{"id":5097,"title":"\u041f\u0440\u0438\u0432\u043b\u0435\u043a\u0438\u0442\u0435 \u0432 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0443 \u0442\u0443\u0440\u0438\u0441\u0442\u043e\u0432 \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u043f\u043e\u0434\u0434\u0435\u0440\u0436\u043a\u0443 \u043e\u0442 \u0430\u043a\u0441\u0435\u043b\u0435\u0440\u0430\u0442\u043e\u0440\u0430","url":"\/redirect?component=advertising&id=5097&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/274398&hash=37380e26d7e18a53827df77f3494106574fc9389fcbf0d03cb47fab2464f807b","isPaidAndBannersEnabled":false}
Медиа
Nikolay Belousov

«Надеюсь, в 2021-м мы сделаем 100 млн рублей выручки»: Михаил Табунов о новом проекте Pact, будущем FunCorp и Coub

Конспект подкаста «Сверхновые русские» с директором по продукту FunCorp и основателем агрегатора мессенджеров для бизнеса Pact Михаилом Табуновым. Он вспомнил и прошлое (как создавал Coub), и рассказал о текущем бизнесе и о рынке развлечений в целом.

Николай Белоусов и Михаил Табунов. Ссылка на выпуск на Youtube.

В выпуске:

Начало карьеры и запуск Coub

Расскажу издалека. Я из Москвы, из Тушино, с простой рабоче-крестьянской семьи. С детства я любил компьютеры. С 18 лет я работаю, и моя работа связана с компьютерами. На первом курсе я продавал курсовые по программированию.

На втором курсе я устроился на работу верстальщиком сайтов. Потом работал в App-студии, из верстальщика сайтов вырос в программиста, работал программистом.

На одной из первых работ я познакомился с Игорем Гладкобородовым, мы работали с ним в студии Work as fun. После чего я участвовал в запуске нескольких интернет-проектов, это было году в 2009-2010. Я работал и учился на очном в ГУУ, на факультете информационных систем. У меня бэкграунд программиста, я работал 4 или 5 лет разработчиком, начиная с 2007 по 2011-2012.

Ты занимался разработкой сайтов?

Да, я сначала работал в студиях, потом в компании Undeav — мы делали софт для видеостриминга. Делали сопровождение для всяких около политических мероприятий, типа питерский экономический форум, делали сервис «Телемаркет». Все, связанное с видео и аудио. Я там был ведущим разработчиком.

И как-то органично это переросло в Coub.

Да, это все было постепенно. Я дружил с братьями Антоном и Игорем Гладкобородовыми, мы снимали четырехкомнатную квартиру на Покровке 15/17. В двух комнатах была веб-студия Игоря, в которой я работал, одна комната была игровой студией Антона (на тот момент вроде называлась Piston Games), где они делали мобильные игры под айфоны (год 2009-2010, айфоны были только 2 года как на рынке).

По вечерам играли в Старкрафт, тусовались. У Антона была идея сделать видеосервис, сделать более продвинутую замену гифкам. В 2010 гифки казались уже устаревшим форматом, долго грузились, тормозили. Было много проблем, при этом было технологичное видео, и мы подумали, если его зациклить, будет прикольно.

Антон нарисовал дизайны, пришел ко мне. Это был год 2011. Я работал в Undev. И понял, что так мы ничего не сделаем, потому что все, что связано с видео — долго, дорого, геморно. И я решил рискнуть, уволился с работы, у меня были накопления. И присоединился к ребятам как технический директор.

Мы сидели в квартире и целыми днями что-то делали. Я немного фрилансил, чтобы были деньги на еду. Вплоть до 2013 года никаких денег с Coub мы не получали, жили на накопления и фриланс.

Что происходило в это время с Coub как с бизнесом?

Во-первых, мы его запустили. С нуля. Я считаю, у любого сервиса от старта разработки до запуска и первых пользователей должно пройти не более, чем 9 месяцев. У меня так во всех проектах, в которых я когда-либо участвовал. Если больше 9 месяцев, ты уже начинаешь полировать и что-то бесполезное делать.

Когда произошел переломный момент с Coub? Когда он превратился в бизнес или стартап?

За первый год мы уговорили Игоря вложить денег, которые у него тогда были. Мы привлекли от него $130 тысяч. На эти деньги мы наняли первую команду разработки, а они были студентами (мягко говоря). Разработчики, которые хотели учиться, и я их учил, вдохновлял.

На эти деньги мы прожили года полтора до первого раунда. За эти полтора года мы поняли, что мы делаем. Идея от замены гиф-формата трансформировалась в живую фотографию. Это было популярно в App Store, были приложения вроде Синемаграф, где ты снимаешь, закрашиваешь части, которые не двигаются, и он тебе делает красивую гифку.

