{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

МегаФон перезапустил облачное хранилище МегаДиск

Теперь всем абонентам — бесплатные 100 ГБ на год и трафик.

Привет! Это команда МегаДиска — последний год мы работали над облачным хранилищем от МегаФона. Расскажем, почему решили перезапустить продукт, который не развивался с 2013 года, и что из этого вышло.

Коротко — что получилось в итоге?

МегаДиск — облачное хранилище, реализованное в виде мобильного приложения с поддержкой на десктопе. Абонентам МегаФона сразу доступны бесплатные 100 ГБ памяти и трафик на загрузку файлов. Вход в приложение — по номеру телефона.

Как использовать МегаДиск?

  • Загружать фото, видео, контакты и другие файлы.
  • Синхронизировать телефон с облаком или выгружать только отдельные файлы.
  • Заходить в облако с любого устройства, подключенного к интернету.
  • Обмениваться файлами с друзьями с помощью коротких ссылок и шерить семейный альбом с близкими.

Потестить приложения в Android здесь, для iOS — здесь.

Что происходило с продуктом до прошлого года?

Прежде чем наша команда занялась перезапуском, продукт пролежал на полке 6 лет — можно сказать, ему не повезло. С самого начала для него выбрали не работающую модель монетизации, затем внешние события в разы увеличили затраты на обслуживание, а позже и вовсе заблокировали его работу. Как это было — хронология событий:

2013 — запуск МегаДиска

Первая версия МегаДиска использовала внешнее SaaS-хранилище — это позволило запуститься с небольшим бюджетом с возможностью быстро масштабироваться. Подразумевалось, что МегаДиск будет зарабатывать на мобильном трафике — для этого ограничили скорость при загрузке по WiFi. Гипотеза не подтвердилась — пользователи загружали файлы по WiFi, сталкивались с ограничениями скорости и покидали сервис, не переключаясь на мобильный трафик. Но если с этим еще можно было что-то сделать, то со скорым появлением тарифных планов с безлимитным интернетом — увы, ничего нельзя было сделать. Выбранная модель монетизации моментально устарела.

2014 год — кризис

Рубль упал, и зарубежная SaaS-инфраструктура стала стоить в 2-3 раза больше. Дорого, но, как говорится, можем себе позволить.

2015-2017 — сервис жил своей жизнью

МегаДиск подорожал, но продолжал работать. Его аудитория росла органическим путем — около 500 человек подключались к сервису каждый месяц. Несмотря на то, что продукт не развивался, им продолжали пользоваться десятки тысяч людей.

2018 год — блокировка

В попытках заблокировать Telegram в России, Роскомнадзор стал блокировать амазоновские адреса — под раздачу попали многие сервисы, в том числе и МегаДиск, чья работа остановилась на несколько дней. Стало очевидно, что МегаДиску нужен перезапуск — существовать в изначальном виде он больше не мог.

2019 год — перезапуск

Из-за “пакета Яровой” МегаФону пришлось создать собственную систему хранения данных. Повод спорный, но для МегаДиска однозначно позитивный — теперь он мог слезть с западных серверов, подешеветь и пойти по новому пути развития. В итоге он стал первым коммерческим решением МегаФона, который запустился в зеленых стенах — SaaS-инфраструктуре сотового оператора. Не все удалось с первого раза, но все же сервис удалось запустить и перенести на него все клиентские данные.

Как изменился МегаДиск?

С 2013 много воды утекло. Запустился 5G по всей России — теперь пользователи тратят больше трафика, но платят за него меньше. Самое популярное устройство для пользования — смартфон, с помощью которого люди производят гигабайты контента. Когда МегаДиск оказался в наших руках, мы понимали — переделывать придется все, но что круто — как продукт он не потерял своей актуальности. Облачное хранилище всегда будет востребованным среди пользователей: фотографии из отпуска, гифки с котами, селфи и бесчисленные сторис в Инстаграме — все это надо где-то хранить.

Итак, при перезапуске мы решили сфокусироваться на мобильном приложении. Идея простая — пользователь генерирует контент с телефона и с него же переносит файлы в облако, где они будут лежать, пока не понадобятся. У МегаДиска уже было приложение (осталось с прошлой версии) и мы решили его переделать. Что сделали:
— провели юзабилити тесты текущей версии и выявили ключевые ошибки.
— с помощью глубинных интервью и фокус-групп определили основные сценарии использования облачных хранилищ и на основе полученных данных скорректировали прототипы.
— переработали больше сотни экранов мобильного приложения и перерисовали дизайн в фирменном стиле МегаФона.
— пару месяцев потратили на улучшение макетов
— докрутили пользовательские сценарии, добавили окна и разделы, поменяли местами кнопки и т.д.

Всю аналитику писали в Confluence, чтобы каждый член команды мог иметь ее под рукой.

Было — стало:

Как теперь работает облачное хранилище?

Бесплатный трафик

От платного трафика отказались — теперь он бесплатный для абонентов. Файлы можно загружать как по WiFi или по мобильной сети, не боясь уйти в минус

Бесплатные 100 ГБ для всех и 1 ТБ внутри одного тарифа

Чтобы выделиться на фоне других облаков, мы не стали придумывать сверхъестественные пути и сконцентрировались на главном запросе — объем памяти. Дали всем пользователям 100 ГБ бесплатно на год и 1 ТБ внутри одного из тарифных планов домашнего интернета.

Легкий вход и доступ с любого устройства

Наша аудитория — абоненты МегаФона, поэтому для входа в облако достаточно ввести номер телефона и код из смс для безопасности. Внутри — минимальный, но интуитивно понятный набор слов и кнопок, чтобы не усложнять работу для пользователя. Несмотря на то, что мы сфокусировались на мобильном приложении, вход в облако можно выполнить с любого устройства в десктопной версии, чтобы всегда был доступ к данным.

Автозагрузка и синхронизация

Частая проблема — на телефоне закончилось место, а чистить лень. Чтобы не думать, что сохранить, а что — нет, мы добавили возможность автоматической синхронизации устройства с облаком. Кто не хочет синхронизироваться — можно добавлять файлы поштучно прямо из ленты телефона.

Что дальше?

После перезапуска метрики МегаДиска растут — пользователи начинают потихоньку осваивать приложение, а мы собираем фидбек. Пока нам есть над чем работать. Например, нужно пофиксить скорость загрузки — это главный запрос от пользователей. Поэтому прямо сейчас сфокусировались на прокачке технической реализации МегаДиска.

Напоследок, немного лирики — впервые с 2013 года у продукта появилась возможность конкурировать с другими облачными хранилищами. Очевидно, что пока наша аудитория ограничена — это только абоненты МегаФона. Но если все получится, мы сможем дать доступ к облаку абонентам других сотовых операторов.

Пишите, как вам новый МегаДиск — кнутов не боимся, мотивирует сделать классный продукт для пользователей :)

Если понравилось — голосуйте за следующую статью:
Как запустить продукт внутри корпорации — продуктовый подход
Как сделать удобное и красивое приложение в корпоративном стиле
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
0
68 комментариев
Написать комментарий...
Андрей Маковецкий

Будет очень здорово если сделаете кнопку - удаление файлов мимо корзины. В некоторых случаях это бывает очень актуально. Впервые с подобным столкнулся на Яндекс Диске, где размер корзины так же влияет на общий объём диска. Очень раздражает постоянно следить за корзиной что бы хватало места на основном облачном диске.

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Кузнецова

Здравствуйте, Андрей!
В МегаДиске, файлы находящиеся в корзине не влияют на общий объём хранилища :)

Ответить
Развернуть ветку
65 комментариев
Раскрывать всегда