{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

ЕС - 2025: запрет на наличность и открытый реестр бенефициаров

На прошлой неделе Совет и Парламент ЕС заключили предварительное соглашение по пакету «антиотмывочных» мер (AML), принятие которого в виде закона планируется к концу 2024 года. Эхом этого события по интернету разнеслись слова про "тотальный контроль", "безналичное рабство", "поиск русских олигархов" и финансовую разведку. Давайте разбираться, что на самом деле случилось в Европе. С правовой точки зрения.

Во-первых, ничего совсем неожиданного не случилось - просто уполномоченные органы ЕС собирают в один пакет ранее анонсированные меры и предметно договариваются о технике реализации. Однако, в технических деталях, действительно, есть важные и принципиальные вещи, которые способны существенно сказаться на работе с финансовой системой ЕС.

1. ОТМЕНА НАЛИЧНОСТИ

Большинство сделок с наличными денежными средствами свыше 10 000 Евро в ЕС будут запрещены. При этом:

(а) Новые правила не относятся к личным платежам, совершенным между физическими лицами вне бизнес-отношений (друзья, родственники и проч.):

"лимит не распространяется на платежи между физическими лицами, которые не выполняют профессиональные функции".

(б) Кроме личных операций только совсем небольшие транзакции выпадают из-под нового контроля (до 3 000 Евро). Наличные операции менее 10 000 Евро, но более 3 000 Евро могут быть в любой момент проверены банком или иным агентом контроля AML с идентификацией плательщика и источника дохода (выборочно).

(в) Некоторые страны ЕС имеют действующие лимиты оборота наличных средств, в т.ч. более жесткие, чем 10 000 Евро. По новому закону, они их сохранят. Например:

  • Франция - 1 000 Евро;
  • Словения - 5 000 Евро ;
  • Италия - 5 000 Евро;
  • Латвия - 7 200 Евро;
  • Греция - 500 Евро.

* В примере указаны общие лимиты, установленные законом - каждый имеет свои исключения и правила применения.

2. НОВЫЙ КОНТРОЛЬ

(а) Контроль криптовалюты:

Биржи и иные провайдеры, оказывающие услуги в сфере криптовалюты должны (1) проводить идентификацию клиентов, (2) уточнять источник дохода, (3) а в перспективе - обмениваться данными с контролирующими органами, чтобы те обменивались ими между собой (ОЭСР разработала стандарт международного обмена "CARF", который ЕС планирует реализовать в 2026 году). Базовый порог контроля - от 1 000 Евро.

(б) Контроль за операциями сверхбогатых людей:

Операции "сверхбогатых людей" (состояние от 50 000 000 Евро) будут контролироваться по специальным правилам - по умолчанию признают клиентами "с высоким риском". Норма преподносится как санкционная, т.к. в глазах современного европейского политика все "олигархи" - обязательно из России)

3. НОВЫЕ КОНТРОЛЕРЫ

(а) Страны договорились о создании централизованного сверх-регулятора с информационной базой по всем транзакциям в ЕС, с правами останавливать сделки и выпускать обязательные рекомендации по теме AML. Он носит имя "AMLA" и сейчас решает вопрос, в какой стране ЕС он будет иметь штаб-квартиру (возможно, это будет Германия, Франкфурт-на-Майне).

(б) Увеличился перечень агентов контроля AML, обязанных собирать, проверять данные о клиентах и их доходах:

  • к ранее уже обязанным лицам - фин. учреждения, банки, страховые компании, агентства недвижимости, управляющие активами, казино и учредители азартных игр, некоторые представители торговли и проч.,
  • добавятся поставщики крипто-услуг, торговцы роскошью (драгоценными металлами и камнями, авто, яхтами, самолетами, артом), а также футбольные клубы и агентства.

4. НОВЫЙ - СТАРЫЙ РЕЕСТР БЕНЕФИЦИАРОВ

ЕС централизованно регулирует вопрос публичности реестра бенефициаров европейского бизнеса (конечных собственников европейских компаний).

История вопроса: Ранее такой реестр уже был создан и публично доступен во многих странах ЕС, однако, 22.11.2022 Суд Евросоюза признал его нормативную основу (The Fifth Anti-Money Laundering Directive, 5AMLD) несоответствующей праву на неприкосновенность частной жизни. После этого часть стран ЕС закрыла публичные реестры, другая часть – все это время находилась в ожидании общеевропейской позиции. Теперь позиция появилась.

Как это будет? Реестр планируется в закрытом виде, НО доступ к нему будет иметь очень широкий перечень лиц:

  • Централизованная служба финансовой разведки (AMLA);
  • Уполномоченные органы и ведомства, вкл. Европейскую прокуратуру, Европейское ведомство по борьбе с мошенничеством (OLAF), Европол и Евроюст;
  • Агенты контроля AML (банки и иные организации, проводящие проверку клиентов);
  • а также лица, «имеющие законный интерес», журналисты, СМИ, организации гражданского общества, и, что удивительно - ВУЗы.

Последняя из упомянутых категория лиц получит доступ по запросу. Услуга планируется платной (по "разумной стоимости"), срок реализации запроса – 12 рабочих дней, срок предоставления доступа к реестру – до 3 лет.

Реестр будет включать в себя информацию с глубиной 5-15 лет. Государственный орган будет обязан проверять данные реестра, включая выездные проверки компаний. Отдельно оговаривается, что "санкционные" лица и связанные с ними компании будут помечаться - для наглядности.

4. ВЫВОД

Ничего из того, что совсем не ожидалось с ЕС не происходит. Идет плановое ужесточение финансовой сферы. Регион находится в негативных настроениях относительно иностранного капитала и это заметно:

Это соглашение смело провозглашает конец эпохи, когда ЕС служил убежищем для богатых, ищущих убежища для своих грязных денег и дорогостоящих товаров, таких как автомобили, лодки и самолеты. Национальные границы больше не могут эксплуатироваться теми, кто эксплуатирует финансовую систему.

Пол Танг, ведущий депутат Европарламента (см. источник)

ЕС - крупный и развитый центр, который служит примером для иных регионов, поэтому тенденций к ограничению внешних финансовых потоков и контролю за внутренними стоит ожидать везде, в т.ч., и в России. Вопрос - в нюансах и технике реализации.

PS. Надеюсь, что статья была для Вас полезной. Статью на vc.ru о последствиях включения России в офшорный список ЕС можно прочитать ЗДЕСЬ. Тех, кому интересна эта тематика - буду очень рада видеть в моем Telegram . Для запросов используйте его или штрих-коды ниже. Всем спасибо! И хорошего времени суток.

0
2 комментария
Екатерина Зибарева

ну отлично, первый шаг к электронному концлагерю, хотя уже далеко не первый

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Кордюкова
Автор

Спасибо за комментарий. Финансовым контролем можно бороться с преступностью, а можно заколачивать социальные гвозди. Зависит от того, в чьих руках технология контроля, и что эти руки будут с ней делать.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда