{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как запустить бизнес в Испании и не пожалеть об этом?

Многие думают о бизнесе в Европе. Кажется, что этот рынок привлекательный, аудитория платежеспособная. Но надо понимать, что в Европе действуют совсем другие правила, которые сформировались не за один год.

Как-то одна клиентка обратилась с задачей проанализировать рынок Испании на предмет запуска бизнеса по микрозаймам.

Даже не приступив к анализу я ответила ей, что она с таким же успехом может выкинуть деньги с вертолета над Аликанте. Живя в Испании и имея здесь бизнес сталкиваешься с законодательством, которое повернуто на 100% в сторону потребителей и иногда недобросовестных потребителей.

Например, на рынке telecom действуют правила, которые позволяют не платить за связь.

В России процветает рынок препейда, что и абсолютно логично для бизнеса. Сначала оплати - потом пользуйся. Это позволяет минимизировать фрод практически на 100%.

В Европе действует SEPA direct debit на многие услуги, в том числе и на связь. При оформлении договора указываешь IBAN (банковский счет в европейском банке) и каждый месяц с него списывают оплату за предыдущий месяц. Кажется, что это очень удобно - не надо бегать с квитанциями в Сбербанк, чтобы оплатить коммунальные услуги или заходить в интернет-банк. НО! Это прекрасная система для потребителей и ужасная для бизнеса.

Есть прекрасный лайфхак - заводишь счет, на котором нет денег, и тебя будут безуспешно пытаться с него чарджить. В telecom компаниях клиентские отделы во многом и занимаются интеллигентным выбиванием долгов. Большинство провайдеров услуг не приостанавливают сразу услуги, а пытаются получить оплату. Кто-то действительно потом платит, а кто-то делает MNP (mobile number portability) к другому оператору. По закону о связи провайдер услуг не вправе не отпустить такого абонента.

Дело в том, что в Испании очень развит рынок MVNO (виртуальных операторов) и такие неплательщики могут долго прыгать с одного оператора на другого.

Есть еще в Испании магазинчики, которые называются локуториями. Обычно они принадлежать не испанцам, а тем, кто приехал на ПМЖ. У них тоже можно приобрести SIM-карту, но для этого нужно показать ID (паспорт, NIE и т.п.). Вот здесь надо быть максимально осторожным, потому что твое ID могут сфотографировать и потом использовать для покупки SIM-карт, которые мало того, что не будут оплачиваться, так еще будут использоваться для международных вызовов. До задолженности в 500 евро суд не будет рассматривать дело, но при превышении данной суммы к вам могут обратиться. Вы будете долго доказывать, что вы не владелец данной линии.

Что касается интернет-магазинов, то в России тебе обычно привозят товар и потом ты за него платишь. В этой сфере в Испании наоборот действует препейд. Сроки доставки зачастую не соблюдаются, если заказ оформлен не у мирового бренда. И парадокс в том, что это компиляция проблем. Все начинается от позднего формирования заказа на складе, которое может быть связано и с плохим софтом, используемым для управления операционкой и ленивых менеджеров. Логистические службы тоже не всегда хорошо отрабатывают при доставке на адрес. Например, если вы не подойдете к телефону, то доставки не будет. Ваш адрес могут просто не найти и т.п.

Для бизнеса плохо все, но особенно обидно, когда курьер просто не нашел адрес, и посылка вернулась обратно. Логистические издержки, клиент рвет и мечет, строчит гневные отзывы в Facebook и жалобы в общество по защите прав потребителей.

А еще нужно всегда помнить о Privacy Policy, потому что в Европе это больная мозоль. Многи даже в IVR (голосовой помощник) вставляют возможность прослушать Privacy Policy. Если данные о вашем пользователе куда-то просочатся, то у вас будут очень большие проблемы. И часто испанцы будут настоятельно просить у вас подтверждение, что все его данные удалены при завершении использования услуг.

Конечно, русские, которые приезжают В Испанию по большей части открывают агенства недвижимости, консалтинговые агенства по вопросам ВНЖ, рестораны и бары. Но в период пандемии многие закрылись, потому что туризм из России сильно сократился. Постоянно меняющиеся правила работы ресторанов, кафе, баров и т.п. разорили многие заведения, особенно тех, кто не смог организовать доставку на адрес. Здесь не так много агрегаторов, которые осуществляют доставку. Самый популярный - Just Eat, но он работает не во всех провинциях и городах. Организовать собственную доставку сложно, потому что это сильно ограничит зону доставку и плюс вам потребуется транспорт и курьеры, которых надо обязательно брать хотя бы на срочный контракт, а это сразу немаленькие налоги.

Именно поэтому прежде чем открывать бизнес в Испании надо понимать местную специфику, законодательство и похожие кейсы. Это поможет минимизировать риски, сократить расходы сразу на старте или отказаться от реализации идей, которые сразу обречены на провал.

0
3 комментария
Уоррен Баффет

Спасибо что без лишней воды.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Пуляевский

Немного напоминает поток сознания.
Так и не понял про микрозаймы - какая в стране специфика?

То что я знаю - специфика более крупные чем в РФ суммы. У нас 3-5-10 тыс руб. в Испании (и вообще в Европе) до 25 тыс. евро.

Видимо такой анализ у вас, ведь в Испании не меньше 30 сервисом микрозайма, средний размер процентной ставки по займам составляет 1,1 % в день.
А вы о них даже не знаете...

Ответить
Развернуть ветку
MOD Marketing
Автор

Дело не в самом бизнесе, а именно в аудитории. Например, глупо открывать солярий в Малаге. Речь шла про это. Уровень фрода и защита прав потребителей не делает бизнес микрозаймов привлекательным здесь.

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда