Инвестиции в «голубые фишки» фондового рынка: исследование результатов за 11 лет
В среде инвесторов есть мнение, что инвестиции в «голубые фишки» (компании с максимальной капитализацией) — идеальная стратегия на длинном временном промежутке.
Если вдруг не знаешь, куда лучше инвестировать, — покупай акции этих компаний и держи, рано или поздно они все равно вырастут. Подобная стратегия носит название Buy & Hold («Купи и держи») и считается одной из самых надежных и прибыльных для инвесторов с длинным горизонтом инвестирования (от 10 лет и выше).
Я решил проверить, насколько данная точка зрения оправдана. Действительно ли на этом можно заработать или же это верный путь к потере денег? Ранее на примере исследования по доходности инвестирования в недвижимость я уже доказал, что это не такой прибыльный вариант, как его себе представляет большинство. Пришло время изучить очередной способ вложения денег. Садитесь поудобней, дальше будет интересно.
В этот раз я решил не брать для исследования российский фондовый рынок, а сосредоточится на более развитом и конкурентном американском. Анализ выполнен на базе компаний большой капитализации, которые торгуются на американских биржах.
Прежде всего, нам нужно найти начальные данные: определить компании с самой большой капитализацией на дату старта нашего портфеля. Помогает нам в этом индекс S&P500 — это индекс, который регулярно рассчитывается аналитиками компании Standart & Poors, в него входят 500 самых дорогих публичных американских компаний. Индекс рассчитывается с 1957 года и представляет собой взвешенное по капитализации значение.
Числовое значение индекса можно легко найти в открытых источниках практически с первого дня его расчета. Сложнее обстоит дело с определением самых крупных по капитализации компаний из этого индекса. Конкретные списки не публикуются, мне удалось найти данные за определенные периоды в исследовании «Визуальная история компаний с крупнейшей рыночной капитализацией».
В исследовании приведены данные по топ-10 компаний из индекса S&P500 в каждую пятилетку на протяжении периода с 1999 по 2019 год. За этот период на фондовом рынке было 2 сильных кризиса:
- 2000 год — кризис доткомов, падение стоимости индекса высокотехнологичных компаний NASDAQ в полтора раза за день. За последующие два года фондовый рынок потерял более $5 трлн капитализации.
- 2008 год — мировой финансовый кризис, который привел к падению стоимости индекса S&P500 в два раза
Справедливости ради отмечу, что такие сильные кризисы в мировой экономике случаются нечасто. Например, кризис 2008 года часто сравнивают с великой депрессией в США в 1930-е годы. Поэтому, для чистоты эксперимента, мы возьмем период с 2009 по 2019 год — чтобы исключить влияние подобных «статистических выбросов».
Представим себе гипотетического инвестора, который в 2009 году решил попробовать свои силы в работе с фондовым рынком. На руках у него сумма в $25 тысяч, желание рисковать минимально, и он принимает решение проинвестировать свои деньги в 10 компаний с самой большой капитализацией на рынке, разделив свои деньги поровну между ними.
Напомню, на дворе 2009 год. Мир постепенно приходит в себя после сильнейшего кризиса. Общемировой ВВП сократился впервые после Второй мировой войны. Кому-то может показаться, что это не самое лучшее время для инвестиций — паника царит на финансовых рынках.
Но на самом деле это идеальный момент для покупок: акции отличных компаний дешевы как никогда, а за кризисом всегда следует восстановление, экономика циклична. Наш гипотетический инвестор выбирает крупнейшие по капитализации компании, так называемые «голубые фишки» как надежный и ликвидный объект для инвестирования. Список лидеров выглядит следующим образом (информация взята с сайта visualcapitalist.com):
Что ж, давайте теперь посмотрим, как каждая из этих компаний чувствовала себя в последующие 11 лет. А самое главное — попробуем выяснить: так ли надежны и прибыльны инвестиции в «голубые фишки» фондового рынка на длительной перспективе.
Представим, что инвестор реинвестировал все дивиденды на протяжении всего срока исследования. 20 декабря 2019 года он решил продать все бумаги, чтобы сделать своей семье рождественский подарок.
