Почему успех банка Тинькофф невозможно повторить в Европе
Последние 6 лет я живу и работаю Великобритании, по сфере деятельности тесно связан с банковским сектором, и очень часто у меня спрашивают, почему на местный рынок не выходит Тинькофф. Ведь с настолько удобным приложением должно быть очень легко завоевать существенную долю рынка. У большинства местных игроков приложения застряли где-то в начале десятых, и составить конкуренцию Тинькоффу они не смогут.
Но когда дело доходит до выхода на новые рынки, всё всегда упирается в потенциальную прибыльность. Сегодня Группа Тинькофф отчиталась о рекордной прибыли в 44,2 млрд рублей за 2020 год. В соседней статье от редакции можно ознакомиться с основными финансовыми и нефинансовыми показателях, на которых обычно заостряют внимание инвесторы. Тут же мы рассмотрим некоторые более специфичные данные, доступные в годовой отчётности группы, и обсудим, почему таких результатов будет невозможно добиться в Великобритании, где сам Олег Тиньков живёт последние месяцы.
Основную статью доходов любого розничного банка составляют процентные доходы. У Тинькоффа процентные доходы выросли с 111 млрд рублей в 2019 году до 128 млрд рублей в 2020. 70% от этих доходов относятся к кредитным картам. И если посмотреть на средний остаток по кредитным картам в 2020 году, то эффективная процентная ставка (Effective Interest Rate или EIR) составляет 35%. Это феноменальная доходность, объяснить которую невозможно используя только данные, доступные в публичной отчётности. Так как в EIR включается не только сами проценты за пользование кредитными деньгами вне грейсс-периода, но и "сопутствующие" платежи, такие как плата за годовое обслуживание или штрафы за просрочку ежемесячных платежей, без более детальных данных нельзя точно сказать, как именно банк добился такой доходности.
И это первая причина, почему подобное нельзя повторить в Великобритании. По местным правилам все банки обязаны указывать Годовую Процентную Ставку (Annual Percentage Rate или APR) когда рекламируют свои карты. Поэтому потенциальному заёмщику сразу видно, какая общая цена будет, если сразу выбрать кредитный лимит и платить только минимальные платежи. Стоит заметить, что EIR как правило намного меньше APR, потому что очень многие либо полностью гасят задолженность до окончания грейс-периода, либо пытаются выплачивать больше минимальных платежей в следующих периодах. Например у Lloyds Bank, одного из крупнейших английских банков, EIR по кредитным картам находится где-то в районе 4% при среднем APR 20%. Поэтому чтобы добиться EIR в 35%, APR по моим прикидкам должен быть явно больше 50%.
Помимо процентных доходов любой банк зарабатывает на комиссиях. И здесь у Тинькоффа тоже очень хорошие показатели. Комиссионные доходы в 2020 году выросли на треть по сравнению с предыдущим годом, с 35,9 млрд рублей в 2019 до 47,6 млрд в 2020.
Чуть больше 10% от заработанных комиссий относится брокерскому обслуживанию. Если вы удивлялись, почему Тинькофф так активно зазывал в течение года начать инвестировать вместе с Тинькофф Инвестиции, то разгадка проста — это направление принесло 5 млрд рублей доходов, и думаю, этот показатель будет только расти в будущем.
Немного меньше доходов принесла продажа "кредитной защиты", эта статья доходов составила 4,7 млрд рублей в 2020 году. Когда-то банки Великобритании тоже активно продавали подобную защиту. Но потом местный регулятор указал на тот факт, что такая защита практически никогда не работает и потребовал от банков вернуть все подобные комиссии обратно клиентам. В течение следующего десятилетия банки выплатили клиентам компенсаций более 50 млрд фунтов (5 триллионов рублей по сегодняшнему курсу). К сожалению, мне не удалось найти данные о том, как много Тинькофф выплатил по таким страховкам и были ли выплаты в принципе. Но в любом случае, при потенциальном выходе на рынок Великобритании об этой статье доходов можно сразу забыть.
Другая интересная статья доходов — это комиссии за СМС оповещения. За год Тинькофф заработал почти 4 млрд рублей подобной комиссии. Я не слышал о европейских банках, которые бы брали деньги за подобный оповещения. Таких точно нет в Великобритании. Справедливости ради, не все банки предоставляют такую услугу в принципе, но те, что предоставляют, делают это всегда бесплатно.
Ещё 3,1 млрд рублей Тинькофф заработал на комиссиях за денежные переводы. К сожалению, у нас нет данных по разбивке этих доходов между внутренними и международными переводами. Но если предположить, что большинство относится к внутренним переводам, то это ещё один случай, когда в Великобритании на таком заработать не получится. Все переводы в фунтах внутри страны бесплатны независимо от суммы перевода.
