{"id":14289,"url":"\/distributions\/14289\/click?bit=1&hash=892464fe46102746d8d05914a41d0a54b0756f476a912469a2c12e8168d8a933","title":"\u041e\u0434\u0438\u043d \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043d\u0430 5%, \u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u2014 \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

ВНЖ по стартап-визе: как начинающему бизнесу из России выйти на международный рынок

В наши дни сложно себе представить крупный бизнес, который развивался бы без сторонних инвестиций заинтересованных лиц и структур. Равно как сложно себе представить большой успешный бизнес, который не стремится выйти за пределы своей страны. Но как в текущей действительности развивать долгосрочные проекты стартаперам из России? Какие перспективы и какие сложности может в себе таить релокация бизнеса, который стремится стать “единорогом”?

Финансовому развитию любого стартапа — от момента поиска средств под инновационную идею до привлечения инвестиций — характерно прохождение пяти этапов.

  • Preseed — период стартовых вложений, когда проект существует на уровне идеи, а ее первый прототип — на этапе разработки. Чаще всего эту стадию фаундеры проходят, привлекая средства ближайшего окружения — семьи, друзей, знакомых, либо используют личные сбережения (бустрэппинг), берут ссуды и кредиты.

  • Seed — стадия считается самой длительной и может занять более года. На этом этапе происходит тестирование бизнес-модели. Если она перспективная, то проект может быть поддержан бизнес-ангелами и венчурными фондами ранних стадий.

  • Раунд А — стадия, когда стартап становится компанией с рабочей бизнес-моделью, командой, клиентами и уже может привлекать прямых инвесторов.
  • Раунд В — период, в который компания еще не начала зарабатывать самостоятельно, ей необходимо продолжать привлекать средства для масштабирования. На данном этапе ей потребуются бизнес-ангелы или фонды-участники.
  • IPO — финальная стадия финансового развития стартапа, когда уже полноценная компания становится участником фондового рынка и начинает первичную продажу своих акций. Список возможных инвесторов резко расширяется, а бизнес получает статус, который позволяет ему расти и развиваться дальше.

На сегодняшний день один из наиболее очевидных способов развития стартапа и привлечения к нему внимания со стороны международных инвесторов — это его релокация. Часто основатели начинают думать о собственном переезде в потенциально интересную для проекта страну. Фаундеры ищут пути решения через процедуры получения визы инвестора в недвижимость или цифрового кочевника, студенческой или рабочей визы. Хотя гораздо более эффективным маршрутом международного бизнес-масштабирования представляется — получение стартап-визы.

В странах Евросоюза стартап-виза дает фаундерам проекта массу преимуществ, таких как:

- получение ВНЖ,

- разрешение на работу: возможность открыть собственный бизнес или работать по найму, при такой необходимости,

- предоставление льгот и государственной поддержки, как в стране пребывания, так и в других странах Европейского союза.

Ограничение составляет только возможность избирательного права. Но получить одобрение комиссии на право получения стартап-визы в той или иной стране — задача непростая.

Анна Богданова
Руководитель отдела инноваций компании 3PConsulting

Требования, предъявляемые к проектам довольно широки и номинально схожи во всех странах: инновационность, жизнеспособность, возможность масштабируемости проекта, инвестиционная привлекательность, социальная и экономическая значимость проекта, развитие приоритетных отраслей экономики, создание новых рабочих мест и приток высококвалифицированных талантливых специалистов, а также экономический рост страны вследствие поступления новых налоговых отчислений.

Кроме общего списка критериев, удовлетворяющих принципам инновационного бизнеса, под которую та или иная страна будет готова выдать его основателям стартап-визу, есть и существенные отличия. Так, не все страны готовы оказать поддержку проектам в начальной стадии их бизнес-пути. Если уполномоченные комитеты в Финляндии, Испании и Великобритании готовы принять к рассмотрению проекты на стадии идеи, то французским, шведским, норвежским и канадским ревьюрам — важно подтверждение уже рабочего бизнеса. К тому же есть и чисто технические различия в процедуре подачи документов. У экспертов 3PConsulting есть свой рейтинг наиболее комфортных стран для релокации стартап-проектов и анализ различий в подходе к процедуре оценки.