Пробовали эту идею, она не зашла, после чего мы начали делать смешные видео и постили их в Фейсбук, пытались их дистрибутировать. Сработала тема с кнопкой «Предложить новость» в группах во Вконтакте. Антон целыми днями раскидывал коубы с мемами в группы, какие-то группы брали, мы так получали первый трафик. Это был год 2013.

Один из самых популярных мемов на Coub

Мы с самого начала думали, где брать трафик. Но это все непросто. Мы запустились, посмотрели, что все кривое, косое, глючит, пришли первые друзья, зарегистрировались, поделали коубы, полайкали, дали фидбэк. Мы поняли, что надо все исправлять.

Главный рост, который был во Вконтакте — там был встроенный embed-плеер и не было алгоритмической ленты, была лента с виральным распространением. Если у тебя 100 друзей расшарили, то все их подписки увидят то, что они расшарили. Не как сейчас в Фейсбуке, алгоритмы хитро это прячут.

И до сих пор Вконтакте — наша главная площадка для распространения. В Фейсбуке алгоритмическая лента не дает охватов сторонним площадкам, потому что им это невыгодно.

Если говорить про Вконтакте, трафик был миллионный?

Да, в 2013 фактически за один месяц это были миллионы просмотров, а затем и пользователей. Все развивалось коубами-миллионниками. Они распространялись, рождались новые миллионники. Их уже делали пользователи. Мы (команда разработчиков) сделали первые 5000 коубов, была задача у каждого — ежедневно делать по коубу.

Когда в компании появился Лев Левиев?

В конце 2013 года. Я мало с ним общался и точно не знаю, что его зацепило в Coub. Отношениями с инвесторами и Левиевым занимался Антон. У меня как у технического директора было много задач по технической части, постоянно что-то отваливалось, было не до этого.

Он был единственным инвестором?

Нет, получается, первым был Игорь Гладкобородов. Потом братья Либерманы (они сейчас работают в Snap). Они привели Phenomen Venchures (Дмитрия Фольковича). После этого уже был Лев Левиев. У нас тогда уже были десятки миллионов пользователей в месяц. Думаю, это было 15-20млн в месяц (начало 2014).

В тот момент уже казалось, что мы строим что-то великое. Успех окрыляет. Ощущение, что ты выиграл в казино. Что у тебя была серая угрюмая жизнь, ты ел доширак, играя по вечерам в Старкрафт и запивая чаем, а тут вдруг про тебя кто-то знает.

Что изменилось со стороны медиа, когда появились пользователи и инвесторы?

Появилось внимание, и было полное непонимание, что с этим вниманием делать. Была эйфория. Тогда еще вышел фильм про Цукерберга «Социальная сеть». Было ощущение невероятной крутости. А потом появились деньги, интерес инвесторов. Мы привлекли $2,5 млн от Левиева, начали их тратить.

Тогда уже были серьезные косты на эксплуатацию. Раздавать видеоконтент — дорогое удовольствие. Там были петабайты данных, все надо было хранить, при этом команда была маленькой.

Когда начались проблемы и почему бизнес не взлетел

В какой момент все пошло не так? Или у них все ок сейчас?

Я покинул Coub в середине 2015-начале 2016 года. Рост, который был в России, в какой-то момент пошел на спад. Все медийные форматы приедаются, не бывает таких, которые живут тысячелетиями. Люди хотят что-то новое, и море компаний бьются за их внимание, придумывая форматы.

И встал вопрос, а что мы делаем? Куда тратим деньги? Какая у компании стратегия? Как мы с этим будем справляться?

Выяснилось, что генеральный директор с братом вместо того, чтобы заниматься продуктом, год потратили на привлечение инвесторов и переговоры, которые ничего не дали. В результате Антон уехал в Нью-Йорк привлекать инвесторов на $10 млн по оценке 50, а приехал с чеками от каких-то Ангелов на $50 тысяч.

Было глобальное непонимание, что мы делаем. В таких компаниях фокус должен быть на продукте и итерациях. Я тогда это понял максимально четко. Надо было бежать вперед системно, тогда рано или поздно тебе повезет. Если просто играть в венчурную лотерею, вряд ли второй раз ты в нее выиграешь.

А что была за история со скандалом, якобы у Coub рисованная отчетность?

Отчетности перед инвесторами как таковой не было. Раз в полгода Антон рисовал презентацию и высылал им. Но глубже никто не пытался разобраться в продукте. Потому что UGC-медиа — это супер технологичный бизнес, в нем сложно разобраться. У меня в FunCorp на это ушло года два, с моим бэкграундом.

А что было в графиках?

Классическая манипуляция цифрами. Есть график зарегистрированных пользователей по дням. Допустим, у тебя всегда было 2000 регистраций, стало 1000, график смотрит вниз. Что делает хороший медиа-менеджер? Он разворачивает график следующим образом: они делают абсолютное количество зарегистрированных пользователей на графике, которое всегда растет вправо вверх и простыми графическими манипуляциями это превращают в красивый график. Ивестор смотрит — окей, регистрации растут.

Был план не говорить о проблемах бизнеса инвесторам. Все знали, что все плохо, но продолжали говорить, что все хорошо. Это нездоровая коммуникация, и меня это пугало.

Почему Coub не взлетел как бизнес?

Думаю, как и всегда, это командная проблема. Это я сам, на тот момент не был классным менеджером, наломал кучу дров с костами и не с костами. Мы не действовали как команда. Один, не посоветовавшись, поехал в Нью-Йорк, другие ничего не поняли.

У Coub новый владелец — «Комитет»

Сейчас Coub все еще жив, он в руках «Комитета», в руках Влада Цыплухина. Ты следишь за сервисом?

Там ничего не происходит. Я считаю, что на российском медиарынке трудно зарабатывать нормальные деньги, сравнимые с американским рынком. Это непреодолимое ограничение. Аудитория должна быть в 10 раз больше, чтобы зарабатывать адекватные деньги.

Coub до сих пор живет в веб-парадигме, с мобайлом у них не очень. Полгода назад в приложении все было плохо. Думаю, время ушло. Сейчас высокий порог входа мобильных приложений.

Так главная сайта Coub выглядит в марте 2021 года

Отдельные игроки, которые занимаются хостингом гифок, как будто неплохо себя чувствуют. Giphy, например.

Поднимать раунды и неплохо себя чувствовать — несвязанные вещи. Находясь в России, при отсутствии венчурного рынка, где самая крупная сделка на этом рынке — выход Озона на IPO, потенциала у такого сервиса нет. Его никому не продать, мультипликаторы будут низкими, вся венчурная история отваливается. Ты не можешь делать бизнес, ориентированный на капитализацию, его никто не купит.

У Coub остался инвестором Лев Левиев. Какой бы ты совет ему дал в отношении этого проекта?

Ничего не ломать. Реально сделать так, чтобы это было приятным хобби. Рынок сейчас поделен между крупными компаниями, и конкурировать с ними команде «Комитета» не получится никак. Я считаю, бизнес не получится, но я за то, чтобы Coub продолжал жить. Моя любовь к этому никуда не делась, хоть и не получилось сделать из этого бизнес. Я люблю видео и фан в интернете.

Новые проекты после ухода из Coub

Что было после? Твои последние проекты — Pact и FunCorp. Было ли что-то между ними?

Когда я планировал выход из Coub, хотел заниматься бизнесом, полгода я перебирал идеи, в какие рынки я верю, какие есть штуки, которыми мне бы хотелось заниматься, которые потенциально денежные. На тот момент рынок мессенджеров для бизнеса не был никак представлен. Запрос был — все больше людей жаловались, что не хотят звонить, хотят писать. Со стороны бизнеса не было никакого ответа.

Поскольку я программист, я решил сам все сделать. Из Coub я выходил без денег, 4 месяца мне не платили зарплату. Я нашел американцев, которых консультировал по разработке и занимался всякой мутью. Чтобы было, на что есть, чем оплатить аренду.

С мессенджером для бизнеса все началось с того, что я сделал лендинг. Купил на 50 тысяч рублей рекламы. Прозвонил заявки, понял, что запрос есть, рынок есть, надо делать продукт. Параллельно я тогда работал за валюту, и тогда был первый серьезный валютный кризис на моей памяти, когда доллар с 40 рублей вырос до 80. И я хорошо зарабатывал на консалтинге американских компаний, на эти деньги развивал Pact.

Это уже 2016 год, тогда же я понял, что один я не вывезу. У меня появился партнер Андрей Куманяев (у него было 30%), с которым мы работали в Coub. Мы распределили роли так, что я забрал на себя всю бизнес-составляющую, а он — всю техническую. Первые несколько продаж случились еще до того, как он ко мне присоединился. Некоторые клиенты до сих пор с нами.

На чем сейчас держится бизнес? Что такое Pact как бизнес?

Изначально была идея сделать агрегатор мессенджеров для бизнеса, потому что очень неудобно отвечать с личного телефона. С какого-то объема сообщения просто теряются, и ты не можешь нанять операторов, потому что многие мессенджеры разрешают только одну сессию (тот же Вотсапп, ты можешь залогиниться только на своем телефоне и в вебе). Но если у тебя компания хотя бы человек 10, то это уже несерьезно.

Мы поняли, что надо делать какой-то кабинет типа HelpDesk, только для мессенджеров. Мы начали делать и поняли, что есть огромный запрос со стороны клиентов на интеграцию с CRM-системами. В 2016 или начале 2017 мы сделали первую интеграцию с amoCRM, поняли, что есть клиенты, есть рынок, начали делать дальше.

В первую очередь, все держится на интеграциях с CRM-системами и команде, которая все это делает.

Сколько сейчас платящих клиентов?

1300-1400. Выручка в месяц 10 млн. У нас есть несколько юрлиц, поэтому данные за 2019 год по ООО «Пакт» о том, что мы заработали за год 11 млн — это неверные данные. Надеюсь, что в 2021 мы сделаем 100 млн выручки. Потенциал, на мой взгляд (мы смотрим на лидеров рынка — это Битрикс и amoCRM), рублевые миллиардные обороты. Это точно возможно, рынок готов. Рынок CRM-систем все больше прогревает людей на покупку софта.

В SaaS валовая маржинальность около 50%. То есть Миша рассчитывает заработать около 50 млн рублей чистой прибыли. И при этом продолжает работать в компании FunCorp продакт-менеджером. Ты планируешь зарабатывать приличные деньги в Pact, тогда почему ты не уйдешь из FunCorp?

После Coub у меня стратегия такая — я не кладу все яйца в одну корзину и стараюсь диверсифицировать бизнес. Пока рынок растет, мы стараемся все вкладывать обратно в бизнес. В рекламу и в команду. В команде сейчас около 30 человек, все работают удаленно, начиная от Украины, заканчивая Новосибирском. Мы все планируем вкладывать в рост, пока не дойдем до условного миллиарда.

Сейчас все быстро меняется, на рынке мессенджеров сейчас такой момент, когда компании, у которых есть на это спрос, выбирают поставщика, с которым они будут работать дальнейшие 10 лет. Так что это очень важный период, происходит обеление рынка. Мы видим, что для компаний, которые привыкли работать с нашим софтом, неприятно переходить на что-то другое.

Пока есть возможность забирать все, что можно на рынке, мы будем это делать. Когда образуется какая-то прибыль, значит, мы не донаняли кого-то, где-то что-то неправильно делаем.

Какая конкуренция на этом рынке агрегаторов мессенджеров?

Все больше и больше. Сейчас до десяти игроков. Принципиально мы отличаемся проработанностью продукта. Когда мы начинали, было 1-2 конкурента, которые до сих пор работают, но в других сегментах. Мы много плохого съели на этом рынке, мы понимаем, как что работает, как надо работать с клиентами, кому что нужно, какие ожидания. Проблемы роста ушли.

Откуда вы берете лиды?

Часть — с интеграции с CRM, сейчас мы начинаем активно заниматься маркетингом, все больше клиентов приходит с контента, с рассылки, с маркетинговых активностей типа вебинаров.

Что такое Pact как инструмент? Что он умеет?

Сейчас на рынке телефонных продаж остро стоит проблема недозвонов. Люди оставляют заявку на продукт или услугу, через 10 минут к ним не дозвониться (неудобно говорить, не хотят брать незнакомые номера). Процент недозвонов составляет 30-50%. Это серьезный кост и проблема для бизнеса.

Мы помогаем достать тех, кто не отвечает на звонки. За счет интеграции с CRM, за счет личного кабинета, через который это удобно делать. И за счет этого дозарабатывать на своих же лидах. Поддерживаемые мессенджеры: Вотсапп, Вотсапп бизнес, Инстаграм Директ, Телеграм, ВК Директ, Вайбер, Одноклассники, Фейсбук сообщения и Авито.

Pact — это агрегатор мессенджеров, который в эпоху непопулярности телефонных разговоров дает возможность связаться с человеком и продолжить общение в мессенджерах. Мы пользуемся Pact, работает. В нашем случае около 10% клиентов общаются в мессенджерах. Со временем процент будет только расти.

Кто ваши основные группы клиентов?

Это компании, которые что-то продают в мессенджерах и всячески пытаются с ними работать. Это отделы продаж, Инстаграм-магазины, продажи услуг (похудение, астрология и пр.). Больше всего в мессенджерах продают похудение и астрология как раз.

Больше всего геморроя у нас с Вотсаппом и Инстаграмом. И там, и там видно, что похудение, астрология, всякие гадания, женская ниша по объему сообщений и продаж выигрывают у всех, с диким отрывом от екома, турагентств.

Как себя чувствует инфобизнес?

Это больше медийная история, у них нет особо директ-продаж. У нас ключевой клиент — это отделы продаж, где есть коммуникация менеджера по продажам с клиентом, где есть согласования. Начиная екомерсом, заканчивая поставками такси и т.д. У нас был кто-то вроде Трансформатора в клиентах, но я не знаю, чем все закончилось.

А что с ростом?

Мы растем каждый год на 1.8. Это хуже, чем конкуренты. Более-менее вменяемые деньги мы заработали в 2020 и потратили все на команду, реинвестирование.

Еще ты побывал техническим директором «Сравни такси». Как это происходило параллельно с твоими проектами?

Да, и Фикс Такси. Происходило это просто. Раньше я жил на Юго-Западе и ходил в Воронцовские бани. Как-то услышал там знакомые голоса — повернулся и увидел Егора, Даню. Егор спросил, чем я занимаюсь, слово за слово — они попросили меня помочь в качестве СТО.

Мы начали с ним работать, пытались откачать Фикс Такси. Сначала получалось, а потом не очень, и мы с командой сделали сервис «Сравни такси», где можно было сравнить цены на такси, как вообще работает рынок такси. Это тоже был год 2016.

Фикс такси — это был стартап Андрея Азарова, Егора Данилова и Михаила Гешерика, который впервые среди сервисом такси ввел фиксированные цены на такси в аэропорт. В 2016 году не было фиксированных цен. Пять лет назад это было ноу-хау, на котором ребята построили микро-бизнес.

Но по-настоящему массовым с оборотом в десятки миллионов рублей стал сервис «Сравни такси», который агрегировал предложения от нескольких сервисов. Миша занимался разработкой и запуском этого сервиса. Когда ты оттуда вышел и почему?

В 2018 или 2019. Я работал в Фикс такси за зарплату, потом она закончилась, и ребята предложили долю. Я согласился в виде потенциала Сравни такси. Там я работал 2-3 года без зарплаты. Привычная история — на дошираках) Смотрел, как растет бизнес, впервые попал в команду профессиональных бизнесовых людей. Ставились вопросы, и они же решались.

Вышел я, поскольку начал расти Pact, уже была работа в FunCorp, и я решил, что что-то надо убирать. Я решил, что в Pact более развернутый сценарий развития событий. Большой рынок, гораздо больше рынка сравнения цен на такси, который ориентирован на потребителя, у которого мало денег.

Почему о FunCorp мало знают в России и когда IPO

Когда в твоей жизни появился FunCorp?

Году в 2017. У него день рождения 1 апреля, как у Coub (день запуска проекта). 1 апреля 2017 я вышел туда на работу. Моя позиция тогда была Head of Growth.

Расскажи кратко о компании. Их мало знают в России.

Компания мало рассказывает о себе. У компании 3 основателя. У компании большая история. Изначально они занимались разработкой мобильных приложений для кнопочных телефонов в эпоху Nokia. Сидели в Пензе, зарабатывали с переменным успехом.

Потом случилась айфоно-революция, году в 2008 появился App Store. С его появлением ребята начали думать, как делать нормальные приложения под него, затем под Google Play, итерировали продукты.

Одним из продуктов, который полетел, был «Ай да прикол» (на амер.рынке — iFunny) — приложение с мемами лента смешных картинок. Сначала было русское. Когда стало понятно, что оно летит (это год 2009, самая заря, когда попадание в топ-10 приложений давало серьезный буст, еще не было понимания, как на этом хорошо зарабатывать), ребята решили запускаться на рынок

США. Они вкидывали деньги в эквизишн, оно полетело, они заняли денег, тоже полетело, и начало расти. В итоге, затащили и получили хорошую аудиторию.

Можно ли сказать, что FunCorp, увидев потенциал в рынке приложений в App Store, монополизировали рынок мемов?

Нет рынка мемов, есть рынок развлечений в интернете. Люди хотят смотреть и тупить, разжижать мозг. Нет продуктов, которые с первой картинки разжижают мозг.

Со временем это превратилось в многомиллионный бизнес?

Да, компания каждый год тратит порядка 35млн$ на команду, разработку, юзер эквизишн при очень хорошей маржинальности. На уровне топов.

Уровень маржинальности подобных сервисов около 40-50%. Можно сделать определенные выводы о размере компании.

Да, в топ-20 российских интернет-компаний мы точно входим.

Но при этом никак не пиаритесь?

FunCorp много вкладывает в пиар для привлечения разработчиков: большой блог на Хабре, промо митапы. Но почему-то все равно это работает не так хорошо, как хотелось бы.

То есть бренд работодателя FunCorp еще не в топе?

Да, хотя мы стараемся предлагать хорошие условия для сотрудников. 13-ая зарплата, компенсация фитнеса, ДМС, обеды. Но люди хотят бренд. Когда мы зайдем в топ-10 работодателей по версии газеты «Выборгский вестник», тогда что-то изменится. Это проблема, что у людей есть такая несостыковка. У нас нет продукта, которым все активно пользуются. Даже Coub знают больше, чем FunCorp. У нас главный продукт на рынке США.

Насколько вы зависите от главного продукта?

Все меньше и меньше. Это iFunny. Российский «Ай да прикол» меньше по аудитории в 5 раз, а по деньгам намного меньше (даже не в 50). Сейчас у нас появился третий продукт. American best pictures and videos. Клон iFunny, но на более взрослую аудиторию, 40+. Он показывает хорошие монетизационные показатели, продуктовые метрики. Мы в него верим. Он давно обогнал «Ай да прикол» в несколько раз.

У Михаила есть телеграм-канал про продакт-менеджмент Boss of your Boss. Ты там писал про нововведения, которые Apple собирались ввести в прошлом году. Насколько я понимаю, вы сильно зависите от таргетированной рекламы, а они хотят изменить доступ к рекламному идентификатору устройства (чтобы компания сама спрашивала разрешения у пользователя на использование его данных для таргетированной рекламы).

