На США надвигается кризис в сфере образования
Студенты откладывают поступление на следующий год, родители не хотят отпускать детей в школы, сумма непогашенных студенческих кредитов превышает объёмы автокредитования, растёт долговая нагрузка — и всё это открывает огромный потенциал для EdTech-компаний.
Думаю, что не все осознают роль сферы образования в экономике США, и поэтому я хочу начать своё повествование с описания конъюнктуры рынка до начала пандемии. В 2019 году размер рынка всех образовательных услуг в США составил $1,62 трлн, и почти во столько же оценивается объём задолженности по студенческим ссудам — $1,54 трлн.
Для сравнения: все долги россиян перед банками и МФО на днях пробили новый рекорд и составили всего 20 трлн рублей. Понимаю, это совсем разные экономики, однако и в самих США образовательные кредиты — это самая массивная категория долгов после ипотеки, которая даже превышает сумму непогашенных автокредитов.
Теперь вы понимаете, какие объёмы капитала сосредоточены в американском высшем образовании? А капитал этот и без рыночных потрясений был весьма проблемный. За последние 15 лет средняя стоимость обучения росла значительно быстрее индекса потребительских цен и выросла на 50%, но количество долгов за тот же период увеличилось в 5 с лишним раз.
Важно также упомянуть, что $300 млрд в этих «студенческих кредитах» висят на людях старше 50 лет. Это связано с тем, что рост стоимости обучения в колледжах начал обгонять инфляцию ещё в 1970-х. Если за точку отсчёта брать то время, стоимость обучения взлетела на 2000%, когда общий CPI поднялся лишь на 500%.
Количество заёмщиков по последним данным превышает 44 млн человек, средний размер задолженности равен $32 731, ежемесячный платёж — $393. Срок погашения таких кредитов варьируется от 10 до 30 лет. Многие используют их не по назначению. Объём просроченных платежей увеличивается в арифметической прогрессии. По $160 млрд выплаты не совершались 90 и более дней.
Усиливается долговая нагрузка. Люди вынужденно прекращают откладывать пенсионные накопления, отказываются от покупки жилья и даже медицинской помощи ради погашения студенческих ссуд. При всём при этом 6 из 10 американцев считают, что преимущества колледжа не оправдывают затраты.
Я не пытаюсь предстать перед вами новым Майклом Бьюрри и не пророчу глобальные потрясения, сродни тем, что последовали за банкротством Lehman Brothers. Огромный студенческий долг не сильно влияет на банковскую систему страны, поскольку большинство студенческих займов финансируются правительством.
То есть невозврат кредитов в первую очередь свидетельствует о повышении федерального дефицита. Однако сам Джером Пауэлл, глава ФРС, говорит, что увеличение студенческих долгов косвенно влияет на экономику и имеет долгосрочный негативный эффект. Обратите внимание, что до сего момента я описывал ситуацию на рынке до начала пандемии.
Коронавирус же усугубил все существующие проблемы. Достаточно упомянуть лишь то, что сегодня количество трудящихся в США достигло минимума за всю историю существования этого показателя, а концу сентября десятки миллионов американцев будут подвергнуты риску выселения. Глобальным последствиям карантинных мер я посвятил отдельную статью.
Эффект пандемии не заставил себя долго ждать и в сфере образования. Недавно Гарвард сообщил, что 20% первокурсников решили отложить обучение, а, согласно опросам, в других университетах данное значение может доходить до 40%. Вероятной причиной тому является не только страх перед коронавирусом или недоверие к новому дистанционному формату обучения, но и соответствующие финансовое бремя.
Кстати говоря, формат удалёнки в системе обучения сам по себе может оказать пагубное влияние на некоторые муниципальные образования. Например на Принстон, где университет практически считается градообразующим предприятием, поскольку студенты составляют более 25% населения этого города.
Вы только вдумайтесь в круговерть всех событий. Даже десятипроцентное сокращение количества учащихся означает десятипроцентную просадку по рынку, которая отразится на миллионах людей. Ведь такое падение затронет множество индустрий от финансовых организаций и издательств, до производителей бумаги и графита.
Думаете, я слишком пессимистичен? Тогда настало время поговорить про школы. Примерно 60 млн американских детей скоро должны отправиться на учёбу, но более 60% родителей этих детей не хотят их туда отпускать, опасаясь за здоровье своих чад. Всё это непосредственно повлияет на 3,5 млн сотрудников сферы образования.