Никита Печаткин
Коммерческий директор 3PConsulting

Один из наших последних клиентских кейсов на получение стартап-визы в ЕС рассматривался финским комитетом всего 6 дней. Мы полагаем, что столь быстрое одобрение проект получил за счет того, что это был уже полноценно работающий бизнес в России на рынке SportTech-услуг, который успел показать положительную динамику развития на родине. Для совсем стартовых проектов сроки рассмотрения заявок более длительные. И, к сожалению, последнее время мы замечаем, что период рассмотрения заявок удлиняется во многих странах. По причине возросшей популярности стартап-программ уполномоченные организации вынуждены менять условия рассмотрения проектов. Так, например, в Финляндии сейчас обновляют комитет Business Finland: нанимают новых ревьюеров и изменяют порядок одобрения. Теперь проекты рассматривают не меньше месяца, при официально заявленных двух неделях. Еще более продолжительным срок рассмотрения заявки будет в Испании. Если ранее этот период не превышал 90 дней, то в результате смены испанской проверяющей организации UGE на ENISA он увеличился до 110 дней.

Нюансы, с которыми сталкиваются бизнесмены в странах ЕС при подаче заявки на стартап-визу

Финляндия одна из наиболее сегодня привлекательных локаций для стартапов в мире. Однако российским предпринимателям придется столкнуться со “сложностями перевода” финансовых средств. Здесь необходимо открыть финский банковский счет. А в условиях отсутствия возможности SWIFT-переводов из России, внесение наличных средств потребует дополнительных действий. В частности, чтобы внести наличные средства на счет необходимо множество документов, подтверждающих законное получение денег стартапом.

Испанские проверяющие органы строго требуют пребывания в стране хотя бы одного фаундера на момент подачи заявки. Кроме того, для подачи документов в ENISA, необходим более широкий пакет и цифровая подпись, которая выдается только при наличии налогового номера NIE. И это крайне сложно для стартапера, так как сперва необходимо найти резидента с наличием цифровой подписи, а затем по доверенности загрузить пакет документов.

В Великобритании, Франции и Португалии все еще сложнее. В этих странах необходимо обязательное одобрение фасилитатора или инкубатора. Но если в Португалии таких органов больше 100, то во Франции меньше 20, и нужно успешно пройти собеседование, заинтересовав хотя бы один инкубатор, чтобы он поручился за стартап. Неофициально поговаривают, что во Франции к российским стартапам относятся предвзято. Кроме того, во Франции любят, чтобы предоставленные документы были переведены на французский язык. Португалия более лояльна к нашим соотечественникам, но одобрение заявки может занять от 1,5 лет и дольше.

Проекты на стадии бизнеса, на наш взгляд, получают подтверждения чуть быстрее. В то время как стартапы на стадии MVP (минимально жизнеспособный продукт) нужно прорабатывать более тщательно, в соответствии с регулярно меняющимися условиями и гайдами”.

Никита Печаткин, Коммерческий директор 3PConsulting

Возрастающая конкуренция среди желающих развивать свой бизнес по стартап-визе в Евросоюзе отражается и на сроках рассмотрения заявок, и на более строгой оценке проектов. Как результат: увеличивается период получения ВНЖ для фаундеров. Эксперты 3PConsulting рекомендуют подавать сразу максимально полный пакет документов, чтобы ускорить процесс и избежать оперативных изменений к требованиям в процессе рассмотрения.

Если Вы хотите знать больше о том, как получить ВНЖ по стартапп-программе, и что для этого нужно — подписывайтесь на наш канал в Телеграме https://t.me/Consulting3P.

0
4 комментария
Darina Asinkritova

в нынешних условиях выйти на международный рынок Российскому бизнесу ? что вы там курите ?

Ответить
Развернуть ветку
3PConsulting
Автор

Кризис - всегда хорошая возможность для экспансии. Особенно для крутых самобытных специалистов)

Ответить
Развернуть ветку
3PConsulting
Автор

Наш головной офис находится в Хельсинки, поэтому наша компания имеет доступ к международным ресурсам.

Мы знаем разные пути, обращайтесь - будем рады помочь)

Ответить
Развернуть ветку
Anna Bogdanova

Это реально актуальный кейс, интересно, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда