Масштабная трансформация
Сбербанка в прямом эфире
LIVE

«Яндекс.Дзен» для авторов: в чём причина провала платформы

Владислав Кочерыжкин
Частный инвестор, финансовый консультант, автор книги "Финансист комнатный"
В закладки

Привет. Для начала хочу сказать, что с «Яндекс.Дзеном» я одно время довольно плотно сотрудничал и даже умудрился заработать на нём 1 млн рублей. Более того именно с помощью «Дзена» я нашёл большую часть своих клиентов, с которыми сейчас дружу, общаюсь, продолжаю сотрудничество.

Если верить их отзывам, то встреча со мной пошла на пользу, некоторые находились на пороге вложения денег в мошеннические организации, финансовые пирамиды, форекс-кухни. Таким образом я хочу подчеркнуть, что сама идея создания контентной площадки в России является гениальной и польза от неё существенна. Только в какой-то момент, а именно март 2019 года, руководство платформы настолько запутались в своих решениях, что дзен превратился в помойку, о чём свидетельствуют сотни отзывы как читателей так и авторов.

Стоит ли винить в этом исключительно программистов и менеджеров проекта? Ну, очевидно нет. Если вы не против я на своём примере и на своих ощущениях расскажу почему всё пошло не так как надо и заодно объясню почему становиться автором дзена очень плохая идея. Между тем хочу отметить, что данный материал прошу считать лишь моим личным мнением, а не какой-то попыткой хайпануть на неудачах яндекса. И уж тем более я не хочу сказать, что руководство платформы некомпетентны. Просто так сложилось и вот почему это произошло:

Как и для чего появился Яндекс Дзен

В России, как оказалось, народ очень любит читать. Даже я, человек который прогуливал литературу в школе, вдруг обнаружил, что 4-5 статей в день потребляю. При этом найти интересного автора всегда было сложно, потому что в интернете куча блогов, большая часть с чёрным seo, статьи представляют собой дешевый рерайт или продвижение казино, хайп-проектов, форекс-кухонь и прочей лабуды. Наткнувшись на прикольный блог нужно было запоминать автора или доменное имя сайта. Такая же проблема была у тысяч других любителей забавного чтива. Это называется потребность и заключалась она в едином и удобном месте, где собирались бы любимые авторы и попадались неизвестные, но с похожим контентом.

Но для того чтобы все авторы разом вдруг пришли и начали писать в одном месте, нужно было гарантировать чтение этих материалов. Кто-то вложил десятки тысяч в продвижение своего блога, чтобы привлечь аудиторию, кто-то ушёл на живой журнал, так как за счёт сильного домена публикации попадали в топ поисковой выдачи. Создать площадку в несколько раз сильнее всех сайтов рунета было не под силу никому. Тот же fb.ru хоть и занял топы яндекса и гугла, всё таки не стал очень удобной платформой. К тому же на мой личный взгляд сайт так захламили рекламой, что читать становится невозможно.

А тут ещё подоспела любопытная история из Китая, где все СМИ подвергаются жёсткой цензуре. Там появилась платформа, название к сожалению я не запомнил, которая позволяла блоггерам писать свои мысли открыто, не опасаясь увольнения или уголовного преследования. Всё что нельзя публиковать в газетах, тут же оказалось на платформе. И масса читателей ринулись туда, чтобы потреблять контент. Популярность площадки побила все мыслимые и немыслимые рекорды, а заодно взбудоражила умы руководства Яндекса, которые давно искали идею для нового проекта.

Так как яндекс браузер ежедневно насчитывал 13 000 000 пользователей, стало понятно, что это та самая аудитория, за которую не нужно бороться. Представьте, что у вас есть 13 миллионов человек, которые готовы вас читать хоть сейчас, просто читать нечего. Яндекс мог бы нанять сотню копирайтеров, составить ТЗ, написать тысячи статей и зарабатывать на рекламе, но было несколько проблем.

Как наполнялся Яндекс Дзен

Пример той же Википедии заключается в том, что наполнить сайт тысячами качественных статей нереально сложно, даже при очень больших деньгах. Гораздо проще идут дела, если авторы самостоятельно приходят и публикуют свои материалы. Так гарантируется разноплановость, уникальные стили письма, необычные темы, прикольные и неординарные взгляды. Именно это интересно читателям, а не сухие статьи написанные копирайтерами на бирже. Так как у Яндекса изначально было 13 000 000 читателей и гарантировать авторам дочитки они могли с первого дня существования платформы, нужно было подумать как привлечь авторов.

Была создана инфраструктура позволяющая разместить два блока РСЯ или собственную рекламу через сервис ADFOX. В последующем от этого отказались, оставив только блоки РСЯ, которые теперь и настраивать самостоятельно запрещено. Но поначалу всё было интереснее. Человек просто публиковал свои истории, обзоры. рассказы или научные материалы, дзен лил на них трафик, а рекламные блоки приносили деньги, что и являлось оплатой труда для автора.

Главной особенностью Дзена в отличии от сайтов с крупной аудиторией и сильным доменом было т, что разработчики внедрили алгоритм определяющий интересы пользователя и предлагающий ему почитать то, что ему потенциально интересно. Это нравилось людям, потому что зайдя на платформу вы получаете ленту персонализированную под себя, вам не предлагают новости про Украину, если вы далеки от политики, зато в первом же ряду обзор вчерашней игры Ювентуса, если вы фанат этого клуба. Такая схема гарантировала авторам рост аудитории и поиск людей, заинтересованных в его трудах.

В таком формате дзен просуществовал год и ....нафиг никому не был нужен. Оказалось, что люди предпочитают конкретных авторов и специально идут на их блоги. Так как моего автора нет в дзене, то и делать мне там нечего — рассуждали люди. Посетители браузера, те самые 13 000 000 человек, часто не находили для себя ничего интересного в ленте, потому что она была практически пуста. А это в свою очередь происходило по нескольким причинам. Владельцы сайтов писали для своей аудитории и уходить со своего блога на какой-то проект яндекса не видели смысла. Новые авторы не оценили редактор дзена и не понимали как здесь можно зарабатывать. Чуть поопытнее видели, что читателей хоть и много, но они по прежнему не вовлечены.

И тогда появилась идея подключать к платформе блоги через RSS. Если кто не понимает, я в двух словах поясню — это когда владелец сайта публикует статью у себя на блоге, а через технологию rss она транслируется на сторонние сервисы. Таким образом карточка публикации появлялась в дзене, пользователь кликал на неё и попадал на сайт автора. Там читал статью, получал знания, опыт или просто проводил время весело. Такой формат позволил тысячам блоггеров не уходить никуда и не бросать сайт, а просто перетаскивать из дзена читателей и делать их своими. На тот момент дзену это было выгодно, потому что лента становилась наполненной, алгоритм подбирал карточки по интересам и читатели наконец-то поняли, что в дзене очень много годного контента.

Несмотря на то, что яндекс по сути дарил своих пользователей блогерам, ассоциации о полезном контенте возникали именно с яндекс дзеном. Люди стали специально заходить, чтобы найти что-то прикольно и прочитать это. С этого момента начался рост, аудитория не просто стала вовлеченной, но и увеличилась с 13 до 16 миллионов.

На этой волне в дзен попал я и так же стал через rss привлекать читателей. В будущем кроме своих статей я публиковал работы других авторов, которые у них покупал. Так как мы писали на интересные темы и статьи тщательно проверяли, популярность моей ленты зашкалила и спустя год я получал до 250 000 читателей в сутки с дзена на свой блог.

Почему Яндекс Дзен начал затухать

Всё было прекрасно в тот момент, когда на платформу пришли практически все авторы интернета. Все, кто до этого публиковался на разных площадках, включая собственные блоги, переместились в дзен. Так как читатели поняли, что весь контент сейчас именно на платформе, они тоже пошли туда. Не нужно было искать своего автора по доменному имени или вбивая в поиск, достаточно подписаться на его канал, заходить пару раз в день на платформу и свежие публикации встречали тебя. А рядом ещё несколько похожих, которые могут понравиться. Это были сказочные времена.

Авторов стало так много, что удовлетворить потребности абсолютно любого читателя не составляло труда. А самих читателей вдруг стало свыше 50 000 000! Крупнейшие издания тут же подключились к платформе, а заодно в попытках заработать денег пришли люди, которые ещё вчера даже не думали о том, чтобы что-то писать. Появилась возможность покупать дешевый рерайт на биржах, закидывать в редактор и ждать денег. Это моментально привело к проблемам.

Предложение превысило спрос. Крупные новостные издания способны публиковать до 400 новостей в сутки. Умножая такой объём на количество изданий, добавляя сюда горе-авторов с их покупным рерайтом и мелких блоггеров вроде меня, ворующих трафик по rss ( а я забирал до 250 000 читателей в сутки!), получаем неприятную картину — обеспечить каждую публикацию своим читателем стало невозможно.

