{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Нелегальный прокат вредит, а Голливуд «подарил шанс» измениться: глава «Централ партнершип» — о киноиндустрии России Статьи редакции

Главное из интервью «Ведомостям» об успехе «Чебурашки», проблемах индустрии и возможностях, которые её ждут.

  • С марта 2022 года голливудские кинокомпании, которые генерировали большую часть кассовых сборов в России, перестали выпускать в стране свои новинки. Из-за этого по итогам 2022-го сборы упали на 57,2% по сравнению с допандемийным 2019-м — до 23,7 млрд рублей. По сравнению с 2021-м — на 41,9%.
  • Гендиректор крупнейшего в России кинопрокатчика — компании «Централ партнершип» — Вадим Верещагин считает, что для восстановления показателей до уровня 2019-го индустрии понадобится два-три года.

Про успех «Чебурашки»

  • Фильм «Чебурашка» в начале 2023-го стал самым кассовым в истории российского кинопроката, опередив многолетнего лидера — «Аватар», вышедший в 2009-м. По словам Верещагина, причиной успеха стала совокупность факторов: во-первых, это «самый популярный персонаж в стране», во-вторых — это семейное кино. К тому же, сама картина «получилась».
  • При этом в «определённых сегментах» фильм «недобрал»: речь о молодёжи от 16 до 25 лет — отчасти потому, что они не ходят на российское кино, так как выросли в основном на голливудском, отчасти — потому что привыкли потреблять другой контент.
  • Фильм останется в прокате, пока «не иссякнет зрительский ручеёк»: то есть, пока его не посмотрит «последний зритель». Верещагин также выразил надежду, что «Чебурашка» — это «первая ласточка», и следующие фильмы также будут собирать большую аудиторию, что способствует популяризации российского кино.

Про нелегальный прокат

  • Хотя крупные киносети поставили в первые же после праздников выходные в прокат нелегальную копию «Аватара 2», на сборах «Чебурашки» это не сказалось, но другому фильму — драме «Мира» (сборы — 331,3 млн рублей) — это помешало, потому что у картин одна и та же аудитория.
  • В целом, по мнению Верещагина, нелегальный прокат создаёт проблемы для киноиндустрии. Последние десять лет кинопрокат пытались сделать «прозрачным» — например, запустили систему ЕАИС, в которой есть данные обо всех сборах и билетах. Но из-за нелегального контента эта «прозрачность» пропадает: потому что неясно, сколько он реально собирает. К тому же, эти фильмы не получают прокатное удостоверение — а значит, непонятно, соответствует ли их содержание законам.
  • Также неизвестно, на каких условиях показывают эти фильмы. В «классической» схеме кинотеатр оставляет себе 50% от кассы, а остальное делят между собой создатель фильма и его прокатчик. Сейчас пиратский контент позиционируют как «предсеансное обслуживание» — то есть его показывают перед каким-нибудь российским фильмом — и кинотеатры, «очевидно», забирают себе все деньги.
  • Поэтому кинотеатрам выгоднее ставить «Аватар», а не российские релизы, считает Верещагин. Он убеждён, что если бы с создателями фильмов делились деньгами, полученными от показа нелегальных картин, те смогли бы снимать крупнобюджетные картины.
  • В целом, эта практика мешает выпуску российских релизов — многим небольшим и средним прокатчикам приходится откладывать фильмы, потому что кинотеатры заявляют, что залов для их показа нет.

Про поддержку кинотеатров

  • Кинотеатры нужно поддерживать — они важная часть киноиндустрии. Государство может придумать способ это сделать, но, возможно не в виде прямой субсидии.
  • Придётся перестроиться под новую реальность: кинотеатры, возможно, должны стать определённым «местом притяжения» и продвигать фильмы. Те кинозалы, что подключаются к рекламным кампаниям, а не оставляют всё только на продюсера и дистрибьютора, уже «отлично» зарабатывают в отличие от тех, кто этого не делает.

