«Мы решили стать крупнейшей игровой компанией в мире»: создатели Playrix братья Бухманы дали интервью Тинькову Статьи редакции
В «Бизнес-секретах» они рассказали, как начинали бизнес без опыта и ориентиров, почему никогда не стремились в Москву и какие ставят перед собой задачи.
Кто такие братья Бухманы и чем они занимаются
Дмитрий Бухман рассказал, что навыки программирования братья получили с помощью самообразования. «Игорь знал какие-то базовые вещи из школы и начал учить меня. Потом он поступил уже в университет, начал получать профильное образование и продолжал учить меня», — делится он.
Чёткого разделения в обязанностях (программирование и творческая часть, продумывание игры) у братьев не было — они до сих пор многое обсуждают вместе. Оба брата изучали прикладную математику в Вологодском педагогическом государственном университете.
По словам Игоря, когда братья начали делать игры, сформировавшегося рынка ещё не было. Они ориентировались на то, во что играли сами и что легко было сделать — дизайнерских способностей у них тогда не было.
Как догадались сразу делать игры на английском
Тиньков спросил, почему братья, находясь в Вологде, стали делать игры сразу на английском и сразу на международный рынок. По словам Тинькова, несмотря на то, что он шесть лет прожил в Кремниевой долине, ему бы «в голову не пришло» делать банк с интерфейсом на английском. Он также отметил, что сейчас долина — это «контртренд», и все оттуда уезжают.
Как Бухманы развивали ИТ-компанию в Вологде
Первый компьютер Бухманам подарил дедушка, второй они купили сами на свои доходы, рассказывают предприниматели.
В 2004 году разработчики зарегистрировали компанию, открыли офис и начали нанимать первых сотрудников. Они проработали в Вологде до 2013 года.
Тиньков отметил, что предприниматели «перепрыгнули» Москву — делали бизнес из Вологды, а затем переехали в другую страну.
Сейчас в компании работает больше 3000 человек по всему миру. Офисы компании расположены примерно в 30 городах, за пределами СНГ офисы есть в Ирландии, Сербии, Хорватии.
Тиньков спросил, какой главный информационный сайт для игровой индустрии. В пример такого сайта для банковской индустрии он привёл TechCrunch. Игорь Бухман рассказал, что для русскоязычной аудитории есть app2top.ru.
«Он не очень большой, на профессионалов ориентирован, но каждый день я как минимум один раз смотрю. Там актуальные новости о том, что произошло в индустрии. Есть и западные аналоги, но больше информации я получаю оттуда», — объяснил он. Дмитрий Бухман добавил, что читает vc.ru.
Что мешает завоевать азиатский игровой рынок
По словам братьев, Playrix росла практически каждый год с 2014 года — в среднем на 50-100%. На азиатском рынке у компании «достаточно большой оборот для неместной компании, рассказал Игорь Бухман.
Что дальше: продажа компании или M&А?
В 2018 году братья задумались, что делать дальше — продавать ли компанию, но отказались от этой идеи, рассказывает Дмитрий Бухман. По его словам, после сделки они получат деньги, но глобальных целей у них не останется.
«Если мы продадим бизнес, в нашей жизни ничего не изменится. И зачем тогда продавать?», — дополнил Игорь Бухман, отметив, что они уже заработали достаточно денег.
Игорь Бухман добавил, что если бы стать крупнейшей компанией было единственной целью, то Playrix могла бы просто объединиться с другим игроком. «Лучше покупать, копите кэш», — посоветовал Тиньков.
Как Бухманы купили долю в игровой компании Nexters
Тиньков напомнил, что братья Бухманы 2018 году инвестировали в российского издателя мобильных игр Nexters и спросил, можно ли считать это шагом к M&А-стратегии. Разработчики объяснили, что это личные инвестиции, которые не относятся к Playrix.
В феврале Nexters объявила, что выйдет на Nasdaq через SPAC, объединившись со специальной компанией Kismet Acquisition One Corp. Ивана Таврина. Бухманы не рассматривают SPAC, но не исключают консолидации с другими компаниями, в том числе с Nexters.
Как понять, кто конкурент, а кто нет
Тиньков рассказал, что недавно братья Бухманы спрашивали у него, как «Тинькофф» будет конкурировать с другими крупными банками вроде «Альфа-банка». Тот объяснил, что это несравнимые вещи, потому что «Тинькофф» сразу переводил все операции в мобильный банк, пока остальные развивали физические отделения, и похожая ситуация может быть и на игровом рынке.
«Это примерно как с вами будет конкурировать Blizzard. Это принципиально другая модель. В мобильные игры пользователи играют сидя, например, в больнице, а в Blizzard ему нужно прийти домой и открыть компьютер», — говорит Тиньков.
Клип Земфиры «Здравствуй, Остин» про дворецкого из игры Homescapes
19 февраля Земфира в преддверии выхода нового альбома выпустила клип «Остин» по мотивам игры Homescapes от студии Playrix. Певица сняла клип в сотрудничестве с компанией.
Братья Бухманы рассказали, что давно слушают Земфиру. Они узнали, что певица прошла все 5-6 тысяч уровней Homescapes и написала песню. Разработчики познакомились с Земфирой ещё до пандемии, тогда песня была уже написана.
У Playrix сейчас всего пять игр, в 2021 году компания планирует выпустить ещё одну, добавили Бухманы.
Ребята молодцы, но это же реально странно - стать первыми в производстве казуального мусора(качественного). Могли бы делать нормальные проекты, раз уж денег им хватает.
А так, войти в историю, как производители самых донатных ферм, ну так себе слава.
Да хуй бы они заработали на нормальных проектах. Времена когда на рынке игр были нужны интересные проекты давно прошли.
Сейчас средний игрок это твоя жирная бывшая одноклассница выросшая в 35 летнюю тетю сраку, которой интересно пук среньк и цветные шарики в мач три гонять. А 15-20 летние пацаны, всю ночь рубящиеся в халфу, моровинд или мост вантед превратились меньшинство, которое уже не делает кассу.
Живи теперь с этим
все так.
просто тут надо добавить что жирная тетя это такой же гражданин и потребитель и она имеет право на красивые матч три.
так же как и дети имеют право на моровинд.
а если теть еще и по числу больше то и вообще.
я к тому что негативная коннотация в отношении теть - ну а к чему. они вам что-то плохое сделали? просто в конце концов наверняка какие то мамы ваших друзей или может дажа ваша мама играют в матч три. моя играет например.
Если человек имеет право потреблять говно, я имею такое же право его за это презирать
верно, имеете. но вдруг кто-то будет также презирать вас, потому что вы потребляете что-то, что не нравится кому-то.
чем красивая игрушка матч три с милой графикой говно? понятно что в личных предпочтениях каждый для себя решает.
но можно ли сказать что это прям обьективно говно?
вот вам какая игра нравится которая не говно?
Мне похуй
чем красивая игрушка матч три с милой графикой говно?Тем что все эти мачтри одинаковая хуйня с одинаковым геймплеем
Неужели вам так нравится мир, где сплошные мач три вместо игр?
смотрите, я стараюсь ненавидеть плохие вещи в соответствии с их приоритетом))
если жанр игр дает деньги то в нем будет 100500 клонов. например есть куча стратегий аля травиан (которому 15лет!) и до сих пор эту механику клонируют (клеш оф кланс и иже с ними занимают все аппсторы). то есть матч три тут для меня не самое плохое- я в него не играю и не вижу, а в стратегию хорошую бы поиграл а открою аппстор а там их тыща и все клоны. и говно. все говно кроме говна но и говно-говно.
шутеры тоже самое. вон вы халф лайф назвали а это же клон дума.
поэтому ответ на ваш вопрос такой - клонирование прибыльных игр меня печалит т.к. засоряет маркеты и сложно выбрать, матч три тут не единственный жанр.я согласен с вами что это плохо но я не согласен что матч три это самое зло - все игры клонируются не только казуалки и не только матчтри.
но мне важно разнообразие. плата за разнообразие - миллион клонов.
если например доверить модерацию игр вам - чтобы никто не мог выпустить на рынок игру без вашего одобрения - унылое же говнище получится на выходе. моровинд сплошной.
А с хера ли бизнес обязан быть творцом? Они лишь подстраиваются под людей из своей ниши. Ниша с рпг и открытым миром тоже существует и вполне себе зарабатывает. Твои претензии глупы и инфантильны, это как предъявлять компании по производству пива претензии на тему того, что их баночный продукт не очень похож на элитный КОНЬЯК.
А где ты претензии к бизнесу увидел? Я хуесосил людей которые хотят в говно играть, а не тех кто это говно делает
Прослеживается между строк. Опять же, есть вполне залипательные головоломки, для тех кто просто хочет провести время в транспорте - 2048 например. Или всё, где нет открытого мира - говно? С тлф играть нельзя?
Бля, ну ты и сравнил 2048 с типичным мач3 говном