Руководство дзена решается на сокращение контента. Но как это сделать? Казалось бы достаточно отсеять некачественные публикации с недобросовестными авторами и баланс восстановится. Но первые попытки провалились. Естественно проверять сотни тысяч публикаций вручную невозможно, поэтому зарядили алгоритм и тот начал косячить. У меня сначала отключили ленту по причине кликбейта. Стали разбираться в ручную, а раньше такое было реально, никто в поддержке шаблонами не отвечал, и выяснили, что алгоритм ошибся. Признаков кликбейта обнаружить не удалось и меня восстановили.

Но многих срезали тогда и за кликбейт и за неуникальность материалов. Вторым этапом стало отключение блогов подключенных через rss, но не всех, а только не качественных. Я снова попал под раздачу якобы за излишки рекламы. Обращение в поддержку принесло свои плоды, так как менеджеры снова пришли к выводу, что алгоритм что-то напутал и рекламы мешающей чтению на блоге нет! Я во второй раз вернулся в ряды авторов. Стоит отметить, что в то время мой блог был крайне популярен и мне иногда писали клиенты, что публикации из ленты исчезли, а они ждут новых статей на тему финансовой грамотности, да и просто моих размышлений, рассказов, предположений.

Ещё три месяца шли сражения, которые меня не касались, а потом дзен очевидно устал и решил срезать массово. Придумали правило по которому на платформу через rss нельзя войти блогам, чья собственная аудитория не достигает 10 000 читателей в сутки. Так как с поиска, соцсетей и по прямым запросам на меня приходило 2-3 тысячи человек, меня выключили без права восстановления. Вместе со мной убрали сотни других авторов. Но дефицита никто не заметил, потому что подменить наши публикации с лёгкостью могли крупные издания, выкладывающие до 400 статей в сутки.

За счёт этих самых изданий аудитория подросла уже до 64 000 000 читателей, а с помощью сумасшедшего алгоритма приличную долю авторов навсегда вынесли за борт. Баланс восстановлен, все счастливы. Рекламные бюджеты проекта гигантские, аудитория приручена, контент имеется. Но это привело к другим проблемам, которые на сегодняшний день решить не удалось.

Почему Дзен называют помойкой и оправдано ли это?

Давайте на чистоту. Те самые 400 публикаций от крупных новостных сми это три строчки о каком-то событии переписанные в течение дня 15 раз. Путин прибыл в Берлин, через час Путин попил кофе с Меркель, ещё через час Путин вылетел с Берлина в Москву. Это новости, события, факты. Полезность такого контента в чём? Если я рассказывал в чём отличие спекуляции от инвестиции, почему кредит это плохо, как понять, что вас заманивают в псевдо инвестиционный фонд, что такое долговые ценные бумаги и чем они отличаются от долевых, то теперь в ленте только чаепитие Путина.

Я сам раньше регулярно читал нескольких авторов в дзене, но потом они куда-то исчезли. А писали довольно интересные наблюдений и размышления на тему психологии, маркетинга и seo. Это то что мне интересно. На их место пришли новости дома-2. Качество контента стало невероятно низким и самое главное бесполезным. Это материала не несущие в себе практической пользы и знаний.

В поддержке рекомендуют ставить лайки понравившимся авторам и блокировать то, что не интересно. Но проблема тов другом — в дзене больше нет сотен классных авторов, которые не готовы променять свои блоги на корявую дзен платформу. Они ушли на свои сайты обратно, потому что вы их выгнали. Почему то вы решили, что я должен читать то, что одобрил алгоритм. А я хочу своих авторов и за ними вынужден ходить по всему интернету, в то время как лента дзена набита новостями.

Вишенкой на торте стали новые правила для самого алгоритма. Теперь первым критерием для оценки является актуальность. То есть статья про приезд Путина в Берлин будет транслироваться в ленте чаще, просто потому что это произошло сегодня. А о том, что такое когнитивное искажение или признаки шизофрении мне не покажут, даже если я интересуюсь психологией. Потому что это не актуально.

Дзен превратился в новостной ручей. И качество стало невероятно низким. Про Фургала не написал только ленивый. И пишут не политологи, не эксперты, а просто люди сделавшие рерайт с ленты ру.

