Metro

Работа только для взрослых: чем занимается кавист и как им стать

Кавист — это специалист по вину и другим видам алкоголя, который работает в торговом зале. Он управляет поставками и размещением товара на полках, а еще консультирует покупателей: помогает выбрать лучшее. Мы решили рассказать о том, как устроена профессия и где учатся на кависта. А в конце — парочка полезных советов по выбору вина для всех интересующихся.

Обязанности и профессиональные качества

Иногда кавистов путают с сомелье, по ошибке называя так любого специалиста по вину. Разница между ними в том, что сомелье работает в ресторане с местной винной картой, а кавист в бутике или винном отделе — со всем ассортиментом вин.

В рамках торговых центров кависты занимаются заказом товара и прогнозированием. Например, анализируют сезонность спроса на вина. Среди других задач — выкладка товара, замена ценников, учет остатков и, конечно, общение с покупателями и консультации. Кависты METRO, например, до пандемии проводили множество мастер-классов и дегустаций. Еще кависты работают с HoReCa: составляют винные карты, общаются с поварами и выбирают оптимальные гастрономические сочетания, с которыми позже знакомят клиентов.

Если говорить об особенностях профессии, то интересно то, что всего 15-20 лет назад она считалась преимущественно «мужской». Причины две:

● Работа кависта предполагает много дегустационных мероприятий. Обязательно наличие толерантности к алкоголю. Во время обучения будущие специалисты могут пробовать до 30 образцов вина в день. Хотя пить образцы, конечно, не обязательно, можно просто омывать рот и тренировать вкусовые рецепторы.

● И массовая культура, и маркетологи крупных брендов очень полюбили ассоциацию между дорогим алкоголем и образом успешного мужчины. Но все меняется: сегодня карьера кависта открыта и для девушек.

Карьерный рост

У кавистов есть несколько вариантов карьерного роста. Можно учиться чему-то новому: например, заниматься несколькими разновидностями алкоголя. Еще кавист может придумывать и вести авторские тренинги и даже запустить собственный бизнес: открыть винный бар или бутик. Недавно, например, успешное открытие состоялось у одного из бывших сотрудников METRO.

Ну а если не хочется открывать собственное дело, можно быть портфельным тренер-менеджером по определенной стране. Это предполагает много путешествий, общение с виноделами — в общем, поиск новых вин для вашего ассортимента.

Обучение: с чего начать?

Существуют разные школы, в том числе международные, которые позволяют получать и подтверждать знания в сфере вина. Британская WSET, например, предлагает обучение и сертификацию специалистов по вину по 3 уровням. Первые два возможны на русском языке, третий — только на английском.

Если хочется попробовать себя в профессии, можно начать с экспресс-курсов и погружения в контекст. Посетите несколько винных выставок, пообщайтесь с профессиональным сообществом. Даже дома можно проводить дегустации.

Важно интересоваться и понемногу знакомиться со сферой. А затем, если интерес сохраняется, пробовать начать профессиональное обучение.

В России сегодня есть несколько мест, где можно учиться как по программе WSET, так и по независимой обучающей программе, разработанной самой школой. Выпускники получают сертификаты, которые подтверждают приобретенные компетенции, и огромный багаж знаний.

Обучение в винной сфере может стоить от нескольких десятков до сотен тысяч рублей. Все зависит от того, насколько глубоко студент хочет погрузиться в тему.

Работа с покупателями: главные навыки кависта

Во время работы кавист встречается с самыми разными клиентами: это любители вин, коллекционеры или обычные люди, которым хочется отметить какое-то событие с бутылкой «вкусного» вина.

Обычно у кавистов есть свой пул постоянных покупателей. Люди возвращаются, когда у специалиста получается сделать их отношения с винами интереснее. Например, постепенно «‎открывать» новые страны и вкусы, перейти от сладких вин к сухим и так далее.

Но важно помнить: кавист всегда работает с запросом покупателя. Когда ему называют ценовой диапазон, он предлагает несколько вариантов и не настаивает на самом дорогом. Задача кависта — помогать клиентам и добавлять выбору вина позитивных эмоций, быть своего рода коммуникаторами: к хорошему кависту никогда не страшно и не стыдно обратиться, даже если вы мало знаете о винах.

О чем спросить кависта

Кависту легко помочь сориентироваться в ваших предпочтениях:

● Расскажите о странах и регионах, которые предпочитаете. Если вы еще не знаете, то кавист поможет сориентироваться: расскажет вам о территориальных особенностях вина.

● Расскажите о любимых сортах винограда, если такие есть.

● Опишите ваши вкусовые предпочтения: вам нравятся более терпкие или легкие вина, вина с яркой кислотностью или спокойные, с навязчивой ароматикой или едва уловимым ароматом?

