{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Нелегальный прокат вредит, а Голливуд «подарил шанс» измениться: глава «Централ партнершип» — о киноиндустрии России Статьи редакции

Главное из интервью «Ведомостям» об успехе «Чебурашки», проблемах индустрии и возможностях, которые её ждут.

  • С марта 2022 года голливудские кинокомпании, которые генерировали большую часть кассовых сборов в России, перестали выпускать в стране свои новинки. Из-за этого по итогам 2022-го сборы упали на 57,2% по сравнению с допандемийным 2019-м — до 23,7 млрд рублей. По сравнению с 2021-м — на 41,9%.
  • Гендиректор крупнейшего в России кинопрокатчика — компании «Централ партнершип» — Вадим Верещагин считает, что для восстановления показателей до уровня 2019-го индустрии понадобится два-три года.

Про успех «Чебурашки»

  • Фильм «Чебурашка» в начале 2023-го стал самым кассовым в истории российского кинопроката, опередив многолетнего лидера — «Аватар», вышедший в 2009-м. По словам Верещагина, причиной успеха стала совокупность факторов: во-первых, это «самый популярный персонаж в стране», во-вторых — это семейное кино. К тому же, сама картина «получилась».
  • При этом в «определённых сегментах» фильм «недобрал»: речь о молодёжи от 16 до 25 лет — отчасти потому, что они не ходят на российское кино, так как выросли в основном на голливудском, отчасти — потому что привыкли потреблять другой контент.
  • Фильм останется в прокате, пока «не иссякнет зрительский ручеёк»: то есть, пока его не посмотрит «последний зритель». Верещагин также выразил надежду, что «Чебурашка» — это «первая ласточка», и следующие фильмы также будут собирать большую аудиторию, что способствует популяризации российского кино.

Про нелегальный прокат

  • Хотя крупные киносети поставили в первые же после праздников выходные в прокат нелегальную копию «Аватара 2», на сборах «Чебурашки» это не сказалось, но другому фильму — драме «Мира» (сборы — 331,3 млн рублей) — это помешало, потому что у картин одна и та же аудитория.
  • В целом, по мнению Верещагина, нелегальный прокат создаёт проблемы для киноиндустрии. Последние десять лет кинопрокат пытались сделать «прозрачным» — например, запустили систему ЕАИС, в которой есть данные обо всех сборах и билетах. Но из-за нелегального контента эта «прозрачность» пропадает: потому что неясно, сколько он реально собирает. К тому же, эти фильмы не получают прокатное удостоверение — а значит, непонятно, соответствует ли их содержание законам.
  • Также неизвестно, на каких условиях показывают эти фильмы. В «классической» схеме кинотеатр оставляет себе 50% от кассы, а остальное делят между собой создатель фильма и его прокатчик. Сейчас пиратский контент позиционируют как «предсеансное обслуживание» — то есть его показывают перед каким-нибудь российским фильмом — и кинотеатры, «очевидно», забирают себе все деньги.
  • Поэтому кинотеатрам выгоднее ставить «Аватар», а не российские релизы, считает Верещагин. Он убеждён, что если бы с создателями фильмов делились деньгами, полученными от показа нелегальных картин, те смогли бы снимать крупнобюджетные картины.
  • В целом, эта практика мешает выпуску российских релизов — многим небольшим и средним прокатчикам приходится откладывать фильмы, потому что кинотеатры заявляют, что залов для их показа нет.

Про поддержку кинотеатров

  • Кинотеатры нужно поддерживать — они важная часть киноиндустрии. Государство может придумать способ это сделать, но, возможно не в виде прямой субсидии.
  • Придётся перестроиться под новую реальность: кинотеатры, возможно, должны стать определённым «местом притяжения» и продвигать фильмы. Те кинозалы, что подключаются к рекламным кампаниям, а не оставляют всё только на продюсера и дистрибьютора, уже «отлично» зарабатывают в отличие от тех, кто этого не делает.

Про принудительное лицензирование

  • Самая главная проблема — авторские права. Речь не только про фильмы, а ещё и об играх, ПО и прочем. И если закон примут, можно ждать ответа: в том числе отключение от иностранных магазинов приложений. В целом негативный эффект от этого будет больше положительного.

  • Кроме того, в этом механизме «нет необходимости» — потому что в России есть свой кинематограф, а голливудские фильмы вполне можно заменить отечественными. Это демонстрируют в том числе и сборы «Чебурашки».

