{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему успех банка Тинькофф невозможно повторить в Европе

Последние 6 лет я живу и работаю Великобритании, по сфере деятельности тесно связан с банковским сектором, и очень часто у меня спрашивают, почему на местный рынок не выходит Тинькофф. Ведь с настолько удобным приложением должно быть очень легко завоевать существенную долю рынка. У большинства местных игроков приложения застряли где-то в начале десятых, и составить конкуренцию Тинькоффу они не смогут.

Но когда дело доходит до выхода на новые рынки, всё всегда упирается в потенциальную прибыльность. Сегодня Группа Тинькофф отчиталась о рекордной прибыли в 44,2 млрд рублей за 2020 год. В соседней статье от редакции можно ознакомиться с основными финансовыми и нефинансовыми показателях, на которых обычно заостряют внимание инвесторы. Тут же мы рассмотрим некоторые более специфичные данные, доступные в годовой отчётности группы, и обсудим, почему таких результатов будет невозможно добиться в Великобритании, где сам Олег Тиньков живёт последние месяцы.

Основную статью доходов любого розничного банка составляют процентные доходы. У Тинькоффа процентные доходы выросли с 111 млрд рублей в 2019 году до 128 млрд рублей в 2020. 70% от этих доходов относятся к кредитным картам. И если посмотреть на средний остаток по кредитным картам в 2020 году, то эффективная процентная ставка (Effective Interest Rate или EIR) составляет 35%. Это феноменальная доходность, объяснить которую невозможно используя только данные, доступные в публичной отчётности. Так как в EIR включается не только сами проценты за пользование кредитными деньгами вне грейсс-периода, но и "сопутствующие" платежи, такие как плата за годовое обслуживание или штрафы за просрочку ежемесячных платежей, без более детальных данных нельзя точно сказать, как именно банк добился такой доходности.

И это первая причина, почему подобное нельзя повторить в Великобритании. По местным правилам все банки обязаны указывать Годовую Процентную Ставку (Annual Percentage Rate или APR) когда рекламируют свои карты. Поэтому потенциальному заёмщику сразу видно, какая общая цена будет, если сразу выбрать кредитный лимит и платить только минимальные платежи. Стоит заметить, что EIR как правило намного меньше APR, потому что очень многие либо полностью гасят задолженность до окончания грейс-периода, либо пытаются выплачивать больше минимальных платежей в следующих периодах. Например у Lloyds Bank, одного из крупнейших английских банков, EIR по кредитным картам находится где-то в районе 4% при среднем APR 20%. Поэтому чтобы добиться EIR в 35%, APR по моим прикидкам должен быть явно больше 50%.

Помимо процентных доходов любой банк зарабатывает на комиссиях. И здесь у Тинькоффа тоже очень хорошие показатели. Комиссионные доходы в 2020 году выросли на треть по сравнению с предыдущим годом, с 35,9 млрд рублей в 2019 до 47,6 млрд в 2020.

Чуть больше 10% от заработанных комиссий относится брокерскому обслуживанию. Если вы удивлялись, почему Тинькофф так активно зазывал в течение года начать инвестировать вместе с Тинькофф Инвестиции, то разгадка проста — это направление принесло 5 млрд рублей доходов, и думаю, этот показатель будет только расти в будущем.

Немного меньше доходов принесла продажа "кредитной защиты", эта статья доходов составила 4,7 млрд рублей в 2020 году. Когда-то банки Великобритании тоже активно продавали подобную защиту. Но потом местный регулятор указал на тот факт, что такая защита практически никогда не работает и потребовал от банков вернуть все подобные комиссии обратно клиентам. В течение следующего десятилетия банки выплатили клиентам компенсаций более 50 млрд фунтов (5 триллионов рублей по сегодняшнему курсу). К сожалению, мне не удалось найти данные о том, как много Тинькофф выплатил по таким страховкам и были ли выплаты в принципе. Но в любом случае, при потенциальном выходе на рынок Великобритании об этой статье доходов можно сразу забыть.

Другая интересная статья доходов — это комиссии за СМС оповещения. За год Тинькофф заработал почти 4 млрд рублей подобной комиссии. Я не слышал о европейских банках, которые бы брали деньги за подобный оповещения. Таких точно нет в Великобритании. Справедливости ради, не все банки предоставляют такую услугу в принципе, но те, что предоставляют, делают это всегда бесплатно.

Ещё 3,1 млрд рублей Тинькофф заработал на комиссиях за денежные переводы. К сожалению, у нас нет данных по разбивке этих доходов между внутренними и международными переводами. Но если предположить, что большинство относится к внутренним переводам, то это ещё один случай, когда в Великобритании на таком заработать не получится. Все переводы в фунтах внутри страны бесплатны независимо от суммы перевода.

Помимо банковских услуг, Тинькофф оказывает и услуги по страхованию. В прошлом году Тинькофф получил чистую прибыль по данному направлению в размере 10 млрд рублей. При полученных 18,5 млрд рублей страховых премий, Тинькоффу пришлось выплатить компенсаций только на 3,8 млрд рублей. Маржинальность выше 50% ни одному европейскому страховщику и не снилась, и я не представляю, как бы Тинькофф мог добиться такого в Великобритании.

Помимо пунктов, перечисленных выше, есть и ряд других причин, где регулирование в Великобритании обошлось бы для Тинькоффа очень дорого. Например, обязательства банков перед клиентами в соответствии с Section 75. Или возмещение убытков при краже денег третьими лицами. Но эти пункты более субъективны и оценить их эффект намного сложнее, так как Тинькофф не раскрывает, сколько жалоб поступает на мошеннические действия и сколько из них возмещаются банком.

0
569 комментариев
Написать комментарий...
Никита

Если коротко - не наебешь, не проживешь. В Европе с этим сложнее видимо. 

Ответить
Развернуть ветку
Vitaliy Sitnikov

А где наебалово, простите меня?
При заключении договора клиенту отдаётся на подпись сам договор, там черным по белому указана процентная ставка итд
Если человек осуществляет просрочку по обязательному платежу и попадает на штрафные платежи - сам дурак, тут английская королева не поможет, как и путин

Ответить
Развернуть ветку
Розарио Агро

Помнится, была история, когда клиент чуть подправил договор в приложении к кредитной карте и отослал его по почте в тинькофф, где со стороны банка договор был так же подписан и отправлен в архив. Когда же встал вопрос об истребовании определённых обязательств перед банком, достали договор и тинкофф на говно изошелся, хотя договор был подписан обеими сторонами как положено. Ну и где же ваши «чёрным по белому»? 😂

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Любимов

Справедливости ради, речь идет о мошенничестве. Договор с Тиньковым никто в банке не подделывает за спиной у клиента. Все тонкости повторяются много тысяч раз, можно зайти на ютуб и посмотреть, где и какие там хитрости.

Ответить
Развернуть ветку
Розарио Агро

В чем мошенничество? В том что вторая сторона не читает, что подписывает? Так вроде для клиентов это отговорка не работает 😂.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Любимов

Некоторые автопродавцы на ознакомление дают один договор, а на подпись подсовывают другой. Причем специально, например, пишут цифры в договоре текстом, чтобы человек не заметил, что подписывает договор с кабальными условиями. Вот это и называется мошенничество.
Если тебе дают договор на ознакомление и его же ты подписываешь не глядя, это твое право и твое дело. Еще раз, банк не делает особый договор для клиента. Все известно заранее и вообще прописано в офертах. Читай, смотри, советуйся. Никто никого не обманывает. А в данном случае банк явно обманули, подсунув как наперсточники другой договор.

Ответить
Развернуть ветку
Gre Li
 А в данном случае банк явно обманули, подсунув как наперсточники другой договор.

Где обманули-то? Всё было ровно в установленном законом порядке. Контрпредложение оферты, на которое банк согласился. Ситуация ничем не отличается от клиента, подписавшего договор, присланным банком.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Любимов

Если бы клиент явно отметил, что это контрпредложение оферты, не подделывая внешний вид оферты самого банка, я бы согласился. Но это не так.

Вы настолько ненавидите тинькова, что согласны  оправдывать любую гнусность?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Arsen

Уважаемый Сергей, вы ничего не написали по делу, аргументы против вы не указали. Это вас только унижает и причисляет к лающей своре, что не имеет аргументов и в обиде минусит правду.
И зачем вы более компетентного, чем вы сами, человека,  оскорбляете? Аргументов у вас нет, только минусы отметили, пошто такие гадости? Только потому что у его, кстати, правильного мнения много минусов? Или потому что он оказался умнее вас? Это не повод для вражды, вам выгоднее дружить с теми кто умнее Вас.

У вас был шанс показать себя с лучшей стороны, но вы выбрали поддержать неверное, но популярное мнение, ещё и попутно кого-то оскорбляя. Зачем? Вы минусов за правду испугались? А на голосовании против партии будет инсульт или полные штаны?
Для вас лайфхак: не пишите комментарий и не получите минусов, но это будет уже лучше, хотя бы не будете поддерживать заблуждающихся.

И это, Серёг, способ оценивать компетентность человека и ценность аргументов по минусам и плюсам не работает, но это после успешного окончания девятого класса можно узнать. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
566 комментариев
Раскрывать всегда