Нужны ли Дзену авторы сегодня

Бытует мнение, что дзен не рад новым авторам и всячески их блокирует. Это совершенно не так. Дзен ждёт новых авторов, но теперь не заботиться о том, чтобы их кто-то читал. Это уже не нужно платформе, ей плевать. Вам найдётся место только в том случае, если вы придёте со своей аудиторией. Например вы известный артист или крупный банк. Тогда вы можете публиковать заметки, рассказы или полноценные статьи, делая репост в свои соцсети. Толпы поклонников и клиентов будут вас читать, а дзен это всего лишь способ подачи контента. Когда подписчиков будет много, а читатели разрепостят ваши публикации по всему интернету, алгоритм начнёт добавлять показы в ленте. И всё у вас получится. А мелким авторам придётся оставаться на своих блогах и писать для своих трёхсот читателей, на большее рассчитывать не стоит.

Так как я интересуюсь психологией, то я конечно же понимаю, что мои наблюдения могут быть ошибочными. Для этого я выразил их в данной публикации, быть может вместе мы разберёмся в проблеме. Пишите комментарии и если кому интересно заглядывайте на мой личный блог частного инвестора Владислава Кочерыжкина, я там пишу всякий бред по типу этого=) )

{ "author_name": "Владислав Кочерыжкин", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 31, "likes": 26, "favorites": 44, "is_advertisement": false, "subsite_label": "media", "id": 146930, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sun, 02 Aug 2020 13:12:53 +0300", "is_special": false }
Объявление на vc.ru
0
31 комментарий
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
14

Мало того что Дзен превратился в помойку, так получить дочитывания для монетизации практически невозможно. Новости, селебрити, спорт и политика - вот 4 темы где дочитывания получить можно.. а в остальных сферах это дохлый номер.

Ответить
13

У меня тоже стойкая ассоциация: Дзен=помойка. Даже если случайно туда попадаю, сразу же закрываю, не читая.

Ответить
3

С тех пор как узнал о дзене, сколько раз бы не заходил, а контент там мусорный. Даже в тик токе лучше, лол!

Ответить
4

В конце далёкого 2018 (когда дзен только зарождался) мой канал забанили за новостной контент. Сначала поддержка говорила, что кто-то из толокеров пожаловался, а потом выдала причину, к которой вопросов за 2 года не убавилось: несколько каналов не могут освещать одно и то же событие, даже если текст уникальный 😳 (у меня были новости про рынок смартфонов).

Так что я сомневаюсь, что на дзене может успешно развиваться что-то кроме желтухи, выгодной Яндексу.

Ответить
3

Проблема не в Яндексе а аудитории которая там сидит 

Ответить
11

Нет, проблема как раз в Яндексе, они со своими алгоритмами, Яндекс кю и прочими аля экспертами не могут научить движок оценивать полезность, это просто машина по выкачиванию бабла, достаточно посмотреть выдачу Яндекса по любому коммерческому ключу, там и дзен всратый, и маркет, и районы, и услуги, и коллекции, и фото, и видео

Ответить
2

Оу! Столько воды в статье, а до истины не докопались: Яндексу нужен Дзен для откручивания своей рекламы. Все.

Ответить
6

В принципе я это описал подробно и детально. Более того рассказал как дзен к этому шëл. Где вода? 

Ответить
8

К сожалению, полезный контент не проходит под шквалом новостных лент. Только хайп работает и хайповые тематики и масмаркет.

Ответить
0

Как думаете, яндекс решит проблему? Или нынешний вариант платформы окончательный? 

Ответить
1

Я думаю лучше скопировать статью вашу и отправить в яндекс.
Напомнить, что создавали его для авторов, и будет ли решена проблема.
Они вам ответят.
Я писал им неоднократно - один раз мою проблему приняли и в сервисе яндекс драйв и  убрали баг, у них в свое время была опасная штука, если в процессе движения 2 раз деньги не списывались с карты, машина глохла , сигналка блокировала зажигание. Хорошо это у меня случилось на перекрестке при скорости 20 км в час, а если бы на 80 ти ?)) 
Мне даже позвонили с яндекс драйва и поблагодарили. Проблему они тогда решили за 24 часа.

Ответить
4

Отправьте им ссылку на мою публикацию=)) Я то знаю, что они ответят шаблонно, типа пишите чаще и больше, тогда всё будет. А вы попытайте удачу, может хоть вас послушают. 

А создавали они её для зарабатывания денег, что у них вполне получается. В 2017 я акции яндекса по 900 рублей покупал, сегодня они стоят 4 100, так что дела у них идут хорошо. А у авторов плохо. И у читателей тоже так себе.

Ответить
1

Думаю что нет. Это что бы решить проблему нужно все с ног на голову перевернуть и переделать.