Стал ли он за это время сказочно богатым за счет сложного процента, как любят нам об этом говорить финансовые консультанты? Смог ли он обогнать фондовый индекс S&P500 за счет инвестиций в крупные и эффективные компании? Сейчас мы это узнаем.
PetroChina
Одна из крупнейших мировых нефтедобывающих компаний. В 2009 году стала самой дорогой публичной компанией мира. Тем не менее, с 2015 года в компании начала постепенно падать чистая прибыль в связи с падением цен на нефть. Сегодня компания стоит в четыре раза дешевле.
ExxonMobil
Крупнейшая американская нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая компания. Наследие Джона Рокфеллера. Как и другие компании из этого сектора, сильно пострадала от падения цен на нефть. И хотя ее капитализация просела не так сильно, как у PetroChina, все равно компания сейчас стоит дешевле, чем в 2009 году.
ICBC (Industrial and Commercial Bank of China)
Крупнейший банк Китая, который в свое время провел рекордное IPO и привлек $22 млрд в ходе первичного размещения акций на бирже (2006 год). Несмотря на то, что прибыль банка стабильно растет, существенного роста капитализации не происходит.
Microsoft
Технологический гигант Microsoft показал отличную динамику за исследуемый период. Кратный рост стоимости компании, практически в 6 раз. Чрезвычайно эффективный бизнес, который стабильно зарабатывает десятки миллиардов долларов в год чистой прибыли. Компанию часто ругают за глючные операционные системы, но, несмотря на это, она остается мировым лидером в данной сфере.
В 2014 году компанию возглавил Сатья Наделла, который до сих пор остается CEO Microsoft. С его приходом стоимость компании стала расти максимально активно, именно в период с 2015 года по сегодняшний день можно назвать расцветом компании в финансовом плане. Выпущенная в 2014 году Windows 10 до сих пор остается продуктом-драйвером компании в области операционных систем.
China Mobile
Пик капитализации компании пришелся на 2015 год, когда стоимость превышала 300 миллиардов. Сейчас же компания находится на минимуме своей капитализации за последние 10 лет, с максимумов она упала практически в 2 раза.
Walmart
Удивительно, но крупнейший офлайн-ритейлер США Walmart не только не проиграл борьбу с Amazon, но и сумел за 10 лет увеличить капитализацию почти вдвое. Этот рост особенно удивителен на фоне постоянно снижающейся с 2015 года чистой прибыли компании.
Если мы посмотрим на годовой объем продаж Walmart, то увидим, что он не только не падает, но и постоянно растет. Хотя мы из каждого утюга слышим, что Amazon захватит мир — на самом деле, это далеко не так, правда? Walmart активно наращивает онлайн-торговлю и выходит на новые рынки, что позволяет ему расти и оставаться прибыльной компанией, хоть и с падающей маржой.
China Construction Bank
Один из крупнейших банков Китая за последние годы активно наращивал свой кредитный портфель, что позволило ему увеличить чистую прибыль на $20 млрд за 10 лет. China Construction Bank — один из крупнейших и самых прибыльных банков в мире.
Petrobras
Бразильская нефтяная компания Petrobras, как и другие компании из этой отрасли, очень негативно отреагировала на падение нефтяных цен. В период с 2015 по 2017 год компания была убыточной и только в 2018 году смогла вернуть свою чистую прибыль в зеленую зону.
Johnson & Johnson
Johnson & Johnson — пример компании, которая практически не испытывала крупных спадов капитализации за рассматриваемый период. Несмотря на то, что чистая прибыль компании практически не меняется год от года, а объем продаж растет незначительно, стоимость компании с каждым годом увеличивается.
Shell
Shell — редкий пример компании нефтяного сектора, которая не только не растеряла свою стоимость с 2009 года, но и смогла ее нарастить практически на 50%. Во многом это произошло благодаря войне в Ираке, после которой Shell получил право разрабатывать ряд местных месторождений нефти.
Что в итоге?
Давайте на сводном графике посмотрим на изменение капитализации этих крупнейших в прошлом компаний за период с 2009 по 2019 год.