Хуже только то, что коронавирусная истерия охватила не только родителей учеников, но и учителей. На фоне слухов про вторую волну, многие из них увольняются. Эти новости поступают из Техаса, Колорадо, Канзаса и других штатов. О дилемме преподавателей пишут в The New York Times, CNN, The Atlantic, везде.
Кризис на полуторатриллионном рынке образования США неминуем, и удар по этому сектору не рябью, а волной отразится на всей экономике. Но любой кризис — это ещё и новые возможности. Выражаясь метафизично, сокращение числа обучающихся и в тоже время недостаток преподавателей создаёт дефицит знаний в американском пространстве, который смогут восполнить EdTech-компании.
Важно понимать, что тот самый дефицит касается не только США, ибо значительно сократится количество иностранных студентов, коих ежегодно по миллиону приезжало в «самую свободную». Вообще, оптимисты любят рассуждать о том, что коронавирус позволил ускориться многим технологическим процессам. Думаю, что это действительно так, но не забывайте какой ценой это обходится человечеству.
Большое спасибо всем за внимание. Если вам интересны подобные рассуждения, не вписывающиеся в формат полноценной статьи, то подписывайтесь на мой канал Groks.
"Примерно 60 млн американских детей скоро должны отправиться на учёбу, но более 60% родителей этих детей не хотят их туда отпускать, опасаясь за здоровье своих чад."
Я бы сказал, что все наоборот. Вернее так: родители хотят отправить детей в школу, но политика такая, что всех максимально оставить дома или предлагают какую-то дичь в виде "3 дня в школе, 2 дня дома". И каким образом 3 дня "спасут" от "вируса"? Оффлайн предполагаются одни учителя, онлайн - другие - разные подходы у учителей. Т.е. то, что планируется в школах - реально дичь. Это я говорю о NY. Многие знакомые семьи из NY, которые могут себе позволить, уезжают в другие штаты именно по этой причине. Мы думаем как организовать группу из 3-5 детей и сделать им домашнее образование и взять хорошего учителя, пока их еще не разобрали.
P.s. в школе сына большинство проголосовали против масок, регулярного измерения температуры, ограничения количества в классах и прочего демонизма. Но это противоречит политике департамента образования. А живем мы в преимущественно республиканском районе и городе.
Вся проблема с образованием сегодня, впрочем, как и со всей ситуацией здесь в целом - исключительно политически-предвыборная.
И да, кстати, есть ещё один очень интересный момент. Я вот всеми фибрами ощущал, что позиция «за lockdown» и «против lockdown» очень сильно коррелирует с либеральными и консервативным взглядами. Это подтвердилось. Кто-нибудь обратил внимание, что среди республиканцев около 40% родителей не хотят пускать детей в школы, а среди демократов их почти 80%?
https://www.economist.com/graphic-detail/2020/08/07/most-americans-do-not-want-to-send-their-children-back-to-school (эта ссылка в абзаце про школы была)
Странная точка зрения. Политика конечно играет роль как и во всем, но вирус никуда не делся. Люди так же болеют и умирают и школа - это вполне себе источник распространения.
Я думаю нельзя сказать, что всё наоборот. Всё такие The Economist публикует результаты опроса. Однако соглашусь, что в целом там много неразберихи.
США - 168 тысяч умерло, более 5 миллионов заболело.
Илюша Пестов из деревни Верхние Селюки: "Короновирусная истерия!"
заболело меньше 2 процентов населения за полгода
в Штатах умирает каждый месяц 200 тысяч (естественная убыль)
конечно истерия. Предвыборная.
Пройдёт время, придёт понимание и к тебе. Можешь, кстати, вбить в поиск Илюшу Пестова и почитать, что он про корону писал ещё весной на Хабре.
Барановирусная!
Илья, спасибо за статью, интересный коронокризисный эффект. Есть информация о том, как ведущие образовательные учреждения собираются корректировать свою стратегию в связи со всем этим?
Спасибо, информации пока нет. Новости про сокращение поступающих — это прямо свежак. По крайней мере Гарвард об этом заявил неделю назад. И я думаю, что сейчас то время, когда все чешут репу над тем, что делать и как быть.
Гарвард неплохо научился проводить лекции удаленно (там не просто трансляция) + активно прогревает через e-mail на вопрос покупки дистанционных курсов 😬
Боженьки. А с безработицей там правда там плохо?
Я видел цифры, что по некоторым штатам до половины трудоспособного населения подавало на заявки по безработице и до сих пор около 20 млн (из 150 работоспособных) сидит на пособии. (пособие получают не все, поэтому общая цифра, наверное, даже больше.