Помимо банковских услуг, Тинькофф оказывает и услуги по страхованию. В прошлом году Тинькофф получил чистую прибыль по данному направлению в размере 10 млрд рублей. При полученных 18,5 млрд рублей страховых премий, Тинькоффу пришлось выплатить компенсаций только на 3,8 млрд рублей. Маржинальность выше 50% ни одному европейскому страховщику и не снилась, и я не представляю, как бы Тинькофф мог добиться такого в Великобритании.
Помимо пунктов, перечисленных выше, есть и ряд других причин, где регулирование в Великобритании обошлось бы для Тинькоффа очень дорого. Например, обязательства банков перед клиентами в соответствии с Section 75. Или возмещение убытков при краже денег третьими лицами. Но эти пункты более субъективны и оценить их эффект намного сложнее, так как Тинькофф не раскрывает, сколько жалоб поступает на мошеннические действия и сколько из них возмещаются банком.
Ну что, детальный разбор полёта, что ещё в очередной раз подтверждает что тинькофф банк и ему подрбные, это микрокредитная финансовая организация, работа которой возможно только под крышей ЦБ, и усатого друга Олега. Государство как институт защищающие интересы граждан отсутствует в принципе а находится на службе у Царя и ненасытных Бояр, ну и купцам типо Олега с чёрной картой, тфу черной меткой тоже переподает неплохо, пока делится с кем нужно. Ну а попуасы в отличии от европейцев видутся на удобство приложений... Что вообще вторично по отношению к безопасности денег и доходам / расходам
Удобство приложения - на самом деле достаточно существенный фактор, так как сильно экономит моё личное время, которое, как известно - деньги. Надеюсь, у европейских банков дело с этим наладится.
P. S. Я не защищаю кредитные продукты Тинькова, если что, и сам ими не пользуюсь
Комментарий недоступен
Сейчас может быть и не сильно, а 6-7 лет назад это просто земля и небо были. Да и до сих пор для получения карты в Сбере или открытии надо а определенный офис в определенное время придти, а с Тинькоффским курьером можно о многом договориться.
Комментарий недоступен
В отделение банка, а не домой. Плюс честно, когда доставляют карту Тинькофф, курьер ничего не навязывает. А вот при визите в Сбер, когда это все же необходимо, ты оттуда не уйдешь, пока они тебе не расскажут обо всех услугах, которые по их мнению мне должны быть интересны. И ссылаются на законы, что у стороннего страховщика, например, не примут в рег палату, МФЦ, что банк не одобрит и тд. И да, если я иду в Сбер, пусть 1-2 раза в год, то это всегда минимум на час, не считая дороги. У Тинькофф это 5 минут или затяжная переписка в приложении, куда ты заходишь, когда удобно.
"курьер ничего не навязывает"
Навязывает еще как. Например говорит что обязательно надо поставить Тинькофф инвестиции. И любезно "помогает" это сделать. Вероятно у курьеров есть план по апселу допов, но курьер подает это как необходимость
Неделю назад получил дебетовую карту. Курьер ни слова не сказала про то, что я еще что-то должен взять или установить. Отдала карту и сказала: Пользуйтесь с удовольствием. Всё. Весь процесс занял 5 минут.
Комментарий недоступен
Вы писали про курьера, я вам описал свой опыт.
Наши представители могут предложить дополнительные продукты, но не должны их навязывать и тем более выдавать за обязательное условие. Хотели бы проверить описанную ситуацию, напишите нам в лс ФИО, дату рождения и когда была встреча, пожалуйста.
Спасибо, но мы это уже с вашими коллегами решили в чате. Вы бы лучше ответили почему документы по страхованию я могу получить после оплаты страхования?
А еще почему после смены пин-кода на кредитной карте он все же запрашивается в POS терминалах время от времени. При этом карта не была прокатана в вашем банкомате после смены пин в приложении.
Но я знаю что ответа не будет, ведь ваши коллеги целых два месяца мне не могут дать ответ на такой простой вопрос "а где я могу прочитать пуш уведомление если по нажатию на него оно пропадает, а я попадаю на главный экран?".
Имитировать бурную деятельность не стоит, хотя бы потому что в вашем приложении единожды выставленный лимит нельзя сделать бесконечным. Есть только костыль - ставить ограничение на большую сумму.
Запрос пин-кода зависит в том числе от настроек терминала. Если он требует ввода пин, то ввести надо будет независимо от приоритета на карте. Расходный лимит можно поставить в формате 99 999 999 рублей и сделать его регулярным - каждый месяц потраченный лимит мы будем обнулять. Это не бесконечный? :)
то есть вы действительно считаете это хорошим UX?
Вы про какой лимит? Сделал лимит бесконечным, поставив 0. (Или стерев, точно не помню.)
Комментарий недоступен
Не навязывают? 2 раза получал дебетовую от Тинькова, и оба раза курьер слёзно умолял взять и кредитку, им за это дополнительные деньги идут.
Что, час это делал?