«Мы решили стать крупнейшей игровой компанией в мире»: создатели Playrix братья Бухманы дали интервью Тинькову Статьи редакции
В «Бизнес-секретах» они рассказали, как начинали бизнес без опыта и ориентиров, почему никогда не стремились в Москву и какие ставят перед собой задачи.
Кто такие братья Бухманы и чем они занимаются
Дмитрий Бухман рассказал, что навыки программирования братья получили с помощью самообразования. «Игорь знал какие-то базовые вещи из школы и начал учить меня. Потом он поступил уже в университет, начал получать профильное образование и продолжал учить меня», — делится он.
Чёткого разделения в обязанностях (программирование и творческая часть, продумывание игры) у братьев не было — они до сих пор многое обсуждают вместе. Оба брата изучали прикладную математику в Вологодском педагогическом государственном университете.
По словам Игоря, когда братья начали делать игры, сформировавшегося рынка ещё не было. Они ориентировались на то, во что играли сами и что легко было сделать — дизайнерских способностей у них тогда не было.
Как догадались сразу делать игры на английском
Тиньков спросил, почему братья, находясь в Вологде, стали делать игры сразу на английском и сразу на международный рынок. По словам Тинькова, несмотря на то, что он шесть лет прожил в Кремниевой долине, ему бы «в голову не пришло» делать банк с интерфейсом на английском. Он также отметил, что сейчас долина — это «контртренд», и все оттуда уезжают.
Как Бухманы развивали ИТ-компанию в Вологде
Первый компьютер Бухманам подарил дедушка, второй они купили сами на свои доходы, рассказывают предприниматели.
В 2004 году разработчики зарегистрировали компанию, открыли офис и начали нанимать первых сотрудников. Они проработали в Вологде до 2013 года.
Тиньков отметил, что предприниматели «перепрыгнули» Москву — делали бизнес из Вологды, а затем переехали в другую страну.
Сейчас в компании работает больше 3000 человек по всему миру. Офисы компании расположены примерно в 30 городах, за пределами СНГ офисы есть в Ирландии, Сербии, Хорватии.
Тиньков спросил, какой главный информационный сайт для игровой индустрии. В пример такого сайта для банковской индустрии он привёл TechCrunch. Игорь Бухман рассказал, что для русскоязычной аудитории есть app2top.ru.
«Он не очень большой, на профессионалов ориентирован, но каждый день я как минимум один раз смотрю. Там актуальные новости о том, что произошло в индустрии. Есть и западные аналоги, но больше информации я получаю оттуда», — объяснил он. Дмитрий Бухман добавил, что читает vc.ru.
Что мешает завоевать азиатский игровой рынок
По словам братьев, Playrix росла практически каждый год с 2014 года — в среднем на 50-100%. На азиатском рынке у компании «достаточно большой оборот для неместной компании, рассказал Игорь Бухман.
Что дальше: продажа компании или M&А?
В 2018 году братья задумались, что делать дальше — продавать ли компанию, но отказались от этой идеи, рассказывает Дмитрий Бухман. По его словам, после сделки они получат деньги, но глобальных целей у них не останется.
«Если мы продадим бизнес, в нашей жизни ничего не изменится. И зачем тогда продавать?», — дополнил Игорь Бухман, отметив, что они уже заработали достаточно денег.
Игорь Бухман добавил, что если бы стать крупнейшей компанией было единственной целью, то Playrix могла бы просто объединиться с другим игроком. «Лучше покупать, копите кэш», — посоветовал Тиньков.
Как Бухманы купили долю в игровой компании Nexters
Тиньков напомнил, что братья Бухманы 2018 году инвестировали в российского издателя мобильных игр Nexters и спросил, можно ли считать это шагом к M&А-стратегии. Разработчики объяснили, что это личные инвестиции, которые не относятся к Playrix.
В феврале Nexters объявила, что выйдет на Nasdaq через SPAC, объединившись со специальной компанией Kismet Acquisition One Corp. Ивана Таврина. Бухманы не рассматривают SPAC, но не исключают консолидации с другими компаниями, в том числе с Nexters.
Как понять, кто конкурент, а кто нет
Тиньков рассказал, что недавно братья Бухманы спрашивали у него, как «Тинькофф» будет конкурировать с другими крупными банками вроде «Альфа-банка». Тот объяснил, что это несравнимые вещи, потому что «Тинькофф» сразу переводил все операции в мобильный банк, пока остальные развивали физические отделения, и похожая ситуация может быть и на игровом рынке.
«Это примерно как с вами будет конкурировать Blizzard. Это принципиально другая модель. В мобильные игры пользователи играют сидя, например, в больнице, а в Blizzard ему нужно прийти домой и открыть компьютер», — говорит Тиньков.
Клип Земфиры «Здравствуй, Остин» про дворецкого из игры Homescapes
19 февраля Земфира в преддверии выхода нового альбома выпустила клип «Остин» по мотивам игры Homescapes от студии Playrix. Певица сняла клип в сотрудничестве с компанией.
Братья Бухманы рассказали, что давно слушают Земфиру. Они узнали, что певица прошла все 5-6 тысяч уровней Homescapes и написала песню. Разработчики познакомились с Земфирой ещё до пандемии, тогда песня была уже написана.
У Playrix сейчас всего пять игр, в 2021 году компания планирует выпустить ещё одну, добавили Бухманы.
Ребята молодцы, но это же реально странно - стать первыми в производстве казуального мусора(качественного). Могли бы делать нормальные проекты, раз уж денег им хватает.
А так, войти в историю, как производители самых донатных ферм, ну так себе слава.
ну билл гейтс стал первым в производстве мусорного софта.
уж сколько времени сожрали упавшие наглухо винды у людей для которых надо было вызывать специалиста для переустановки :)
а теперь ничего, благотворительностью занимается.
вот и они также будут. сделают фонд бухманов:)
Гейтс дал каждому персональну ОС в которой среднестатистический человек сможет работать, а теперь представьте , как обычный человек будет работать в Линуксе
Нормально будет. Браузер и Офис там есть.
либре офис хорошо когда не надо сталкиваться с форматами от микрософт.
несмотря на все улучшения, все равно работать очень сложно.
то есть в современном формате docx совместимость конечно в разы лучше чем она была с обычным док. но при работе в "виндовой" организации когда у тебя убунта (мой опыт) на большом количестве документов постоянно натыкаешься на косяки с ними. большие сложные таблицы, особенно если там какие то скрипты, большие вордовые доки с каким нибудь форматированием и тд. не все, но попадаются часто. хорошо еще мне их не надо редактировать а только читать в основном. но если редактировать и сохранить а потом отдать обратно в "винду" ничего хрошего не бывает - в винде приходится потом править.
а особенно жестко с презентациями. несколько раз открывал в как ее зовут импресс кажется виндовые презентации ппт. вот эта была полная жесть - презентацию я ни одну в итоге не открыл - рассыпались на составляющие.
как я понимаю там совсем картина плохая. если с документами ворд и эксель большая вероятность что все таки работать будет - и небольшая что не будет(но при активной офисной работе со многими виндовыми документами все равно это будет часто происходить), то с презентациями наоборот.
В общем, пока организации не буду слать документы MS Office обратно приславшему со словами "говно, переделай по ГОСТ 26300-2010" - дело вряд ли сдвинется 😥
Какая взаимосвязь между указанным вами ГОСТом и работой в MS Office?