{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

1 млн рублей, 17 человек и 9 месяцев работы: как «Кухня на районе» делала подкаст «Хроники еды»

Издатель Наташа Грибуля рассказывает, как бренду найти свой формат подкаста — и на какие грабли наступила ее команда за время работы над «Хрониками еды».

Привет, на связи Наташа Грибуля, издатель журнала Кухни «Как есть». Недавно мы писали про запуск медиа, а теперь я расскажу, какая работа стояла за «Хрониками еды». Мы потратили 4 месяца на рисерч и миллион рублей на весь проект. Зачем — объясню ниже.

Но сначала — про сам подкаст. В июле мы выпустили пилот, а 10 сентября отпраздновали выход шестого эпизода. В этих шести сериях — истории о том, как «Кофе хауз» и «Шоколадница» воевали за рынок, предприниматель из Каракаса влюблял россиян в пиццу, а японские рестораны — проходили путь от элитных закрытых клубов с ценами в валюте до всенародно любимых роллов с майонезом.

Почему мы вообще решили делать подкаст

Нашей целью было создать экспертный имидж для бренда. «Кухня на районе» работает в сфере еды, и хорошо, если существующие и потенциальные клиенты видят: мы разбираемся в гастрономии и любим ее. Для этого мы решили общаться с нашей аудиторией через полезный и интересный для нее контент.

В рамках долгосрочной стратегии контент-маркетинга мы хотим создавать брендированный вечнозеленый контент, который сможет работать на создание имиджа, а потом и на другие маркетинговые цели несколько лет. Исторический подкаст о еде — идеальный пример такого контента.

Мы воспринимали подкаст как тест. Это новый для Кухни формат имиджевого проекта, и мы хотели понять, есть ли у него потенциал. Про результаты расскажу в конце.

Как определялись с жанром и идеей подкаста

Базово все подкасты можно разделить на два жанра, все остальное — бесконечное количество их модификаций. Есть нарративные — эдакие аудиокниги, где нет живого диалога, а есть разговорные — где интересные ребята собираются что-нибудь пообсуждать.

Нам было интересно сделать именно нарративный подкаст: провести рисерч, найти очевидцев и рассказать историю. Поэтому в качестве референсов мы смотрели на Serial и Crimetown.

Мы захотели разобраться, как первые кофейни, пиццерии, демократичные рестораны, суши-бары, супермаркеты и фудкорты изменили привычки современного горожанина и сформировали его ожидания от сегодняшних гастрономических проектов. Почему?

Во-первых, это вечнозеленая тема. Люди будут интересоваться историей и сегодня, и через несколько месяцев, и через год.

Во-вторых, никто до нас не пытался осмыслить новейшую историю еды в России в формате подкаста. То есть тема не избитая.

В-третьих, концепт удобно резать на сезоны. За первыми 6 эпизодами про становление индустрии в девяностых и нулевых логично следует продолжение, посвященное новому витку истории — 2010–2020 годам. В это время появляется и развивается фудтех и запускаются первые «темные кухни». Об этих событиях не менее интересно рассказывать — тем более что «Кухня на районе» имеет к ним прямое отношение.

Продакшн мы делали вместе со студией «Либо/Либо». Сначала коллеги из студии беспокоились о нашем выборе жанра: казалось, что профессиональные дикторы не смогут передать живые нотки истории. Но мы попробовали — и все получилось. В итоге вышло нечто среднее между аудиокнигой и радиоспекталем.

Мы взяли лучшее от двух жанров и сделали, как нам кажется, уникальный для русскоязычной аудитории контент. Представьте себе документальный фильм о еде в России в девяностых и нулевых. «Хроники еды» — именно это, только в аудиоформате.

Как прорабатывали концепцию и писали тексты для эпизодов

Весь препродакшн мы в «Кухне на районе» делали самостоятельно. Объединили продюсера, редактора и авторов из The Village, «Секрета фирмы» и других медиа. В авторском пуле были одни девушки: Анна Соколова, Ирина Постникова, Светлана Кольчик и Анна Родина. Каждый автор работал над своими темами.

