Эволюция телесмотрения: от дорогого развлечения до персонального тренера по йоге

Замороженная еда, популярность футбола, семейные вечера под кремлёвский концерт — вот что нам подарило телевидение. На первые телевизоры нужно было копить несколько месяцев. Они меняли времяпрепровождение людей по всему миру. Благодаря развитию технологий эти устройства до сих пор популярны и порождают появление новых рынков. Теперь это не просто источник новостей и развлечений, но и помощник в решении бытовых задач: телевизор может заказать продукты, поработать личным тренером и проконтролировать качество выполнения упражнений, прочитать детям сказку и уложить их спать. Рассказываем, как мы к этому пришли.

Меньше, чем за 100 лет телевизор прошел путь от диковинного развлечения до помощника в повседневных делах.  Фото: Getty Images

Как всё начиналось

Идея телевидения появилась задолго до создания самого устройства. Тогда предположили, что если можно отделить звуковые волны от электромагнитного спектра для создания радио, то почему нельзя это сделать с волнами, передающими изображения? В конце 1890-х годов появились разработки, давшие начало телевидению, — электронно-лучевая трубка (ЭЛТ) Карла Фердинанда Брауна и сканирующий диск Поля Нипкова.

В 1907 году русский учёный Борис Розинг использовал ЭЛТ и механический сканер в экспериментальной телевизионной системе. А в 1924 году появился первый рабочий телевизор, созданный шотландским инженером Джоном Логи Бэрдом, и уже через пять лет свет увидело первое коммерческое устройство.

Джон Логи Бэрд и его «телевизор», 1926 год. Фото: Getty Images

1928 год — начало эпохи телевещания: тогда впервые в мире в Ташкенте удалось передать динамические кадры. А затем силуэтные изображения из кинофильмов регулярно транслировались публике открыто — с разрешением всего 48 строк. Но такое развлечение могли позволить себе только обеспеченные люди. Телевизоры стоили от $200 до $600 — огромная сумма для 1930-х годов.

В СССР в 1939 году начались регулярные передачи, но телевидение было доступно не для всех. И только спустя годы стоимость телевизоров начала снижаться. В 1960-е телевизор «Рубин» можно было купить за 900–1200 рублей при средней зарплате 600–800 рублей. К 1970 году телевизор был уже у 61% городских семей.

Телевизор в московской квартире. 1950-е годы. Фото: Getty Images

Как изменился быт после появления телевизора

Телевидение стало одним из величайших изобретений XX века, которое изменило жизнь людей по всей планете и до сих пор остаётся востребованным развлечением.

Изменился режим дня. Поначалу телевидение работало по расписанию, у зрителей не было возможности записывать передачи, поэтому обычно люди подстраивали свой график под порядок телепередач. Например, фермерские семьи, которые раньше вставали рано, начали поздно просыпаться из-за телепросмотра до глубокой ночи. Из-за этого изменилось и их хозяйство: это отмечали путешественники, которым стало негде выпить кофе до 10 утра.

Спорт стал массовым развлечением. Благодаря телевидению мировую популярность приобрели Суперкубок и Олимпийские игры. Теперь каждый мог наблюдать за соревнованиями — интерес к спортивным чемпионатам развивался вместе с телевидением. В 1973 году благодаря отличному продакшену Суперкубок превратился в развлекательного гиганта. Без распространения и доступности телеэкранов футбол бы так и оставался университетским развлечением.

Дети получили дополнительное образование. Образовательные телепрограммы и документальные фильмы расширяли кругозор зрителей, в том числе и детей. Например, в 1969 году появилось шоу «Улица Сезам», которое было призвано развивать у дошкольников раннюю грамотность, счёт и социальные навыки. Тогда психологи провели полугодовое исследование, справляется ли передача со своими целями. Оказалось, что 93% детей из экспериментальной группы регулярно смотрели шоу, и за это время их IQ вырос на 5,4 балла. Этот показатель был выше, чем у детей, которые не смотрели «Улицу Сезам» или делали это редко. Подобные результаты отмечали во всём мире.

«Улица Сезам» была создана для раннего развития грамотности, счета и кругозора. 

Фото: Sesame Workshop, 1969 год. 

Замороженная еда или TV-ужин. Компании и раньше придумывали замороженные обеды, но производитель Swanson сделал их популярными. К 1950-м годам более чем у половины американских семей был телевизор. А Swanson предлагала еду на складном подносе, с которого удобно есть в гостиной перед телевизором. К 1956 году компания продавала более 15 млн обедов ежегодно.

Фактически благодаря телевидению у нас появились замороженные обеды и ужины. 