Но в то же время котировки акций не особо пока как-то падают, да и сми говорят, что будет быстрый отскок вверх, так как кризис только из-за ограничений.
Можете прокомментировать с места событий, что называется?
Спасибо за пост, кстати. Обожаю, когда приводится конкретика с цифрами.
Пособие по безработице было от $750 до $1200 в неделю, а если 2 человека в семье, то, соответственно, умножайте. У многих семей это больше, чем они зарабатывали работая. Огромное количество владельцев бизнесов придержали свои выплаты, подав на бенефиты. Работники договаривались с работодателями итд. Деп Труда в самом начале практически официально сказали - "получайте все, ничего вам за это не будет".
Я уже писал про то, как люди получают оплаты здесь и больше 60% - это "контрактники", т.е. "самозанятые". Поэтому крики "сколько американцев стали безработными" - ни о чем. Сегодня они "безработные", завтра вернулись в свою сферу услуг. Открытие бизнесов в NY, например, 100% подтвердило этот факт
Я в другой ветке ответил. А то что происходит с фондовым рынком — это безумие, на мой взгляд.
И какое нам дело до рынка образования в США?
Тут местный рынок пахнет. Напиши про местный рынок.
Комментарий недоступен
Так не читай, если не интересно.
Возьми и напиши. Про свой местный украинский рынок.
А нам про американский интересно.
Музыка ваше дерьмо! И образование!
Самое большое кол-во банкротств в Америке по каким долгам ?
Ни по каким. Для подачи на банкротство учитываются все долги. Нет точной выборки что послужило основным триггером, кроме потери источников дохода
Ну не чего щас белорусы смогут по политике получить убежище в Европе и США, а значит спасут экономику. А там через время и наша Очередь ( спасать. Грустно это
Это супер!!! Лучший коммент за неделю...
А вот и нет! Они не имеют образования необходимого, а соответственно их не допустят до работы. РЕБЯТА, так в этом и состоит основа деятельности рынка образования. ПОТРЕБНОСТЬ. А вот в России такой потребности (жестких требований по цензу) нет. И рынка образования нет, нет он есть, но образование никому не нужно (или совсем формально). В Германии, чтобы быть мойщиком окон, надо учиться 2 года. Да-да, я сам, когда с выходцем из Казахстана в поезде из Дрездена в Гамбург ехал, это узнал... а в России никто об образовании не спросят. Ничего не стоит в России образовании, скоро его не будео.
Хорошая статья но ждал больше аналитики и экспертизы по тому что есть и может случиться
тут немного побольше
Спасибо. По поводу того, что может случиться — это уже больше не про аналитику, а про интерпретацию результатов. Я не очень люблю такие прогнозы, а себе тем более не позволяю их давать. То, что будет кризис — для меня это факт. Но какой будут кризис — неизвестно. Может ФРС зальёт всё деньгами и разориться только какая-нибудь частная школа, а может всё произойти так, как в предсказаниях самых матёрых ватников. Это, например, два очень гиперболизированных исхода.
Zoom очень себе пример EdTech, возможно и Дуров бы уже вскочил на эту лошадку, но «интриги, скандалы, расследования».
Какой ещё вариант видим кроме видеоуроков?
И что zoom? А как насчет качества образования?! Я вообще дистанционное обучение не считаю за обучение - да, передача информации. Опыт был еще в 70-х годах провален в Австралии. И от меня в добавок... я против дистанционного обучения по бизнес-образованию как руководитель программы.. В ЧЕМ СОКРАЩЕНИИ СЕБЕСТОИМОСТИ, накладные не уменьшаются, а преподаватели требуют больше часов, т.к. они не успевают весь материал в дистансе за это время дать. И ИТОГО за пандемию: увеличение затрат на преподавателей на 50-70%, выход один - уменьшение часов и урезание программы, итог - снижение качества знаний слушателей, т. к. самостоятельно работать мало кто из работающих себя заставит.
Значит ли, что американские компании выдающие студенческие кредиты будут банкротиться?
наверное они свернут масштабы, но действующие-то кредиты будут все равно обслуживаться и приносить какой-то результат.
Действительно интересная статья!
Спасибо!
подскажите ленивому, кто из EdTech есть в @Тинькофф Инвестиции ?
Комментарий недоступен
Денис Демидов разве не рассказывал о том, как в США всё идеально, не то что в "рашке"?
даже если не идеально, у них достаточно денег, чтоб скупать мозги в других странах, если своих не хватает