Интересные факты:
Суммарная капитализация всех компаний в 2009 году — $2,227 трлн.
Суммарная капитализация всех компаний в 2019 году — $3,263 трлн.
- Прирост капитализации топ-10 компаний составил $1,036 трлн, или 47%.
- Практически весь прирост в $1 трлн обеспечен только компанией Microsoft, все остальные компании уравновесили друг друга. Падение капитализации одних компенсировано ростом капитализации других.
- Ни одна компания из топ-10 S&P 500 не обанкротилась за 11 лет.
На самом деле, потенциальный инвестор заработал больше, чем 47% за этот период, ведь помимо роста капитализации многие компании также платят дивиденды.
Общий рост за 11 лет с учетом реинвестирования дивидендов составил 123%. Весьма неплохо, особенно если учесть, что это доходность в долларах. $25 тысяч, вложенных на старте, превратились в $55 750.
Впрочем, стоит нам только добавить на график доходность индекса S&P500, как все сразу становится на свои места. Инвестиции в индекс принесли в два раза большую доходность за тот же период.
Очевидно, что популярная среди инвесторов стратегия Buy and Hold (Купи и Держи), ориентированная на длительное владение акциями крупнейших компаний, хоть и является прибыльной, но все же вчистую проигрывает обычному индексному инвестированию.
Кому-то такой способ инвестирования в индексные фонды может показаться достаточно скучным. Практически каждый инвестор считает себя умнее среднестатистического участника фондового рынка, а потому надеется легко обыграть биржевой индекс. На самом деле на длинном временном промежутке это практически никому не удается.
Если вам интересно все, что связано с инвестициями и капиталом, приглашаю вас подписаться на мой Telegram-канал «Инвестиции на диване». Там я делюсь своим личным опытом, идеями, а также практикой планирования и управления личными финансами.
Пример автора не совсем корректен. Он выбрал самые удачные десять лет фондового рынка США. Осенью 2008 Dow Jones падал до 7552. В 2009 был в интервале 8000-9000. А в 2019 - 25000-27000. И ралли продолжается.
Если же взять период 1999-2009, то картинка была бы совсем другая. Хотя, не факт. Засчет пиковых цен на нефть в нулевые нефтянка, возможно, и вытянула бы общий результат.
С какого перепуга компании из авторитарного режима стали считаться голубыми фишками?! PetroChina, ICBC и CCB в любой момент могут потерять в капитализации, тк находятся в режимах, где влияние 1 человека на экономику зашкаливает все мыслимые пределы.
Если взять компании, которые были в ТОП 10 S&P 500 в 1999 году - то некоторые из них даже не дожили до сегодняшнего дня. Nokia, Lucent - это были огромные компании 20 лет назад - а где они сегодня?
Спасибо за микроисследование! Интересно было глянуть на сравнение динамики 10 и 500.
Один вопрос - реально кто-то так инвестирует или все же подходят более профессионально, типа ребалансировки портфеля? А дивиденды за этот срок были, они учитывались в прдсчете, я не увидел...
В своё время прочитал у одного известного беларуского трейдера историю о том, как он на протяжении 10 лет, если не ошибаюсь, покупал индекс SP500, накапливая подарок дочке на 18 лет. Доходность меня ошарашила тогда.
Как раз последний график - это и есть сравнение 10 и 500. Дивиденды в обоих вариантах реинвестируются.
Вариант с ребалансировкой я рассматривал, но он показал самую низкую доходность. У нас практически всю доходность дала только Microsoft. Если бы инвестор делал ребалансировку - ему бы пришлось по мере роста стоимости продавать Microsoft и докупать акции других компаний. В данном случае он бы потерял деньги на таких операциях.
К чему все эти исследования дилетантские? На финансовом рынке есть профессионалы, называются они инвестиционные консультанты. Приходите к ним, они вам составят портфель максимально эффективный и расскажут, куда лучше вложить свои деньги.
Сами вы все равно в теме не разберетесь, проверено.
Все так.
https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2019/05/06/800800-upravlyayuschie-proigrali-drotikami
Не пиши чепухи. У меня есть несколько знакомых, кто довольно плотно занят инвестициями и в РФ и в США, причём один давно уже на одних дивидендах живёт. Так вот будучи не представленными друг другу они как-то отвечали на мой вопрос: «Стоит ли пользоваться инвестиционными услугами от всяких брокеров и т.п.? Или попытаться самому?»
И оба ответили примерно одинаково: «почти все они играют в угадайку на основе общедоступных данных/графиков/статистики, просто кто-то делает это лучше или хуже других. Так может абсолютно любой человек».
В итоге инвестирую потихоньку сам в течение вот уже 3 лет. Получаю пока стабильный рост портфеля. Ничего сложного там нет.
Видели мы этих консультантов
Ух ты какой умный нашелся! Сам-то во что вложился? В пиво и воблу и нарастил живот, сидя на диване?
Человек навсегда бы остался обезьяной , если б не подобрал палку...
Уберите из этого списка Microsoft и сразу уйдёте в минус. И это при том, что эксперимент стартовал с 2009, когда было дно, а сейчас наоборот пик.
Опубликовали относительно длинную статью в 7:06.
Комментарий "дилетантские исследования" — в 7:10.
А вы, я смотрю, внимательно изучили материал.
Комментарий недоступен
Отличная статья!
Как раз начал понемногу в золото вкладывать, на долгую перспективу. И то не от большого ума, а от того что не нашел более релевантной идеи в тот момент. Вы бы раскручивали идею длальше для новичков - как вкладывать, инструменты, площадки и пр
Кирилл, в статье есть ссылка на мой Telegram канал - там как раз все то, что вам нужно. Более 13000 человек уже читают.
В обезличенные счета?
Комментарий удален модератором
А как бы чувствовал себя в это время инвестор, который вложился бы в российский индекс ММВБ?
Думаю что очень плохо... особенно из-за падения рубля
если в индекс ммвб - то отлично, а если в индекс ртс - то не очень LOL
Именно это я и имел в виду. Вы взяли самый удачный период рынка. Вложения в голубые фишки в нулевые дали бы абсолютно другой результат.
Верно, в голубые фишки было бы не очень эффективно инвестировать. А вот S&P 500 все равно бы дал хорошую прибыль.
Цель статьи - показать что простое и скучное индексное инвестирование выгоднее, чем всякие хитрые стратегии, даже в период роста рынка.
Очень надеюсь, что когда-нибудь рынок придет к тому, что вознаграждение инвестброкеров и прочих консультантов будет жестко привязано к тому, насколько лучший результат показал их портфель по сравнению с индексом.
Никогда такого формата отношений с инвест.банкирами, брокерами и фондами не будет. Это касается финансовой сферы.
А вознаграждение программиста оплачивается уже после реализации проекта и получения прибыли от продукта или за сам факт того, что программист написал код и тд?.
Все факты здесь изложенные есть следствие одного решения узкой группы регуляторов и даже персон. Устраивать социализм на денежных рынках или нет? Леваки неожиданно победили и залили все баблом.А могло все быть совсем иначе. Я к тому что указанные доходности полностью определялись бинарным событием, причём реализовавшийся вариант имел низкую вероятность. Тогда о чем весь этот разговор?
А могло бы быть иначе?
Дело не в леваках. ( Ибо в результате заливки бедные становятся беднее, а богатые богаче. )
Просто при нынешних технологических особенностях видимо эмиссия в большом количестве необходима, без нее пойдет сценарий великой депрессии.
Хотелось бы еще против каждой компании - сколько дивидентов она выплатила. Просто те же наши металлурги выплатили немало дивов.
Средняя годовая дивдоходность по этим компаниям составила 3,94% за рассматриваемый период
По сути инвестировать в индекс вы можете только через ETF. Самому покупать 500 акций и постоянно ребалансировать портфель очень дорого.
Риски есть, конечно. Инвестиций без риска вообще не бывает. Спасает диверсификация. Несколько разных ETF от разных компаний. Лучше всего западных. В Америке, например, средства инвестора у брокера страхуются на $250 тысяч.
Раз страхуются, значит возможна полная потеря?
А в каком случае, что может случиться, чтобы клиенты потеряли свои инвестиции?
вроде на 500к страховка
"Купи и держи", на мой взгляд, это всё же не про большие компании, а про сам способ инвестирования. Можно купить и держать ETF на индекс, акции UBER и т.д. Вы в статье сравниваете доходность конкретных активов (голубые фишки/индекс) и причём здесь конкретная стратегия (купи и держи) я не понял (индексный фонд инвестор также купил бы и держал 10 лет). Для чистоты эксперимента стоит, наверное, добавить комиссии индексных фондов, по другому гипотетический инвестор с 25000 долл в индекс не смог бы проинвестировать. И ещё надо учитывать перебалансировку портфеля. В 2009 году крупнейшие компании были одни, а в 2011, к примеру, другие и дивиденды от компаний, купленных в 2009 могут пойти на реинвестирование в крупнейшие компании по состоянию на 2011 год.
1 В стратегии бай энд холл не обязательно покупать стагнирующее говно из голубых фишек. Можно было взять техи-голубые фишки. Гугл, Фейсбук и тп. И ты был бы в небесах.
2 стратегия не подразумевает, что ты должен сидеть 10+ лет в одних акциях. Перераспределение портфеля возможно.
3 покупка индекса это тоже бай энд холд.
Надо было сравнить периоды 1995-2005 и 2005-2015, для более полной картины. Вы выбрали период сумасшедшего роста, который, на данный момент, потерял все рыночные ориентиры и продолжает расти засчет крупных финансовых вливаний из федерального резерва и центральных банков. Такой пример легко введет потенциальных/начинающих инвесторов в заблуждение
Пример автора вообще не корректен!Кто в 2009 году знал,что страны выходят из кризиса?Сейчас это понятно.а как быть в 2009 году? Может к 2010 году рынки бы ещё больше обвалились!
200% за 10 лет - как-то не очень впечатляет. Я на депозите больше заработаю и буду спать спокойно
На долларовом депозите?))
Ну-ну, при условии что долларовый депозит это 5,5 % в год.
Комментарий недоступен
200% за 10 лет на депозите? Вы из Беларуси?
При 4% годовых за 10 лет вы заработаете 48% (без учёта инфляции).
https://wpcalc.com/slozhnyj-procent/
:))) Миллениалы открыли индекс :))) что ж, ты мил человек, не рассказал о споре Баффета на эту тему? или ты до этого еще не дочитал :)))) Дурилка картонная
Согласен. Вложение в Dow дало бы 300+% за тот же период.
Тут надо определиться что такое "длинный". Критерии могут быть разные.
IMHO, 11 лет это классический "среднесрок", даже короче 1 поколения. Для примера, постройка ТрансСиба это "длинные" инвестиции, строили в начале 20 века, он окупился только к годам 1970м уже в другом государстве. Или Панамский канал. Вот это длинные деньги.
Надо было привести для сравнения график TOP-10 SP500 и посмотреть доходность с учетом ребалансировки в соответствии с индексом. Думаю доходность была бы ближе к доходности SP500.
Вывод пост-нефиг связываться с китаем и нефтянкой
Росли 10 назад, а покупать сейчас.
Ну ок....
А теперь сравним акции топ10 it компаний по капитализации из 2009. Ну либо чуть схитрим, и попробуем спрогнозировать рост одних и уход других. Нет на руках инфы в цифрах, но я про то, что возможно Нокию можно не брать, а эпл взять стоило бы, будь он даже за пределами десятки, хотя наверное в 2009 уже было правильное распределение.
Ну и... кого бы вы взяли сейчас? На 10 лет. Чую it и электромобили
Прогноз "в прошлом" делать всегда легко и приятно.
Мои показатели за 2018 - процентов на 30 хуже индекса РТС.
айфономания уже тогда была, так что я бы посчитал что акции переоценены :D с другой стороны, была надежда что нокия триумфально вернётся. или скажем амд была в жопе, я в нёе никогдла не верил, но когда она хоть как-то начала работать - акции взлетели на порядок
в принципе, накупить неудачников может быть хорошей стратегией - хоть кто-то из них да выстрелит и покроет все расходы. аналогично вложениям в стартапы, кстати!