Про принудительное лицензирование

  • Самая главная проблема — авторские права. Речь не только про фильмы, а ещё и об играх, ПО и прочем. И если закон примут, можно ждать ответа: в том числе отключение от иностранных магазинов приложений. В целом негативный эффект от этого будет больше положительного.

  • Кроме того, в этом механизме «нет необходимости» — потому что в России есть свой кинематограф, а голливудские фильмы вполне можно заменить отечественными. Это демонстрируют в том числе и сборы «Чебурашки».

Про региональные кинотеатры

  • Так как во всех регионах разные цены на билеты, лучше ориентироваться на то, сколько их продали — и здесь данные отличаются. Например, в Туве прокат упал на 77%, в Ямало-Ненецком округе — на 22%. В Москве — на 45%, в Московской области и Санкт-Петербурге — на 49%
  • В целом региональные кинотеатры чувствуют себя лучше, причины — активное развитие кинопроката в них. Раньше на Москву приходилось 30% сборов, в последние годы — 15%. Также стало меньше артхаусных и фестивальных фильмов, которые были популярны в Москве и Санкт-Петербурге. Могло сказаться и то, что именно из крупных городов в основном уезжали после начала «спецоперации». Точные причины ещё нужно изучить.

«Голливуд подарил шанс стать принципиально другой индустрией»

  • Своим уходом российской индустрии подарили «сумасшедший шанс» — она может не зависеть от иностранного контента и не бороться с главным конкурентом, выискивая дату для выпуска фильма.

  • Сейчас российскому кинематографу нужно выпускать больше «заметных» — со сборами от 500 млн рублей — фильмов и приучать аудиторию ходить на них. Сейчас в год выпускают около 150 российских фильмов, из них заметных — 10-15, а нужно 60.

0
326 комментариев
Написать комментарий...
Hnorr

Ну да, ну да, чебурашка собрал кассу не потому, что больше тупо смотреть нечего, а потому что фильм "получился". Всё так и есть, Верещагин не обманывает

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Кораблёв

ну так это не работает. Люди собирают кассу там, где хорошее кино для них. Другие фильмы же не набирали. Да и не первый раз, когда отодвигают иностранные ленты, чтоб дать ходу своим, но подобного успеха и близко не было.

Ответить
Развернуть ветку
Hnorr

Длинные новогодние каникулы, людям надо чем-то развлечь детей. Что кроме чебурашки было в прокате для детской аудитории в это время? Ну вот прям мультик какой-нибудь, чтоб чебурашка собирал деньги в конкурентной борьбе, а не от безальтернативности

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Кораблёв

так такое было не раз, в новый год много раз отодвигали другие премьеры и в НГ всегда выходят семейные фильмы, но успеха чебурашки даже приблизительно не достигал никто.
Оказывается чтоб собрать 5 миллиардов, нужно просто снять фильм и запретить другие, правильно понимаю? Ты просто гений! С этой идеей мы озолотимся теперь.

Ответить
Развернуть ветку
Hnorr

Ну да, на сборы же влияет только количество посмотревших людей и совсем не влияет цена билета. Цены же уже который год не меняются совсем

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Кораблёв

Ну вот. У меня в кинотеатре 450 рублей и на сегодня уже все нормальные места куплены на всех сеансах.
300-500 рублей стоил билет и 3 года назад. И всегда можно рассчитать с учетом инфляции, все равно чебуркша будет в топ 3.

Ответить
Развернуть ветку
Hnorr

Да без проблем, будь он хоть во всех топах.
Я про то, что сборы мульта списывают исключительно на качество самого мульта и совершенно игнорируют остальные факторы, влияющие на итоговые сборы.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Кораблёв

так да, это единственный показатель.

Были ли благоприятные условия для мульта? Да, но и для других фильмов тоже и не один год и не раз, но только Чебурашка собрал столько бабла.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Барабаш

Только это не мульт

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Барабаш

Ходило много подростков, много взрослых без детей. Так что на одних детей не спишешь.
Из мультов на каникулах шёл "Иван Царевич и Серый Волк 5".

Ответить
Развернуть ветку
323 комментария
Раскрывать всегда