Матрица балансировки проектов из Оксфорда
Привет! Меня зовут Иван Крутько, был топ-менеджером корпорации +100 млрд рублей - стал предпринимателем. Наверняка вам знакомо чувство, когда какую-то систему внедряешь годами (такой формат Present Continues), а внутренний и внешний клиент не получают удобства и мигрируют? С другой стороны, как не заниматься при этом только “quick win” (проекты автоматизации и оптимизации)? Ведь конкуренты не дремлют и завтра придет новый игрок, который через новые технологии создаст лучший процесс или предложение вашему клиенту.
Я использую матрицу балансировки проектов, которую изучил в SAID Business School (Oxford). По вертикали - ресурсы, по горизонтали - бизнес-эффект. Получается 4 зоны.
1. Левый верхний — это там, где много ресурсов, но эффект напрямую выделить нельзя: проекты регулятора, проекты непрерывности, а так же то, что собственник где-то увидел и захотел такое же у себя.
2. Левый нижний — это проект сокращения затрат. Роботизация, автоматизация. "Быстрые победы" до 6 месяцев - требуют не много ресурсов, но дают быстрый эффект.
3. Нижний правый — это расширение своей бизнес-модели. Ввод новых продуктов и сервисов. Территориальная экспансия, развитие продаж.
4. Правый верхний — это тестирование новых бизнес-моделей. Продавал товары — сделал платформу и стал зарабатывать на транзакциях, сервисных сборах.
Вывел три базовых правила при использовании этой матрицы
1. У вас должны быть проекты во всех квадратах. В 1 квадрате их должно быть минимум — всегда ищите прямую выгоду от инвестиций.
2. Быстрые выгоды. Левый нижний квадрат — фокусируетесь на нем, если нужен быстрый результат или вы только зашли в компанию. Кроме того, если создадите какой-то процесс эффективно у себя внутри, потом сможете это выводить как услугу для рынка, такое сейчас очень часто встречаю в проектах.
3. Оставляйте минимум 10% ресурсов на поиск новой бизнес-модели и тестирование гипотез. В цифровой экономике стираются границы между отраслями. Если ты технологичен, можешь «дизраптнуть» (от анг. disrupt - «нарушить») любую рыночную конкуренцию. Маркетплейсы — яркий тому пример!
Нужен ли кейс, как пример реализации этой матрицы в реальных условиях? Пишите в комментариях, какой у вас бизнес - и разберем на практике, как можно применить матрицу.
Больше инструментов для турбированного роста бизнеса в моем Telegram-канале: «Сделано Круто!».