IT сейчас конкретно перегрет. Из электромобилей на NYSE кроме Теслы (которая та ещё лотерея) и не припомню никого, все крупные производители по этой теме сейчас в Китае.
Как ни печально, но эта статья не доказывает вообще ничего.
В любой отдельный отрезок времени будут браться разные компании и у них разная судьба. Она зависит от огромного количества факторов: начиная от ситуации на рынке / политической ситуации и заканчивая тем, что СЕО упал и разбил себе голову - в итоге компания пошла под откос.
Нельзя делать вывод по такой выборке, как и судить исторические данные. В любом случае это как игра на рулетке - из последнего например Мечел.
Что предлагаете?
А что скажете про ETF? Аналог инвестирования в индекс?
На сколько надежно, в каком случае можно потерять инвестиции?
Речь не про просадку, а про полную потерю, то есть полную потерю прав.
Революция, банкротство банка, дефолт страны, санкции - какие варианты?
Метеорит еще забыли, очевидный риск.
С Вашим отношением к инвестициям нет никакого смысла делать это на фондовых рынках). Потеряете и нервы и деньги.
Отличный твист получился с S&P500))
Набрать в портфель АДРок такое себе...
В среде лохов, а не инвесторов
Рекомендую заглянуть на канал Ben Felix. Там отвечают на подобные вопросы в формате мета-исследования. Дивидендный портфель против “обычного”, large cap vs small cap, и т.д. Если коротко: выбирать отдельные акции - гемблинг, скорее всего результат будет хуже чем прикупать ETF. Кроме как в США, все крупные индексы последние лет 10-20 в жопе. Только как это интерпретировать и надо ли закупаться на хаях - большой вопрос.
И https://etfdb.com/history-of-the-s-and-p-500/#2000 - любопытно видеть топ 10 компаний по капитализации в разные годы.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Портфель не диверсифицирован, плюс сектор нефти снижается последние несколько лет благодаря смещению в сторону добычи альтернативных источников. Из амерканских компаний я увидел только microsoft, walmart, j&j, которые росли, остальные китайские.
Я могу ошибаться, т.к инвестор всего месяц, но считаю исследование не совсем корректным.
Можете подробнее раскрыть тему про "инвестирование в индекс"? Ведь "индекс" нельзя купить, можно либо купить голубые фишки в определенных пропорциях, составляющих этот индекс, либо какой-то ETF-фонд, который держит в своем портфеле эти бумаги. В результате это все равно будет просто покупка голубых фишек.
Есть фьючерсы на индекс, есть ETF индексные.
Индексный ETF - самый простой и доступный вариант
В индексе около 50 бумаг, по лоту если покупать, то будет несколько миллионов. По-моему, около 7, но могу ошибаться. Считал давно. Пропорции бумаг в индексе можно взять на сайте мосбиржи. Из плюсов, все дивиденды из индекса вам. А если покупать ЕТФ, то деньги реинвестируются + платите процент управляющей компании.
А где автор находил данные по прибыли? Заранее спасибо !
Ycharts.com
В s&p500 состав компаний регулярно меняется. Оттого и доходность выше. Покупка самых крупных компаний часто покупка на хайях. Развитые рынки растут очень медленно, а то и сокращаются.
Привет автор. Интересная статья, и дает немного "трезвости".
Есть такая книга от УК Арсагера "Заметки в инвестировании". На данный момент читаю её. Можете дать оценку ей, если, конечно, читали.
В общем основная суть там состоит в том, что если и инвестировать, то в долгую, все остальное не работает. Считаете ли вы так же?
Книгу не читал, но с идеей согласен. Если вы не профессиональный трейдер и у вас нет времени целыми днями следить за котировками и новостями с рынка - лучше даже не пытаться спекулировать на коротких временных промежутках
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Прежде чем спамить невпопад - стоит хотя бы посмотреть на канал автора. У меня только Московская биржа.