Ты писал, что вы провели тест на пользователях iFunny и «Ай да прикол», в рамках которого только 14% пользователей согласились предоставить свои данные для таргетирования, что сокращает доходы потенциально в разы. Фейсбук бьется в агонии и собирается подавать антимонопольный иск. К чему все идет? Постоянно какие-то истории вокруг использования данных пользователей.

Думаю, они до чего-то договорятся. Поштормит месяца 2-3. Да, пока непонятно, как рекламные сети будут таргетироваться. Запрос никуда не денется и будет только расти. Бюджеты из офлайна переходят в онлайн. Не думаю, что по мановению Эппла нельзя будет закупать рекламу. Возможно, будет другой способ, чуть менее эффективный, или такой же.

Что-то придумают, будет другой рекламный идентификатор, который будет храниться не на устройстве, а в третьем месте. Пока нет решения у игроков рынка. Все зависит от рекламодателя. У него есть бюджеты, которые надо откручивать. Если ты этого не сделаешь, в следующем году у тебя просто не будет этих бюджетов. Куда-то деньги они все равно будут нести.

Как поступит бренд-менеджер: когда будет хайп, он скажет «все, стопаем все рекламные кампании». Недели через 2-3 все нормализуется. Американский рекламодатель выкупает все, что движется. Никто особо от этого не проиграет.

Когда IPO?

В течение 4-5 лет. Отчасти я заложник этой ситуации. У меня есть опцион. После Coub я отношусь к этому, как к лотерее, тебе повезет или не повезет. Но удача зависит от тебя, насколько ты пытаешься, что-то делаешь. Я в целом верю в положительный исход.

Пока мне просто нравится то, что мы делаем. За прошедшие 3-4 года нам удалось построить хорошую data-driven культуру, культуру постоянных итераций, которая дает финансовые результаты. Я верю в команду, продукт. У нас есть понимание, в чем наша сила, как ее использовать, план роста.

Чем сейчас занимаются основатели?

Двое делают Spatial Chat (онлайн-курилка). Юла его купила для онлайн-корпоративов. Это веб-продукт, веб-интерфейс, где все сидят с камерами, каждый пользователь представлен кружочком. Ты можешь перетащить себя к какому-то пользователю, и вы будете слышать друг друга хорошо. Если отойти друг от друга на большое расстояние, то плохо слышно.

Третий остался в совете директоров FunCorp. Head office находится на Кипре, большинство бизнесовых решений принимается там. Мы тут занимаемся продуктов, у нас офис разработки. У нас продуктовые метрики, ретеншн, глубина, наши kpi — аудиторные, рост аудитории и инвентаря.

Как ты попал в FunCorp?

Я был на какой-то конференции. С iFunny мы общались еще в Coub, делали совместные интеграции. Они запилили импорт коубов. Я съездил два раза в Пензу, было общение у нас и взаимный интерес. Не так много работающих UJC-продуктов, не бывает 10 Реддитов.

Со стороны твоя биография выглядит как история человека, которому везет. Какова роль случайностей в твоей жизни? Как ты считаешь — это случайности или ты был правильно подготовлен, чтобы воспользоваться возможностями?

Если у тебя есть какой-то запрос к миру, самому себе, и ты его четко формулируешь, то рано или поздно ты получишь то, что хочешь. Если ты сидишь в Тушино, целыми днями играешь в приставку и ни с кем не общаешься, то вряд ли найдутся люди, которые тебе помогут.

Да и не везло мне гораздо больше, чем везло. Всякие бизнесовые ошибки. Сколько я потерял нервов в Coub. В Pact тоже было много неправильных решений, я много раз терял деньги, в январе из-за моего косяка мы потеряли несколько сотен тысяч рублей. Я постоянно учусь. Лучший опыт — тот, за который ты заплатил своими деньгами.

Не бывает одномоментных успехов, чтобы вчера ты был никем, а сегодня кем-то стал. Мне нравится твоя философия. Можешь ей поделиться?

Достигать чего-либо можно только ежедневной работой. В FunCorp первые три года я не мог похвастаться финансовыми результатами. Мы потратили полтора года, было 100 A/B тестов, чтобы понять, что делать. Бизнес стагнировал, непонятно, чем мы занимались. Только долбежкой в одну и ту же точку можно чего-то достичь.

Я не верю в такие истории, что ты пришел, открыл ресторан, и сразу все получилось. Реальные знания ты получаешь, когда теряешь деньги, когда ставишь серьезные гипотезы, что-то не получается, ты начинаешь заново. Я считаю, пока ты не потерял 1млн$, тебе нельзя давать управление каким-то бизнесом. Ты еще не понимаешь, как делать не надо.

Есть такая концепция «фокус». Недавно вышла книга Рябенького на эту тему. У тебя две работы, есть некая расфокусировка. Что ты думаешь про это?

Я думаю, что это великая инвесторская разводка. Они говорят на паблик одно, а делают другое. Пусть Рябенький вложится в одну компанию и просидит в ней 20 лет. Тогда мы поговорим с ним про фокус. Я вижу в этом смысл, когда все понятно, когда действия приводят к конкретному финансовому результату.

Книга на самом деле называется «Легкий венчур». А статья о ней на vc.ru — Фокус, фокус, фокус.

Нет такого, что половину дня я трачу на Pact, половину на FunCorp. Все параллельно. Иногда я неделями работаю над FunCorp, когда надо писать бэклоги. Бывает, что в Pact нестандартная ситуация, которая требует моего вмешательства, и я подключаюсь.

Не бывает человека, который сфокусирован на одном. Продажи и маркетинг — это уже разное, а все вместе сбыт — директор должен фокусироваться на сбыте, тогда что ему выбрать? А еще есть производство или закупка товара, исследования. Это всегда расфокус у всех.

Если речь про то, что ты пытаешься написать статью, а тебе летят уведомления из мессенджеров, жена звонит каждые 15 минут, конечно, ты не напишешь статью.

Можешь поделиться списком приложений, которым ты пользуешься ежедневно?

Меня удивляет, что не все люди знают, что в QuickTime можно записать скринкаст, что в маке есть поиск, не пользуются горячими клавишами. Особенно это видно у зумеров, которые выросли на тачпедах.

Я пользуюсь SuperHuman, он хорошо организовывает почту, а почт у меня много, писем валится вагон.

Пользуюсь заметками на маке, айпаде и айфоне — пишу списки дел в магазин, план статей, гипотезы. Перепробовал Notion, Evernote — все работает плохо.

Еще пользуюсь "Хаос Контроль" — это таски по разным направлениям. Когда приходит время заняться студией, например, открываешь, смотришь, какие были идеи.

Недавно в США запустили агрегатор мессенджеров для частных лиц (Beeper). Почему ты этого не делаешь?

Я верю в этот продукт, на него есть спрос. Но как этот продукт работает? Я видел сайт, там есть форма заявки, скриншоты, но софта нет. Я не смог ничего скачать, в сторах тоже нет. API для личного общения в мессенджерах закрыто, вряд ли оно будет.

Потому что все мессенджеры понимают, что их сила в API. Многие уже пошли по пути монетизации через это (Вотсапп, Вотсапп бизнес, наверное, пойдет и Телеграм). Никто не даст отбирать у них хлеб. Можно костылить, но непонятно, как делать такой продукт.

Бизнесово этот продукт идет в разрез с интересами игроков рынка. У Фейсбука есть свой road map развития, и 90% он сосредоточен на том, как затянуть больше пользователей в продукт, чтобы он больше там тратил времени. А это приложение каннибализирует другой бизнес, забирает пользователей себе.

Интервью выйдет в середине марта, сейчас вторая декада февраля, Клабхаус только набирает обороты. Что думаешь, сколько продлится хайп?

Я думаю, мировой хайп будет продолжаться. У них уже есть 10 млн скачиваний. Но, если они не построят более мощный продукт, вряд ли через 3 года мы будем помнить про Клабхаус. Если ввести видео, будет больше вовлечения. Пока это выглядит так, что все просто куражатся, обсуждают в Клабхаусе сам Клабхаус и что-то невнятное.

Думаю, в конце марта приложение все еще будет на хайпе, особенно в штатах. А вот в разрезе года — я бы подумал.

Там есть фейки Аллы Пугачевой, возможно, через месяц она там сама появится. Мне кажется, за счет Олега Тинькова и других, Клабхаус через месяц будет еще в топе App Store.

Подкаст "Сверхновые русские". S1E2. Ссылка на подкаст на Яндекс Музыке, Apple Podcasts и других платформах.

Если вам понравилась колонка, подписывайтесь на мой блог здесь на vc.ru или же канал подкаста «Сверхновые русские» на YouTube и телеграм канал «Репродуктор Белоусова». В нём я пишу о гаджетах, трендах, бизнесе и публикую конспекты интересных деловых книг.

{ "author_name": "Nikolay Belousov", "author_type": "self", "tags": ["\u043c\u0438\u0445\u0430\u0438\u043b\u0442\u0430\u0431\u0443\u043d\u043e\u0432","ifunny","funcorp","coub"], "comments": 7, "likes": 9, "favorites": 39, "is_advertisement": false, "subsite_label": "media", "id": 224850, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Fri, 02 Apr 2021 16:53:06 +0300", "is_special": false }
0
7 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
1

Коубы это нарушение авторских прав: правобладателей музыки и видео (переработка). Без легализации и выплаты лицензионных отчислений авторам проекту будет сложно — рекламу между чужого контента показывать как бы не совсем легально.

Ответить

Комментарий удален

–1

Лол, зачем-то мой коммент выше перевели на англ. Это новый вид спама?)

@moderator

Ответить
0

Спасибо, интересно и биографично. Сам когда-то сто лет назад пилил кубы :) Олды помнят мегапопулярность кубиков.
А сейчас мы иногда внедряем Pact.im и даже их партнёры. Михаилу привет :)

Ответить
0

Так это реклама.

Ответить
0

Коуб смог сделать инфраструктуру для хостинга и раздачи видео, но не осилил нормальный интерфейс, а потом удивляется, что не пошло. Например если открыть ленту и развернуть видео на весь экран, а потом листать стрелками, при выходе из Full screen тебя возвращает в начало ленты. Когда твой сервис так работает инфраструктура уже не важна. И люди в это дело еще миллионы вкладывают.

Ответить
0

Прочитал статью, интересно! как раз искал сервис для общения с клиентами в Вотсаппе. Подключил, протестировал, заметил, что дизайн несколько старомоден, но вроде ничего критичного, оплатил, начали пользоваться.

Проходит день, звонит мой менеджер поддержки, говорит Пактом невозможно пользоваться с мобильного. Иду проверят и вижу это (скрин).

Предложил разработчикам пофиксить досадный для 2021 года баг 1 (sic!) строчкой кода (даже видео приложил). Речь о том, чтобы дать просматривать сайт как десктопный (https://developer.mozilla.org/en-US/docs/Web/HTML/Viewport_meta_tag). Итог: уже месяц ничего не происходит, обещают редизайн, но избавить пользователей от страданий временным костылем не хотят.

Ответить
0

Кирилл, это исправили. В браузере работает сейчас корректно 

Ответить
Читать все 7 комментариев
Яндекс.Маркет заблокировал аккаунт с длительной историей из-за заказа кошачьего корма со скидкой

Являюсь клиентом Беру.ру, потом Яндекс.Маркет с 23.07.2019, а также подписчиком Яндекс.Плюс, пользователем Драйва. С тех пор сделан 41 заказ на общую сумму 207000 р. Есть аккаунты в Я.Маркете также у жены, мамы и тёщи, но они не такие активные. В начале года завели двух кошек, с тех пор регулярно заказывал там корм для них и наполнитель для…

Это Наваль Равикант: он привёл к стартапам частных инвесторов и создал AngelList, «Tinder для вложений» Статьи редакции

Равикант засудил два фонда за то, что основатели проданного стартапа получили слишком мало, а сам инвестировал в более чем 100 проектов и заработал $60 млн.

Наваль Равикант The Financial Pandora
Миллениалы предпочитают World of Tanks и Minecraft: Yota составила рейтинг популярных онлайн-игр

Летом пользователи Yota стали больше играть в онлайн-игры, трафик в данной категории вырос почти в два раза на смартфонах, планшетах и модемах в июне и июле по сравнению с двумя месяцами ранее.

Finlanding: окно в Европу для бизнеса
Как я работал в финансовой пирамиде

Меня зовут Владимир, я независимый журналист. Не так давно на vc.ru вышла статья о том, как человек по имени Артем работал в финансовой пирамиде, название которой он не называл. Буквально через сутки статья была удалена.
Мне удалось связаться с ним, статью он удалил сам из-за вопроса собственной безопасности. Насколько я понимаю, теперь эта…

Настройки доставки: почему логистика последней мили требует экспериментов
Как в «Чёрном зеркале»: нейросеть GPT-3 помогла канадцу «связаться» с умершей невестой — в ИИ-чате Статьи редакции

Хоть с помощью ИИ-сервисов и можно «оживить» умерших, в конечном итоге их всё равно придётся потерять, пишет San Francisco Chronicle.

Клои Эллингсон для Chronicle
Google анонсировала новые смартфоны Pixel на собственном чипе Tensor Статьи редакции

До этого компания использовала чипы Qualcomm.

Новые Pixel Google
ООО СК "Сбербанк Страхование" предлагает возместить стоимость ущерба в порядке суброгации непричастных к этому людей

В один из августовских дней 2019 моей теще позвонили из УК
Капитал Инвест и спросили, нет ли у нее протечки в квартире.
Я в тот момент был в ее квартире, собирал мебель. Мы бросились
смотреть туалет и ванную, все было в порядке, о чем и сообщили
звонившей. Та ответила, что протечка возле стояка, проверили -
везде чисто и сухо.
Минут через 20…

Как отпугнуть клиента от онлайн сервисов: 6 вредных советов

Каждая компания стремится сделать понятный и удобный онлайн сервис для партнеров. Бизнес тратит огромные средства на разработку программ и приложений. Но все это может быть напрасно, если вы не провели предварительную работу с заказчиками и не объяснили, зачем ему разбираться в вашем новом ИТ-продукте. Подготовили 6 антисоветов для тех, кто хочет…

Evrone News #07: тренды QA и open source

Сегодня в традиционной подборке рассказываем об удачных open source решениях нашей команды: архивном monkey patch и шаблоне чистой архитектуры на Go, а также анализируем тренды 2021 года в QA и тестировании.

null