Metro

Оценить кетчуп и подружиться с коллегами: зачем METRO своя дегустационная лаборатория

Перед тем, как попасть на полки торгового центра, все товары СТМ проходят проверку отдела качества. Важная часть оценки — сенсорная лаборатория: там мы собираемся, чтобы выбрать самый вкусный сок или самый насыщенный кетчуп. Рассказываем, что такое органолептический анализ и как устроено сообщество дегустаторов METRO.

Улыбчивые молодые ребята останавливают вас в магазине и предлагают попробовать майонез, крекеры, сыр, колбасу, газировку и так далее. Вспоминаете? Что-то такое случалось с нами до пандемии. Вы пробуете незнакомый продукт, запоминаете его вкус и в будущем смелее кладете в корзину новую упаковку.

Такая дегустация — просто акция, а не анализ мнений. Если вы скажете промоутеру, что майонез горчит, а колбаса и вовсе несъедобная, продукт все равно выйдет на рынок.

Для того, чтобы плохая еда никогда не встретилась покупателям под брендом СТМ (собственные торговые марки) METRO, мы создали целый отдел качества. Он работает «‎от поля до вилки»‎: мы следим за происхождением сырья, весом, упаковкой, вкусом и свойствами продукта во время хранения и готовки. А еще — проводим командные дегустации в специальной лаборатории. Отличный аналог встречам на ланче или у кулера.

Что такое сенсорная лаборатория

Когда компания коллег собирается в одном месте и что-то ест — это не всегда корпоратив. Несколько лет назад в METRO появилась сенсорная лаборатория: место, где эксперты, шеф-повара или сотрудники офиса пробуют разные продукты, которые должны продаваться в нашей сети.

Такие дегустации — это органолептический (или сенсорный) анализ. С помощью органов чувств мы проверяем вкус, запах, цвет, текстуру и даже звук продукта. Например, тает ли шоколад во рту, вкусно ли пахнут соленые огурцы, аппетитно ли хрустят чипсы.

Сенсорные лаборатории METRO работают в 14 странах мира. Первая появилась в Дюссельдорфе, где находится головной офис. Там коллеги пробуют то, что продается под собственным брендом в наших гипермаркетах по всему миру. Например, оливковое масло или кофе.

В московской лаборатории мы дегустируем продукты как от местных поставщиков, так и импорт — то, что собираемся продавать именно в России. У проверки два этапа:

1. Бенчмаркинг. Мы сравниваем образцы разных брендов и решаем, кто именно должен оказаться на наших полках. Потом выбранный партнер проходит полный аудит и готовит для нас тестовую партию.

2. Анализ контрольного образца. Перед тем, как разложить продукт на полках, мы оценим его со всех сторон — вплоть до массы нетто, кислотности, количества сахара и нитратов. Такая проверка в нашем случае — часть тендера и разработки товаров СТМ.

Как все устроено

Сенсорная лаборатория есть в любом НИИ пищевой продукции и почти на всех производствах. Вот что есть быть внутри нашей комнаты:

Специальные перегородки. Место каждого дегустатора в лаборатории огорожено ширмой: совещаться и обмениваться мнениями нельзя. Можно только оценить продукт и выставить ему балл по нескольким параметрам.

Хорошая система вентиляции и доступ к воде. Никаких посторонних запахов — это мешает анализу. А вода помогает освободить рецепторы от вкуса предыдущего образца.

Образцы без этикеток. Все сравнительные дегустации проходят вслепую. Человек оценивает не бренд, а качество продукта.

ИТ-система. В METRO мы используем планшеты с предустановленным приложением EyeQuestion®. Его разработала штаб-квартира в Дюссельдорфе.

Как работает EyeQuestion®? Для каждого продукта специалист отдела качества создает чек-лист с нужными параметрами оценки. Дегустатор сравнивает свойства с образцом, указанным в анкете: вкус, цвет, текстура и так далее. И ставит оценку — от 0 до 10 баллов.

Недавно мы решили, что хотим быть не только дегустаторами, но и исследователями. Сейчас в разработке проект, который поможет нам улучшить свойства товаров: снизить количество соли, сахара, неполезных жиров.

Система хранит всю историю анализов и обрабатывает результаты в течение получаса. С ее помощью можно быстро посмотреть данные по разным участникам исследования и сделать подробный отчет.