Ответить
0

Думаю, что для Яндекса это как раз и не видится проблемой. ;)

Ответить
3

Проблема всего яндексе в том, что их дизайн и опыт использования их сервисов почему-то совершенно не пересекаются с реальной жизнью. Не понимаю, почему такая крупная и обеспеченная компания не может позволить себе нормальных UI/UX специалистов.
Их сервисы возможно и полезные, но пользоваться ими невозможно... И дзен не исключение... не мог его читать только из-за его что он неудобен...

Ответить
1

Очень верно подмечено, ИМХО. Причём, что характерно, обратная связь от юзеров игнорится Яндексом с удивительным упорством. 😏

Ответить
3

Причина в том, что на Яндекс заходят сотрудники Яндекса и аудитория Одноклассников, в результате имеем пересказанные посты с Пикабу и прочий ворованный шлак.

Ответить
2

Кстати, Яндекс Дзен - не первая российская платформа, которая была рекомендательной системой. Был ещё и Серфенбёрд, которую в 2019 купила Mail.ru/Group. А ещё легендарная соцсеть миртесен.ру, которая до сих пор существует.

Ответить
1

Насколько я помню, в самом начале становления я.дзен схантил ребят с сёрфинбёрд)

Ответить
1

Надо поправить «в течениЕ»

Ответить
1

Начал публиковать в дзене в ноябре прошлого года. Сначала было интересно, потом понял, что просто участвую в сраче. который мне нафиг не нужен.
Правда, заработал на мороженое:)

Ответить
1

Пару лет назад юзал на телефоне их браузер и в нем листал дзен по пути на работу. Сейчас пользуюсь только как рекламной площадкой. Читать нет интереса вовсе.

Ответить
1

Собственно вот он Дзен.. Авторство снимка принадлежит t.me/gadget 

Ответить
0

Все с дзеном впорядке, развивается. Просто  Яндекс избавляется от накруток и некачественного контента. А так растет и развивается.

Ответить
2

Пытался избавиться. А по итогу избавился от большинства нормальных авторов и наполнился мусором типа дома 2 и бесконечного рерайта малозначимых событий. 

В дзене хорошо только создателям, потому что доходы действительно растут. 

Ответить
0

Это только ваше мнение, по факту Дзен развивается. Посещаемость отлично отражает рост популярности сервиса.

Ответить
1

Не могу с вами согласиться, о чём подробно расписал в статье. Останемся каждый при своём мнении)

Ответить
0

Интересно, именно в марте 2019 я попытался прийти в Дзен и как автор, и как читатель, и был крайне разочарован помойностью плаформы, про которую прежде слышал хорошее. Даже написал у себя статью про это (приложу к комменту). Тупые статьи из агрегаторов, ссылки на внешние сайты с кривым дизайном и без адаптации под телефоны, отсутствие авторов-людей.

Удивляет, почему в рунете никто не пытается сделать площадку для текстов. А те, что сущесвуют, превращают во что-то другое. Все кинулись делать клоны инстаграмов и тиктоков, неужели бизнесу не очевидно, что есть внушительная прослойка людей, которые хотели бы читать и писать статьи?

Ответить
1

В марте алгоритм сильно поменяли и начался дикий пздц))) 
Сейчас сбербанк выкупил контрольный пакет рамблера и есть вероятность, что на его платформе создадут аналог дзена. Греф любит такие штуки и не любит яндекс, сотрудничество с которым закончилось не очень хорошо. 
Так что ждём) 

Ответить
0

Я думал, что Дзен просто проходит стадию роста и бурления. А он уже протухает. Печально. 
Думаю проблема в том, что маленький горизонт планирования. А может он и не нужен в наших реалиях? 

Ответить
0

Потратил на Яндекс Дзен 3 месяца. За это время написал 100 статей, больше 400 тысяч просмотров, 1250 подписчиков, 200 тысяч аудитория, заработал 4 800 рублей. Но только прибыли пошли чуть-чуть вверх - 350 рублей в день, +150 подписчиков в день, 30-35 тысяч посетителей в день - Яндекс забанил канал за кликбейт. Наверное ему не понравилось, что во многих статьях заголовки начинались со слов "почему". Переписал названия статей, написал три новых статьи, половину статей удалил - канал через 2 недели не разбанили. Удалил все статьи, написал 3 новых - теперь поддержка просто не отвечает. Вот так - три месяца работы - коту под хвост. Спасибо тебе, Яндекс.  

Ответить

Комментарии