Про региональные кинотеатры

  • Так как во всех регионах разные цены на билеты, лучше ориентироваться на то, сколько их продали — и здесь данные отличаются. Например, в Туве прокат упал на 77%, в Ямало-Ненецком округе — на 22%. В Москве — на 45%, в Московской области и Санкт-Петербурге — на 49%
  • В целом региональные кинотеатры чувствуют себя лучше, причины — активное развитие кинопроката в них. Раньше на Москву приходилось 30% сборов, в последние годы — 15%. Также стало меньше артхаусных и фестивальных фильмов, которые были популярны в Москве и Санкт-Петербурге. Могло сказаться и то, что именно из крупных городов в основном уезжали после начала «спецоперации». Точные причины ещё нужно изучить.

«Голливуд подарил шанс стать принципиально другой индустрией»

  • Своим уходом российской индустрии подарили «сумасшедший шанс» — она может не зависеть от иностранного контента и не бороться с главным конкурентом, выискивая дату для выпуска фильма.

  • Сейчас российскому кинематографу нужно выпускать больше «заметных» — со сборами от 500 млн рублей — фильмов и приучать аудиторию ходить на них. Сейчас в год выпускают около 150 российских фильмов, из них заметных — 10-15, а нужно 60.

0
326 комментариев
Написать комментарий...
Дмитрий Кораблёв

Опять хейтеры собрались.
Наши потихоньку научились снимать. Последний Гром был вполне неплох. Я про то, где он мелкий.
А сериалы.. так вообще каждый год выходит 2-4 сериала прям достойных, лучше многих зарубежных в таком же жанре.
Сейчас вот буду смотреть Вампиры средней полосы второй сезон. На ДТФ пишут, что отлично получилось. Первый точно шикарный был.

Короче, красавцы. Нужно продолжать в том же духе.

И да, иностранный фильмы нужно делать невыгодными в России, чтобы смотрели наши фильмы, даже есди они сейчас хуже. Иначе непонятно, где нашим режиссёрам, сценаристам и т.д. набраться опыта, стать профессионалами своего дела. Конкурировать напрямую с такими бюджетами, как в США, с такими специалистами, которые наснимали хуеву тучу фильмов, когда у нас хуй пинали... Ну хз, нереалистична такая конкуренция, там будут на шаг впереди всегда. Государство обязано помогать нашим компаниям. И помогает, а это радует и эти изменения заменты, как я уже написал выше.

Ответить
Развернуть ветку
Инженер-душнила
Последний Гром был вполне неплох.

первый был настолько плох, что я решил пропустить второй

2-4 сериала прям достойных, лучше многих зарубежных в таком же жанре.

это о каких сериалах речь?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Кораблёв

ну мне первый тоже не зашел, хотя для меня он на одном уровне со мстителями первой частью, такое же говно. Но людям нравится, а это важно. Даже на нетфлкисе более недели держал первую строчку.

А вторая часть сильно отличается от первой.

Ответить
Развернуть ветку
Инженер-душнила
хотя для меня он на одном уровне со мстителями первой частью, такое же говно.

их объединяет разве что направленность.

в остальном мстители каждый фильм раз по пять за обе щеки майору надает по качеству и проработке. сюжет, костюмы, игра актеров, постановка экшна и тд.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Кораблёв

не знаю, мстители кал, кроме мстителей бесконечности, вот эта часть была невероятно крутая. Графика в Мстителях лучше офк, но сюжет и прочее.. очень сомнительно.

Ответить
Развернуть ветку
Инженер-душнила
но сюжет и прочее.. очень сомнительно.

это все вкусовщина и абстракиция. более объективно - мстители ДОРОЖЕ.

поэтому там дороже сиджиай, более высокооплачиваемые сценаристы и актеры. из всего этого и вытекает качество большего уровня, чем у Майора.

в последних лентах студии это уже конечно не так, но вот вся фаза мстителей отснятая даже сравнению не подлежит с майором.

ну это ладно, мне любопытнее что у нас за сериалы такие и каких в том ж жанре они получше?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Кораблёв

да, это мое личное мнение. Мне майор "понравился" точно также, как и мстители. Объективно, да, мстители лучше, об этом и говорят кассовые сборы.

Что касается сериалов. Я уже назвал один сериал - Вампиры средней полосы. И еще нулевой пациент зашел нехило, залпом посмотреть, очень интересная история. Ну это что из последнего смотрел.

Ответить
Развернуть ветку
Инженер-душнила
Я уже назвал один сериал - Вампиры средней полосы.

Угараете? Сверхъестественное его уделывает. и там еще вагон и маленькая тележка сериалов про вампиров и оборотней.

И еще нулевой пациент

не смотрел и не представляю с каким западным его сопоставить можно

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Tischenko

Стоит обратить внимание на сериал «территория». Да, есть некоторые вопросы по сценарию, но какое погружение в культуру Пермского края

Ответить
Развернуть ветку
323 комментария
Раскрывать всегда