Препродакшн занял 4 месяца. Сначала мы хотели собрать всех в одном райтерс-руме и писать эпизоды как команда сценаристов, но нам пришлось быть гибкими и работать с каждым автором в комфортные для него сроки. Процессу помешали декабрь (многие не хотели соглашаться на объемную работу в конце года), потом новогодние праздники, потом медленный выход из новогодних каникул, и, наконец, коронавирус.

Рисерч — это долго. Зато команде удалось найти интересную фактуру. Например, вы знали, что раф-кофе придумали в России? А что первые японские рестораны появились в Москве еще в конце 80-х? Или, например, что в России полюбили итальянскую пиццу благодаря венесуэльскому предпринимателю Ростиславу Ордовскому-Танаевскому Бланко?

Продакшн у студии «Либо/Либо»

Мы пришли к «Либо/Либо» с 6 готовыми текстами и референсами. Они взяли на себя продакшн:

  • Перепроверили фактуру.
  • Написали сценарии эпизодов на основе наших текстов.
  • Взяли интервью у участников событий, о которых идет речь в эпизодах.
  • Отобрали фрагменты интервью и включили их в каждый выпуск. Так у «Либо/Либо» появился жанр, который они теперь называют «Караван историй».
  • Композитор Кира Вайнштейн написала музыку для эпизодов: нашла документальные записи, ездила записывать звуки в моллы, рестораны и кофейни.

На этом этапе у подкаста появилось два важных преимущества. Во-первых, культовые голоса эпохи 90-х — на роль ведущих мы пригласили Марию Трындяйкину и Евгения Рыбова, которые были официальными голосами MTV 90-х и озвучивали сериалы «Клиника», «Южный Парк», «Дарья», «Офис» и «Семейка Осборнов».

Во-вторых, исторически достоверный, богатый звук — это заслуга Киры.

Чтобы подкаст был живым, в нем должны быть герои и конфликты. Мы взяли за основу тексты «Кухни на районе» и стали искать очевидцев и героев описанных событий. Редакторы Даша Благова и Юля Яковлева записали десятки интервью и вплели их в сценарий. А композитор Кира Вайнштейн сделала саунд-дизайн: для каждого эпизода она написала музыку, стилизованную под время событий. Кира записала много документального аудио, городских звуков и диалогов. Например, она попросила бариста в кофейне повесить на себя микрофон-петличку, чтобы зафиксировать реальные звуки его работы и разговор о кофе. Вместе с авторами мы сделали большую журналистскую работу и "выложили" сценарий как паззл, дополнив его живыми деталями.

Лика Кремер, Cоосновательница «Либо/Либо»

Обложку для подкаста сделала дизайнер студии Настя Глушкова. Сначала продюсер «Либо/Либо» Ксения Красильникова предложила оттолкнуться от идеи рокера и художника-концептуалиста Валерия Черкасова – и выложить название подкаста столовыми приборами.

Но потом Лика Кремер придумала другой вариант.

Мне хотелось, чтобы в обложке был образ музейного экспоната, потому что наш подкаст исторический. Как будто обложка — витрина, где мы под стеклом разглядываем застывшую натуру. При этом логично было использовать желтый — цвет логотипа «Кухни на районе».

Лика Кремер, Cоосновательница «Либо/Либо»

Как референс Лика отправила Насте фотографию сервировочных подставок. Так мы нащупали путь к той самой картинке. Настя пробовала положить на блюдо капкейк, фрукты и даже ролл, пока там наконец не появился бургер. В слайдшоу ниже – эволюция нашего космического бургера на обложке.

Сколько все это заняло времени

Обычно на пилотный эпизод студии подкастов нужно месяц или полтора. Дальше команда старается еще за месяц-два сделать второй и третий эпизоды. Подкаст запускается тогда, когда первые 3 серии уже полностью готовы к релизу, а потом выходит раз в неделю или раз в 2 недели, как это было в нашем случае.

Со стороны «Либо/Либо» в «Хрониках еды» участвовали 12 человек — и это не считая привлеченных экспертов и героев.

Какие возникли сложности на всех этапах

  • Неудачный тайминг. Мы запустили препродакшн в декабре 2019 года — сложно было собрать авторов в проектную команду в это время.

  • Пандемия. Из-за коронавируса все спикеры, включая ведущих, записывались удаленно. «Либо/Либо» нужно было сделать так, чтобы минимизировать возможные проблемы со звуком.
  • Дефицит кадров. На рынке слишком мало авторов, которые могут хорошо рисерчить.
  • Несовершенная коммуникация с продакшн-партнером. Мы не сразу смогли четко донести, что хотим именно нарративный подкаст, когда ссылались на Serial.
  • Ограниченный круг спикеров. Не получили доступ к интересным героям из эпохи 90-х.

  • Непродуманные дистрибуция и продвижение. Все решения о размещении на разных площадках мы принимали на ходу. А собственные ресурсы не использовали по-максимуму.

Выстрелил или нет

Да!

  • 42 тыс. человек суммарно послушали подкаст в первые 3 мес.
  • 7 тыс. раз в среднем послушали 1 эпизод
  • 23,8 ₽ стоило маркетинговое касание в первые 3 мес

Как оценивали эффективность подкаста

  • Количество загрузок и прослушиваний — замеряли каждый месяц. Сразу после выхода финального эпизода, через 2 месяца после старта проекта, было 35,3 тыс. Прослушиваний. Из них 65% — 23 тыс. — были на Яндекс.Музыке.

  • Средний процент дослушивания эпизода. В июле этот показатель был 92%, в августе — 80%. Для подкастов таргет — это 80–90%.
  • Оценки и отзывы. Мы следили за фидбэком слушателей: им нравились темы, профессиональные голоса ведущих и качество записи.

  • Количество активаций промокода. Промокоды обычно используют при коммерческих интеграциях в подкаст. Мы решили давать промокод только в финальном эпизоде.

«Хроники еды» — это «вечнозеленый» контент. Стоимость одного маркетингового касания с каждым днем будет дешеветь. Представим, что за год первый сезон послушает 55 тысяч человек: тогда цена маркетингового касания с 23,8 рублей упадет до 18-ти. А через год станет еще дешевле.

У подкаста длинный хвост прослушиваний. Темы «Хроник еды» не устареют: прослушивания будут расти, а расходы на продакшн нет, они все уже случились. Люди будут слушать его даже через два года, находя «Хроники еды» не только на Яндекс.Музыке, Apple Podcasts или Castbox, но и в нашем медиа «Как есть».

Советы: если вы захотели сделать свой подкаст

  • Выбирайте темы без срока годности.

  • Уделите максимум времени истории, которую собираетесь рассказывать — это самое важное.
  • Откажитесь от рекламного контента или «подкаста о компании». Даже о самом классном бренде скучно слушать по 40 минут.
  • Не идите на компромиссы, когда дело касается качества.
  • Приходите в студию подкастов с референсами, но постарайтесь сформулировать, что именно вам в них нравится: формат, жанр, проработка истории, подача материала ведущими, саунд-дизайн. Когда мы пришли к «Либо/Либо» и сказали, что хотим сделать нечто похожее на Serial, это звучало как «хотим сделать что-то настолько же крутое, как Serial», а не «хотим сделать нарративный подкаст». Пришлось перезаписать пилот.
  • Заранее подумайте о стратегии дистрибуции и продвижения подкаста через другие подкасты, лидеров мнений и телеграм-каналы. Составьте медиа-план и заложите бюджет на продвижение в общую смету проекта.

И помните: если у бренда есть история, которая будет интересна слушателю, можно записать подкаст даже на iPhone в шкафу — он все равно выстрелит. Но если хочется качественного звука и экспертизы — ищите партнерскую студию.

0
15 комментариев
Написать комментарий...
Katya Kozelkova

Очень нравится этот подкаст!! Неужели не будет продолжения? Было очень интересно слушать про зарождение ресторанной жизни в России :)

Ответить
Развернуть ветку
Наталия Грибуля

Спасибо, мы пока думаем о втором сезоне. У нас есть еще одно десятилетие (2010-2020) в запасе, там куча интересных тем)

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Petrukhin

Подкаст неплохой, но темы все таки не бесконечны

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Nikolaev

Не очень понятны достижения, честно говоря. За то же самое время с момента старта подкаста у меня примерно такие же показатели, и даже среднее количество прослушиваний на выпуск больше. При этом я потратил рекламу наверно, тысяч шесть за все время, у меня нет команды, я никогда до этого не занимался ни подкастами, ни вообще журналистикой или написанием сценариев.

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Nikolaev

и да, у меня тоже сложный нарративный подкаст, а не разговорный, где все держится на интересных гостях. Я единственный автор и ведущий. И цена одного выпуска — не 167 тысяч, а намного, намного меньше

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Боровиков

читал, что на запись одного выпуска подкаста нужно потратить от 180к, сколько потратили вы? 

Ответить
Развернуть ветку
Наталия Грибуля

Один эпизод стоил нам 167 тыс. Но это специфика нарративного жанра — сложный препродакшн и продакшн. Разговорный подкаст можно делать и с меньшим бюджетом. 

Ответить
Развернуть ветку
Николай Солнышко

Например на запись обычного разговорного выпуска подкаста мы тратим 0 рублей. 10000 в год стоит хостинг и по 10000 аппаратура каждого ведущего, нас трое. Монтажёр и дизайнер у нас свой, работает за еду, потому что он часть проекта. Так как мы говорим о кино, мы тратим свои деньги на походы в кинотеатры и подписки на сервисы, но бы делали это и просто как рядовые пользователи. Но это все, конечно, никакого отношения к коммерческим подкастам не имеет. В целом если бы мы не имели аппаратуру и монтажёра с дизайнером, выпуск бы обходился тысяч в 5-7. 2-3 монтаж, 2-3 запись на студии, 500 рублей - обложка.

Короче, дорого это когда заряженные сценаристы и крутой продакшн, что в целом мало кому надо.

Ответить
Развернуть ветку
Ilnur Nasretdinov

Можно ссылку на подкаст)
Раз вы говорите про кино, значит и ваша картинка должна быть на уровне, это свет и хорошая камера. В записи нормальных подкастов используют уже 2-3 камеры, микрофоны и тд. 
В 5-7 тыс., даже в провинциальном городе, вы уложитесь только если оператор и монтажер будут работать за еду. 

Ответить
Развернуть ветку
Николай Солнышко

У нас аудиоподкаст kaktuspodkast.ru

Ответить
Развернуть ветку
Александр Асманд

Когда больше 10 лет на кухне и в торговле хрючевом. Тошнит от всех кто хочет жрать.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Мирошниченко

Спасибо за вашу работу. Приятно слушать)

Ответить
Развернуть ветку
Mike Adams

Слабенькие подкасты

Ответить
Развернуть ветку
Petr Gubanov

Икренне восхищаюсь тем, что ты делаешь, Наталия и студией Либо/Либо)
Сначала подумал, что нефига себе как много времени заняла подготовительная работа, а потом посмотрел, сколько мы потратили сил и времени на запуск подкастов "Заговоры маркетинга" и "Я не vinoват", стало понятно, что почти столько же 😅
Было бы круто, чтобы ты поделилась способами продвижения подкаста, потому что об этом инфы почти нигде нет, кроме наших кулуарных разговоров среди своей своеобразной тусовки 🙃
В остальном ставлю жирнейший лойс

Ответить
Развернуть ветку
Антон Чапарин

Могут себе позволить на бабки Сбера. 

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Раскрывать всегда