Один и тот же продукт разные люди воспринимают по-разному. Для одного он может оказаться слишком соленым, а для другого — пресным. Все зависит от пищевых привычек, вкусовых рецепторов и даже менталитета дегустатора. Поэтому система дает возможность оставить комментарий и обосновать свое мнение.

«‎Оливковое масло слишком горькое, ставлю 4 из 10»‎, — такое можно услышать только от жителя СНГ, который привык к подсолнечному маслу. Итальянец и профессиональный повар оценят терпкую горечь на десятку. Сотрудник лаборатории учитывает все комментарии, делает отчет и отправляет его поставщику. Какие-то продукты действительно могут хуже продаваться в России — это важно учитывать при выборе товаров для сети.

Что делать, если продукт на дегустации вообще никому не откликнулся? Предположим, шоколад оказался слишком пористым или недостаточно сладким. Тогда мы передаем производителю объективную оценку от нашей фокус-группы и рассказываем, что, на наш взгляд, можно улучшить.

Совсем плохой продукт попадает в лабораторию редко. Мы внимательно относимся к выбору FMCG-партнеров.

Зачем мы делаем это — дегустируем

Большинство дегустаторов METRO — добровольцы. Это люди из офиса, которые с удовольствием участвуют в анализе новых продуктов. В отличие от профессионалов, им не нужно долго тренировать рецепторы и обоняние, различать тончайшие оттенки вкуса и так далее. Единственное требование к ним — не пить лекарства, чай и кофе за полчаса до дегустации.

Далеко не все сотрудники работают с поставщиками или имеют отношение к продажам. HR или IT-специалисты, сисадмины или юристы почти не контактируют с «‎полями»‎. Дегустация — шанс почувствовать, что их мнение тоже влияет на выбор товаров для сети. А еще это отличный способ разнообразить рабочий день и приятно перекусить. За последние пару месяцев мы успели попробовать сыр, шоколад, орехи, вареники, пельмени, креветки, мороженое и другие вкусности.

Самое главное, что дает дегустация — это комьюнити. У METRO огромный офис: можно годами ходить мимо друг друга и не пересекаться. Участие в анализе — возможность познакомиться с коллегами из других отделов, узнать их ближе и даже подружиться.

Как помогают рестораны

Мы ориентируемся на клиентов из HoReCa и часто зовем на дегустации профессиональных поваров. В отличие от команды офиса, у них немного другая задача: мы просим проверить, удобен ли продукт для их работы.

Предположим, шеф-повар ежедневно готовит завтрак в гостинице. Если сыр окажется неудобным или некрасивым для нарезки, отель никогда не закупит его для своих нужд.

За отзывами на продукты следит не только отдел качества, но и менеджеры по продажам, которые работают с оптовыми клиентами. Лаборатория быстро откликается на любую обратную связь и может провести собственную проверку.

Профессиональная оценка очень важна, нам хочется, чтобы продукты были не только вкусными: пусть они облегчают жизнь бизнеса и поваров.

Недавно мы решили, что хотим быть не только дегустаторами, но и исследователями. Сейчас в разработке проект, который поможет нам улучшить свойства товаров: снизить количество соли, сахара, неполезных жиров.

Специально под нас поставщики меняют рецептуру своих продуктов, которые уже есть на полках METRO. Посмотрим, как наши дегустаторы оценят новые ЗОЖ-рецепты.

0
7 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Читаю статью понимаешь уровень и маштабность METRO. Но при этом возникают порой спорные моменты и далеко все не так идеально. 

2

Ну понятное дело, что показывается красивая картинка. Но при этом реально хочется отметить профессионализм и подход к работе METRO.

1

улучшить свойства товаров: снизить количество соли, сахара, неполезных жиров.

Специально под нас поставщики меняют рецептуру своих продуктов, которые уже есть на полках METRO. Посмотрим, как новые ЗОЖ-рецепты оценят наши дегустаторы.

Этот абзац у вас два раза, уберите лишнее.
НО: я его процитировал не для корректуры.

Мы производим жидкий природный подземный концентрат морской воды.
В рамках ЗОЖ он применяется для многочисленных оздоровительных целей (смотрите подробности в статьях в моем профиле).

В ваших магазинах продается морская соль, с аналогичными рекомендациями - по применению в оздоровительных целях.
А вот далее, "следите за руками": в продаваемой "морской соли" нет морских минералов, ибо по стандартам пищевой сол - все морскиеминералы должны быть из пищевой удалены.

То есть, ванны с продаваемой у вас солью к ЗОЖу никакого отношения не имеют.

Пожалуйста, помогите в этом разобраться.
Образцы для апробирования предоставим бесплатно.

0

Борис, спасибо за замечание и внимательность, текст поправили. 
Пришлите, пожалуйста, свои контакты на press@metro-cc.ru, мы передадим их вместе с вопросами по качеству продукции коллегам в отдел контроля качества. 

1

... пока мне никто не написал(((

0

Борис, добрый день! По итогу переписки с вами по адресу press@metro-cc.ru подсказали, где узнать о процедуре предоставления коммерческих предложений в отдел закупок METRO и заполнить соответствующую анкету.
Продублируем:
- информация для поставщиков находится здесь https://www.metro-cc.ru/sotrudnichestvo/postavschikam 
- онлайн форма анкеты https://www.metro-cc.ru/sotrudnichestvo/postavschikam/kak-stat-postavshchikom/form 

0

Ой, правда, извините.
Заполнил и отправил анкету, только фото продукции не понял как прикрепить, а адреса для отправки фото не нашел(((

0
Читать все 7 комментариев
Как ваше настроение? Обучение модели для тонального анализа

В настоящий момент современное общество отводит большую роль в своей жизни общению в Интернете, где публикуется огромное количество различной информации, такой как обычные фотографии или отзывы на покупки, новые фильмы, качество полученных услуг и многое-многое другое. Вследствие этого часто появляются вопросы, связанные с получением оценки…

«Яндекс» добавил в поиск рекламную галерею товаров с карточками разных магазинов Статьи редакции

В карточке указан сайт магазина, фотография товара, название, цена и возможная скидка.

Товарная галерея «Яндекс»
Точка показала новогодний ролик об исчезнувшем предпринимателе

Банк для предпринимателей и предприятий Точка выпустил новогодний рекламный ролик, в котором главный герой из-за водоворота задач пропадает из собственной же жизни. Авторы хотели показать, как часто предпринимателям приходится отказываться от того, что они любят, чтобы их бизнес не стоял на месте.

S7 запустила подписку на услуги и сервисы авиакомпании — стоит от 149 рублей в месяц Статьи редакции

Можно бесплатно выбрать место, оформить багаж или возврат билета — в зависимости от тарифа.

Наводим порядок и изучаем rocket sience. Доклады Go meetup

На прошедшем Go meetup спикеры из Evrone, «Ситимобил» и «Авито» учили правильной организации кода микросервиса, рассказывали, как вырастить MVP в полноценную масштабируемую архитектуру, и разобраться с мусором и алгоритмами управления памятью. Все доклады записаны в студии и доступны для просмотра.

Какие баги в играх самые бесячие? Рассказывают геймеры

Когда любимая игра виснет, изображение фризит, а герой умирает на ровном месте — это адски бесит. Особенно если ждал релиза долгие месяцы (а то и годы!) В тексте собрали истории геймеров, в жизнь которых ворвались баги и проблемы с сетью.

Разработчик разговорных ИИ-технологий Just AI запустил сервис Aimyvoice для покупки и создания синтезированных голосов Статьи редакции

Голоса можно использовать для озвучивания книг, видеоигр, ассистентов, ботов, служб поддержки и другого.

Запустить игру и не прогореть: зачем нужны маркетинговые исследования в гейминге и как их проводить

Маркетинговое исследование помогает экономить сотни тысяч долларов и выпускать продукты, которые приносят миллионы.

Борис Добродеев покинет пост гендиректора VK — новым главой компании может стать сын Сергея Кириенко Статьи редакции

Он продолжит исполнять обязанности, пока совет директоров VK не назначит нового главу компании.

Борис Добродеев
«Сбер» запустит агентство для продажи рекламы на всех площадках экосистемы Статьи редакции

Обсуждается использование банкоматов, как дополнительного места для объявлений, сообщают близкие к запуску источники.

null