7 самых навязчивых страхов руководителя
Современные руководители не боятся кризисов и конкурентов: они знают, как с этим бороться. Куда страшнее для них отпуска, эмоции и разряженные телефоны. Мы собрали для вас семь самых распространенных фобий нашего времени.
Страх больничного
Мы не любим болеть. Но руководители не просто боятся простуды, им кажется, что в их отсутствие мир рухнет. Они не позволяют себе уйти в отпуск, а если случается оказаться с температурой на диване, то обязательно будут на связи.
Из-за такой политики руководители склонны брать на себя слишком много ответственности и лишать своих сотрудников права на ошибку. Тут надо остановиться и взвесить: правда ли вы незаменимы. Скорее всего неделю, или две работа устоит на чужих плечах.
Если волнуетесь, начните эксперимент заранее: поручайте мелкие решения своим подчиненным. Некоторые готовят «тревожный чемоданчик», а вы тренируйте бойцов к режиму трудового ЧС. Так вы повысите их навык работать самостоятельно и убедитесь, что время на отдых у вас тоже есть.
Но если вдруг оказалось, что принять решения за вас никто не способен, то в этом, к сожалению, виноваты только вы сами. Вы так много брали на себя, что не подготовили опору. Возможно, причина в недоверии людям и эмоциональной неготовности передать часть своей ответственности кому-то еще.
Страх делегирования
Руководители когда-то тоже были подчиненными: ошибались, перекладывали ответственность на начальство, делали работу вполсилы. И они об этом помнят. Теперь они умудренные опытом эксперты, которые все делают «как надо». И эти эксперты очень боятся, что перекладывать свою работу на других себе дороже.
Делегирование — это долгосрочная инвестиция. Сразу быстрых результатов оно не принесет: вы будете тратить время на обучение, исправлять чужие ошибки, искать правильных исполнителей. Но со временем вы обнаружите, что у вас появились часы на новые креативные проекты, а работа ваша от этого не встала.
Конечно, есть вопросы, ответить на которые можете вы. Но надо четко отделять их от мелких ежедневных проблем, которые только отнимают ваше время, а не требуют вашей компетенции. Передайте их своим сотрудникам. Если вы этого все еще не сделали, возможно вас останавливает страх потери.
Страх потери
Руководители готовы брать сверхурочные, только чтобы вкладывать силы в своих сотрудников. Они надеются на будущие бонусы в качестве свободных часов и результатов, а сотрудник неожиданно уходит к конкурентам. Время потеряно, и работу надо начинать заново.
Люди ищут лучшие условия. Конкуренты ищут лучших специалистов. С этим ничего нельзя поделать, но можно попробовать снизить риск. Порой человеческие отношения держат сильнее зарплаты и корпоративных бонусов. Заботьтесь о своих подчиненных, говорите с ними. Если от вас не зависит их зарплата, вы можете выбирать для них интересные проекты, помочь с обучением, позволить провести лишний выходной с семьей. Конкурентам будет просто не на что их купить.
Узнайте боли своих сотрудников. Возможно, вы можете какие-то из них решить. Пусть именно к вам они приходят с проблемами и мечтами. И даже если предложение на стороне заинтересует их всерьез, они честно вам об этом скажут и у вас будет время подготовиться.
Страх падения
Мы все боимся потерять лицо, но у руководителей потеря авторитета может отразиться на карьере. С этой фобией связано сразу много страхов: потеря уважения сотрудников, страх выпасть из повестки дня, страх отстать от конкурентов. С одной стороны, такие опасения стимулируют самосовершенствоваться, с другой, становятся источником постоянного стресса.
На самом деле невозможно знать всё обо всем. Да и не нужно, иначе появляется риск перегрузить голову лишней информацией и упустить из виду действительно важное. Не страшно узнать новость вторым, хуже вообще не интересоваться новостями в своей отрасли или событиями из жизни коллег. Не страшно показать, что вы вовсе не «ходячий процессор», а такой же, как и все, человек со своими слабостями. Люди скорее проникнутся симпатией к тем, кто умеет признавать свои ошибки, чем к тем, кто ведет себя самонадеянно и не прислушивается к чужому мнению.
Страх эмоций
Новая корпоративная этика не приемлет эмоций. Считается, что профессионал всегда сдержан и не выходит из себя. Но люди, которые горят работой, искренне переживают за проекты, бывают горячи в спорах и заразительны в радости. Такие руководители сдерживают эмоции изо всех сил: они боятся потерять авторитет. Но сдерживать эмоции — вредно для здоровья.
Проявлять эмоции нормально, просто делать это следует гармонично. И не стоит упрекать подчиненных и коллег, если вдруг в своих эмоциях они перегнули палку, — в этот момент они наиболее ранимы. Например, все мы можем поддаться панике из-за разряженного телефона.
Страх тишины
Если на телефон не приходит сообщение хотя бы раз в полчаса, то у некоторых руководителей повышается тревожность. Мы все боимся остаться без связи: упустить что-то важное, не ответить вовремя, потерять контроль.
Срочность многих задач преувеличена. Умение правильно расставлять приоритеты приходится вырабатывать годами. Ученые советуют устраивать себе «разгрузочные дни»: отключать телефон вечерами, оставлять его дома по выходным и не читать рабочую почту во время отпуска. Ответственным людям разрешить себе это довольно непросто, но на время отдыха можно переложить чтение сообщений на доверенного сотрудника: пусть он оценивает срочность задачи и связывается с вами только в крайнем случае.
Страх падающих небес
В наше время бизнес перешел в облака: еще до режима удаленки 80% рабочих задач могли осуществляться по сети. На удаленных серверах хранятся данные, рабочие документы, расписания и контакты. Отчеты и рабочие задачи рассылаются в мессенджерах и по электронной почте. Когда мы видим упавший сайт, мы впадаем в панику.
Задачи современных руководителей прочно связаны со стабильным интернетом и качественной работой облачных сервисов. Но страх за свою цифровую инфраструктуру часто бывает необоснованным. Опасения, что ваш карьерный успех зависит от машины с подключением к беспроводной сети, — всего лишь иллюзия. Ваш успех зависит только от вас самих, и именно вы — самый ценный ресурс компании. К тому же в современном мире такие облачные сервисы, как Мегаплан, растут ровно и линейно: у них нет «черных пятниц» с дикими всплесками клиентской активности, поэтому они отлично прогнозируют ресурсную нагрузку.
Выводы
Ничего не боятся только дураки, а руководителей к ним точно не причислишь. Пусть в работе руководители имеют больше ресурсов, чем их подчиненные, но груз ответственности, вес ошибок, карьерных страхов у них значительно больше. Небольшой страх полезен: он помогает делать меньше ошибок и несколько раз перепроверять все страховки. Не давайте ему стать источником стресса, который отнимает силы и не дает заниматься любимым делом. А какой страх вы смогли победить в себе? Расскажите в комментариях!