● Если вы выбираете вино к праздничному столу, можете рассказать, чем планируете угощать гостей. Вкус продуктов влияет и на вкус и восприятие вина.

Топ-5 фактов о вине и виноделии

  1. Винтовая пробка зачастую лучше натуральной. Как бы бережно мы не хранили бутылки, натуральная пробка часто рассыхается. Также на ней могут появляться плесень и другие виды порчи. Все это влияет на сохранность вина и его вкус. Много вин под винтовой пробкой производят сегодня в Новом Свете (Новая Зеландия, Чили, Аргентина). И их не нужно бояться: помните, что наличие натуральной пробки еще не указывает на качество.
  2. Био- или органическое вино не сильно отличается от других вин. У него такой же вкус и аромат. Разница только в удобрениях, которые использует для лозы винодел. А веганские вина отличаются применением техник и материалов, не связанных с животным миром. Например, перед розливом по бутылкам их фильтруют не яичным белком, а с помощью продуктов растительного происхождения.
  3. Аромат вина определяет виноград, из которого оно сделано. Аромат и вкус напитка всегда зависят от сорта винограда и региона произрастания лозы.
  4. Если на этикетке указано, что в изготовлении использован виноматериал, это не значит, что вино порошковое. Это значит, что винодел просто закупил сырье у другого производителя: например, французские виноделы могут закупить сырье в Испании, а российский производитель — использовать виноматериал из ЮАР. Информация о регионе производства на этикетке у таких вин будет отличаться от тех, виноград для которых выращивал сам производитель.
  5. Вкусовые рецепторы нужно развивать: их чувствительность — это не стабильная единица. А еще на восприятие вкуса влияют посторонние запахи, погода и даже настроение. И, конечно, гастрономические сочетания.
0
8 комментариев
Написать комментарий...
lexa777

все так красиво расписано, а в магазинах работают сказочники, которые расскажут тебе интересную историю о каком-нибудь вине, как монахи лет 500 назад что-то там придумали и поэтому тебе надо брать вот это "вино из виноматериалов".

если подойти и сказать что вот понравилось на вкус это, посоветуйте что-то наподобие - человек ваш кависта просто зависнет или выдаст рандомные названия

Ответить
Развернуть ветку
Metro
Автор

Главная задача любого кависта – помочь покупателю с выбором напитка для того или иного события, блюда, времени подачи. Если у вина есть интересная и красивая история, почему бы ей не поделиться, правда?) Но как правило, профессионал у полки начнет с того, что будет задавать вам много вопросов, чтобы вы не только сделали выбор сейчас, но и вернулись.
Подскажите, пожалуйста, в каком торговом центре вы столкнулись с проблемой в выборе напитка? Мы разберемся в возникшей ситуации.

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Отличная статья!
В прошлом году мы пытались снова запустить наш сервис
"Клуб любителей бесплатной выпивки".
Звонили два раза в Пищевой институт (недалеко от метро Сокол в Москве).
Так и не смогли найти этого кависту.
Дайте две !

Ответить
Развернуть ветку
Metro
Автор

Лев, действительно, найти хорошего кависта – задача не из легких. В Москве есть 3 школы, которые аккредитованы международными винными организациями, наверняка, у них есть чаты выпускников, которые хотели бы найти работу, попробуйте стать партнером) А вот и сами школы: Энотрия, Wine State, Академия вина.

Ответить
Развернуть ветку
Идите нахуй пидоры

Ребят, вы в одну кучу свалили маркетолого, продавана и дизайнера, навав это кавист :) для вас напоминаю, что размещением товара и наполнением ассортимента магазина занимается отдельный отдел. Дизайн магазина , полок и украшений тоже не кавист. Анализ продаж и спроса опять мимо. Ну и консультация покупателей это уже продавец.

Ответить
Развернуть ветку
Metro
Автор

Яна, спасибо за ваш комментарий.
Кавист в METRO – это действительно специалист в категории, который знает ассортиментную матрицу, он может рекомендовать коллегам, как лучше оформить зал, какие напитки необходимо заказать, поскольку каждый день работает с клиентами и знает, на что они обращают внимание. Конечно, главная задача кависта – порекомендовать покупателю напиток для конкретного блюда, случая или по желаемым вкусовым параметрам. Поэтому профессия кавист – это не только знания об алкогольных напитках, но и тонкая работа с клиентом, которая помогает развивать категорию. Он безусловно работает в команде категорийщиков. Но цель статьи – познакомить с профессией.

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Парамонова

Главное - чтобы короной не болел!

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Смирнов

На вкус и цвет как говорится. Вино надо пробовать самому. Одному оно будет вкусным, другому кислятина.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 8 комментариев
null