чем-то достойным обсуждения.
Можно сделать как вы сказали, но это уже будет черный пиар. Не нужно путать инфоповоды разрушающие целостность УТП объекта продвижения и безвредно вирусящие его.
чего тут спорить, думаю мы расходимся в основном посыле — считать подобное унылое г-но каким-то пиаром, или нет. попечалимся за людей которым это интересно или смешно, попечалимся что кто-то признается что он своей "работой" стимулирует прослойку этих людей, и разойдемся) следующая идея будет вероятно о схожести мороженого из макдональдс с уем а булочек в гамбургере... впрочем, о чём это я)
Ну как скажете)
Следующий кейс будет про Сашу-шамана.
Но вам его лучше не читать, точно не понравится)