Гражданская журналистика. Когда в 1963 году убили Джона Кеннеди, бизнесмен и поклонник президента Абрахам Запрудер совершенно случайно снял выстрел на любительскую камеру. Он просто хотел запечатлеть проезд президента по Элм-стрит. Сейчас же фильм Запрудера — самая подробная сохранившаяся плёнка, на которой запечатлён момент убийства Кеннеди. Миллионы американцев смогли «побывать» на месте трагедии с помощью телевизора. В этот же день зародился жанр экстренных новостей. Прямые включения, рассказы очевидцев — все эти форматы изобретались на лету.

Выборы и общество. В период предвыборных кампаний почти каждый день по телевизору транслируют выступления, интервью политиков. Это стало эффективным инструментом пропаганды.

В 1996 году во втором туре президентских выборов в России победил Борис Ельцин. Его кампания стартовала в марте с очень плохим рейтингом — 13%. К середине июня рейтинг кандидата составлял уже 35%. Взлёт стал возможен благодаря ковровой бомбардировке сюжетами на телевидении. Один из самых известных роликов того периода: Борис Ельцин произносит речь, а затем танцует на сцене в Ростове-на-Дону с певцом Евгением Осиным.

Причёски и занавески. В СССР ещё в 1960-х телевизор считался признаком достатка, но уже в 1970-х он появился почти в каждой семье. Люди ждали кремлёвские концерты, а самой популярной передачей был «Кабачок “13 стульев”». Кроме того, на тот момент появились уже цветные устройства. Поэтому парикмахеров всё чаще просили покрасить волосы, «как у пани Катарины». А у кого-то появлялись занавески, как в шоу.

Как изменилось телевидение в XXI веке

Сегодня цены на экраны для домашнего использования колеблются от двух тысяч до нескольких миллионов рублей — каждый может найти вариант себе по карману. Продажи продолжают расти, при этом устройства с каждым годом становятся мощнее, технологичнее и умнее.
Телевизор перестал быть просто предметом для просмотра ТВ-шоу — теперь на нём можно смотреть фильмы из огромных онлайн-библиотек, видео в интернете, играть в требовательные облачные игры, проводить видеозвонки, заказывать продукты, управлять умным домом и многое другое. А если в прошивке телевизора или используемой ТВ-приставке «живёт» виртуальный ассистент, то телевизор становится настоящим помощником и перестаёт быть «ящиком».

Устройства Sber для телесмотрения:

ТВ-приставка SberBox;

ТВ-медиацентр с умной камерой для видеозвонков SberBox Top;

телевизоры сторонних производителей с предустановленной прошивкой Салют ТВ.

Телевизор способен не только развлекать, но и помогать поддерживать связь с семьей. 

Больше развлечений. Например, в Великобритании количество развлекательных передач с 2012 года увеличилось на 283%, а часов вещания на развлекательных каналах — на 870%. В России появляются всё новые детективные сериалы и социально-политические программы: в 2019 году сериалы составили 21% от всего объёма телевещания.

Сложился рынок OTT-устройств: Over the Top — то есть от провайдера контента на устройство пользователя. В начале нулевых появились первые устройства для потоковой передачи видео, а уже в 2010-х — девайсы, позволяющие избавиться от дополнительного кабеля. Например, SberBox Top.

Стриминговые сервисы дошли до телевизоров. Медиаконгломераты Netflix, Hulu, Disney+ и другие сделали собственные приложения для телевизоров. Теперь смотреть фильмы и сериалы можно на большом экране с разрешением 8K.

Телевизор помогает бизнесу быть ближе к аудитории. Во-первых, теперь даже небольшой бизнес может создать собственное приложение для телевизора или виртуальных ассистентов в нём, познакомить всех со своим продуктом. Во-вторых, зритель перестаёт только потреблять контент — он начинает активно с ним взаимодействовать. Например, на SberBox Top работают смартапы Zenia, Wellbell, посвящённые занятиям йогой и фитнесу. Во время тренировок умная камера помогает проконтролировать, правильно ли выполняются упражнения.

С развитием технологий телевизор превратился в персонального тренера и способен контролировать качество выполнения упражнений. 

Как бы ни развивались технологии связи и контентные платформы, телевизоры с нами надолго. Эволюционируя в умные девайсы, уже сегодня, помимо развлечения, они помогают человеку решать ежедневные задачи — от заказа продуктов до занятий спортом.

Как телевизоры превратились в умные гаджеты и каким образом это изменило нашу жизнь, рассуждают продакт-менеджер SberDevices Антон Лебедев и IT-журналист Алексей Обровец в выпуске подкаста «Я сегодня из дома». Послушать его можно на платформе Яндекс.Музыка или любой удобной для вас.

0
1 комментарий
Анна Ро

А еще все бОльше семей отказываются полностью от TV. Почему у вас нет такой статистики?
Почти всё мое окружение живет без TV более 10 лет не потому, что не может купить, а это их осознанный выбор.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда