{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Пройди 5 актуальных схем телефонного мошенничества

Предисловие

Пульс противостояния мошенничеству учащается с каждым годом. Благодаря усилиям финтеха, сотовых операторов и просто неравнодушных людей, у нас есть определители скамерских номеров, голосовые роботы, которые троллят мошенников, а также миллионы статей о свежих схемах.

По данным ЦБ, за 2023 год мошенники похитили у людей 15.8 млрд рублей, а жертвам удалось вернуть всего лишь 1.4 млрд. Попробуйте представить себе сумму, если бы мы до сих пор не знали, что три цифры на обороте карты надо беречь как кощееву иглу. К сожалению, растущий тренд подсказывает, мы увидим ещё более астрономическое число.

Когда мы видим статьи про эти схемы, всё кажется очевидным. Мы думаем, что нас это не коснётся, потому что

Но легко найти выход из лабиринта, когда ты над ним, а не в нём.

Антискам Коуч

Мы не всегда можем игнорировать входящие звонки. Наши головы могут быть слишком заняты для критических мыслей. Наше душевное и финансовое состояние может сделать нас тревожными и открытыми для мошеннических манипуляций. Иными словами, никто не застрахован.

Мы запустили разговорного робота Веру, которая в формате ролевой игры показывает схемы телефонного скама. Она ещё учится, но поговорить с ней можно уже сейчас. Это что-то вроде нейро-прививки и возможность пережить безопасный опыт развода, чтобы как только вы услышали знакомый сценарий — разоблачили аферистов. Ссылка лежит в конце статьи.

В отличие от мошенников, робот не спрашивает персональные данные и даже код из СМС (чтобы избежать неудачных совпадений), вместо них она задаёт глупые вопросы. Правильный ответ будет означать, что вы передали преступникам важную информацию и подвергли себя опасности.

Пока что Вера знает 5 сценариев:

1 — Звонок от сотовых операторов

Здесь Вера говорит, что ваш договор с сотовым оператором заканчивается и предлагает его быстренько продлить, а если этого не сделать, то ваш номер передадут другому человеку. Чтобы не потерять ваш номер, вам нужно ответить на глупый вопрос.

Цель настоящих мошенников узнать у жертвы код из СМС, чтобы войти в Госуслуги или куда-нибудь ещё.

2 — Предложение от лжеброкеров

Менеджер из компании Брокер Фэйс предлагает заработать миллион при вложениях в 10.000 рублей. Такой дичайший доход она объясняет секретной стратегией, которую разработали волшебные эксперты, но детали можно узнать только в специальном приложении.

В реальности мошенники обрабатывают жертву по телефону, а потом переходят в мессенджер, где высылают вредоносную программу. Там человек видит нарисованные графики, которые должны давить на FOMO. А если жертва положит 10.000 рублей, она увидит как денежки летят к заветному миллиону. Вывести деньги, разумеется, не получится.

3 — Разговор со знакомой

Вера попала в аварию, но не хочет обращаться в ГАИ, потому что боится, что её лишат водительских прав. Ей предлагают полюбовно разойтись за 5.000 рублей, но так как ЗП ещё не пришла, просит вас о помощи.

Эта схема очень жуткая. Преступники могут бесследно взламывать аккаунты, собирать голосовые сообщения и на их основе синтезировать речь. Далее они обзванивают контакты жертвы. Просто вдумайтесь, на том конце провода мы можем услышать реально знакомый голос, а мошенники могут быть в курсе ваших взаимоотношений.

4 — Звонок из банка

Заботливая менеджер из Банка России фиксирует подозрительные попытки снять с вашей карты 87.000 рублей. Вера заканчивает игру, если вы примите её заботу и ответите на уже коронный вопрос.

Настоящие аферисты заставляют перевести деньги на безопасный счёт или просят установить вирусное приложение. Эта легенда не полная и, вероятно, имеет несколько концовок.

5 — Звонок из гос. ведомства

Вера показала предыдущие схемы и предотвратила будущие преступления, поэтому она стала майором ФСБ. Она говорит, что кто-то оформил на вас кучу кредитов на общую сумму 600.000 рублей. Но есть надёжное решение — взять кредит на 700.000 рублей, чтобы предыдущие заявки стали «ничтожными». Вера особо не торопится, не задаёт глупых вопросов, спокойненько нагоняет жути и просит оформить кредит. Для удобства, робот советует сервисы для подачи заявок в несколько банков сразу.

В этом длинном сценарии настоящие преступники могут быть очень убедительными. Они обращаются по имени и отчеству, могут назвать номер вашего авто, паспортные данные и многое другое. Основную чёрную работу они производят в чате мессенджера, куда кидают сфабрикованные доказательства, фотографию ксивы и прочее. После того как жертве дадут самый настоящий кредит, мошенники говорят, что деньги под угрозой и их надо срочно перевести на спец. счёт. Знакомый ход, верно? Если жертва поверила, что с ней разговаривает офицер ФСБ, она остаётся с серьёзным долгом перед банком.

Пара слов о роботе

  • Вера в бета-версии. Она не такая настойчивая, как настоящие мошенники и может многого не понимать.
  • Записывает ответы для обучения, поэтому чем больше в её копилке разговоров, тем она умнее.
  • Работает пока только по телефону и за один сеанс может показать всего один сценарий, который определяет рандом.
  • Оплата за звонок по тарифам вашего оператора. Обратите внимание, это может быть междугородний звонок.
  • Телефон робота вы найдёте на сайте АНТИСКАМ КОУЧ

Слова благодарности

От лица команды Tomoru выражаем благодарность всем, кто просвещает и создаёт инструменты для препятствия мошенникам и тем, кто распространяет любую анти-скам информацию. Отдельное уважение темпераментным и уверенным в себе людям, которые воздерживаются от осуждения жертв мошенничества и сохраняют благоприятную среду для обмена опытом.

Ниже хотим отметить материалы и инструменты, которые вдохновляли и помогали нам в создании проекта:

Спасибо за внимание! Будем рады отзывам, предложениям, критике и ссылкам на материалы по этой теме. И раз уж вы здесь, поучаствуйте, пожалуйста, в опросе.

Были ли вы обмануты телефонными мошенниками?
Да, несколько раз
Да, один раз
Нет, но был на волоске
Нет
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
0
7 комментариев
Написать комментарий...
Grin

Очень надеюсь, что звонки роботами запретят на законодательном уровне и введут оборотные штрафы за этот сраный телефонный спам.

Ответить
Развернуть ветку
Tomoru Media
Автор

Есть много инструментов для создания экологичной информационной атмосферы, в том числе и для регулирования входящих звонков. Пользуйтесь, пожалуйста.

Что касается спама, в эту субботу президент подписал указ о повышении штрафов за спам звонки. Вступает в силу с 17 апреля. Мы надеемся, эта мера повлияет на гигиеничное использование разговорных роботов.

С понимаем относимся к вашему комментарию, у спам-ботов, действительно, плохая репутация. И это справедливо.

Мы ориентированы на людей и создаём разговорных роботов, у которых как минимум 9 различных применений. В сухом остатке, он быстро и эффективно приводит человека к человеку и для нас важно убрать из этого пути любой негативный фактор.

Желаем вам хорошего дня, оставайтесь в безопасности.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Архипов

Согласен, что топорные автозвонилки используют для просто скама. Однако не все звонки роботами — спам, например: быстрые решения вопросов клиентов, информирования и напоминания о важных событиях (приём к врачу или какой-то урок). Да в целом даже продажи актуальных для понятной аудитории продуктов через телефон — тоже кайф.

Я, например, кайфую решать вопросы быстро в чате. А мой кореш предпочитает по телефону быстрее созвониться и решить свой вопрос. И там и там зачастую — робот.

Так зачем законодательно лишать моего кореша удобной возможности решения своих вопросов?

Просто откровенно слабые решения бизнесу не стоит использовать, которые бесят людей.

Ответить
Развернуть ветку
Grin

Когда я звоню и на том конце робот это ок, когда робот звонит и продает мне это не ок.
Для напоминаний существует целая туча мессенджеров и прочих вариантов.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Архипов

Не всем идеально подходят туча мессенджеров и прочих вариантов)
Моя бабушка, например, не пользуется ни мессенджерами ни прочими вариантами. А ждёт звонка от клиники, в которой сейчас проходит лечение.

Звонит ей — робот, чтобы напомнить о приёме.

Ответить
Развернуть ветку
Grin

Естественно, что ваша бабушка обожает, когда ей звонят голосовые роботы, как и все остальные родственники сотрудников tomoru 😂

Ответить
Развернуть ветку
Tomoru Media
Автор

Довольно грубое обобщение у вас получилось.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда