{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Золото или лопаты

Перед любым, кто занимается технологическим бизнесом, сейчас стоит стратегический выбор, который можно обозначить так: золото или лопаты. От него напрямую зависит будущее этого бизнеса.

Вдумчивый взгляд актера смотрит прямо в душу:)

Я — CEO финтех-компании RBK.money (платежный сервис) и фаундер IT-компании Osnova (платежный процессинг на открытом коде). Хочу рассказать о дилемме «золото/ лопаты» на примере финтеха, но приземлить можно на разные сферы.

В финтехе сейчас действуют две стратегии:

1. Ставка на «добычу золота». Наша задача – как можно тщательнее изучить проблему клиента и решить ее лучше, чем кто-либо другой. То есть тут копаем сами.

Пример: обменник криптовалюты, сервис по ведению личного бюджета или по учету и ведению своих инвестиций, сервис типа collective2, дающий возможность следить за сделками других трейдеров.

2. Ставка на «лопаты для золота». Наша задача – круто решать какие-то непрофильные для других компаний и сервисов вопросы, чтобы им было проще решать проблемы своих клиентов. Здесь помогаем копать другим.

Пример: сервис моментальных выплат для таксопарков или зарплатный сервис, который решает проблему «дожить до следующей зп».

А теперь вопрос: если согласиться с тем, что в будущем каждая крупная компания станет финтех-компанией, то какую из двух стратегий вы предпочтете?

Возьмем, например, традиционный банк.

Какую стратегию он должен выбрать прямо сейчас? Конкурировать с необанками? Лоббировать против них? Обеспечивать инфраструктуру для других, торгуя банковской лицензией?

Если копать золото

Подойти ближе к проблеме (ставка на «добычу золота») – несложно. Но как выиграть в этой стратегии?

Когда я смотрю, как банки улучшают свой UX, то вижу, что они просто копируют новаторские фичи функцию за функцией, а не пытаются разобраться, какую проблему и как хочет решить их клиент. И даже в таком, слегка корявом инновационном процессе темп их внедрения все равно отстает от необанков + на банки ложится стоимость управления их устаревшей инфраструктурой, филиалами и процессами. Чтобы победить в этом пространстве, они должны найти способ работать как необанк, но это требует более гибкого финансирования, других операционных моделей.

Если обеспечивать копальщиков

Ставка «на лопаты» может быть более выигрышной стратегией. С появлением экосистем, глобальных е-коммерс платформ, активного развития электронной коммерции, банки, которые помогают другим игрокам встраивать финансовые инструменты в свою инфраструктуру, летят вперед как ракеты.

Но я считаю, что пока это больше удача, чем закономерность. Встроенные финансы сейчас очень локальны, каждый банк выделяется каким-то конкретным продуктом. Есть у нас банк-партнер с каким-то глобальным инфраструктурным продуктом для всех? Не знаю такого или подскажите.

К чему все это ведет?

Если посмотреть на банк, финансовый сервис или приложение как на бизнес, то они не исключение из общего правила. Их делает прибыльными масштаб. А эффективное масштабирование опирается на хорошо описанные, повторяемые процессы. Классические банки сопротивляются изменениям, потому что они сопряжены с риском. Чтобы измениться, они должны найти новый способ оказывать финансовые услуги вместо массового производства продуктов-подражателей.

Какой я вижу выход?

  • в направлении «Добыча золота»: выделить продуктовое направление (решение проблем клиента) в отдельный бизнес. Обязательна подпитка от основного бизнеса, не вынуждать их тут же зарабатывать себе на жизнь. Дать свободу в выборе сторонних поставщиков финансовых технологий и прочих партнеров. И посмотреть, что будет)
  • в направлении «Лопаты для золота»: фокус на развитии API, партнерских отношений и тестирование разных стратегий выхода на рынок. А это совсем другой подход к найму персонала и к требуемым навыкам. Меньше менеджеров по продажам и больше разработчиков и комьюнити-менеджеров.

Представьте себе банк, который успевает выпускать по 10 интересных потребительских предложений, которые работают на его инфраструктуре в год; некоторые из них могут неплохо масштабироваться. Это было бы круто. Но для этого требуется стратегия по добыче.

Представьте себе банк-партнер, обслуживающий финтех-компании по всему миру, с круто проработанными API и широким набором продуктов. Это было бы что-то. Но для этого потребуется отличная стратегия по лопатам.

А еще нужен банк, который рискнет в себе эти две стратегии совместить. Сложно?

Рассказал про банк, но, по факту, это все применимо к любому финтех-продукту и, подозреваю, что ко многим другим инфраструктурным областям, той же логистике, например.

Пишу об этом регулярно в своем фейсбуке, реже появляюсь здесь.

0
18 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Денис Бурлаков
Автор

Это вы про какую стратегию - золото или лопаты? Или про обе сразу?)
Не спорю, много где именно так и происходит. Любой бизнес, даже самый крупный, пляшет от мышления своих владельцев, инвесторов и примеры идиотских решений, погони за сиюминутной прибылью, паранойи мы видим как в палатке с шаурмой, так и в федеральной сети. Ничего не поделаешь, человеческий фактор))

Но другие примеры тоже есть. Например, в области "лопат" мне нравится платформа APIBank, соединяющая банки и финтех-стартапы - для них это отличная база потестировать кооперацию через решение каких-то нишевых проблем. Вот у этих ребят широкая картинка, а не узкий набор KPI)

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Petrov

Денис, приветствую! А мне нравится ваша модель опенсорса, вдохновившись презентацией 3 года назад, подумываю, не открыть ли код наших прикладных решений - ДБО и CRM, но не понимаю с чего начать ))

Ответить
Развернуть ветку
Малика

Кстати✊🏼 Ещё один от меня подарок тебе - ПРАВДА.
Кирилл и Настя, нет нет встречались тайком от тебя. Он ее с клуба забирал в гостиницу или к себе, не суть. Сам факт спали, но от тебя это скрывали, что очень странно. Параллельно с тобой.
Лёша в курсе. Он пару раз их сам увозил. У Насти это работа, но брат то в курсе твоих к ней отношений. Это началось давно у них. Ты просто ДУРАК, КАКИХ СВЕТ НЕ ВИДЫВАЛ. Секреты есть у всех от тебя. Но твой водитель рекордсмен. 😂 Кириллу, бедолаге всегда хотелось понять, чем ты лучше него.. вот он по твоим стопам и шёл. Самоутверждался. За мной они тоже приезжали. Да благо мозги мои не на столько пропиты были.
По сути никто никому ничего не должен. Кроме тех, кто работает на тебя😉 Инфа 100% от первых уст. От самой Насти.

Тебя вечно кто-то пытается наебать 😂🤟🏼 задумайся. Лошара!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Денис Бурлаков
Автор

Вот, кстати, важный момент про пути отхода) Спасибо, ценный поинт.
Поэтому я для своей второй компании выбрал второй путь - лопаты. Делаем открытый платежный процессинг. Пока все идет хорошо и не вижу причин, чтобы было иначе, но даже в случае какого-то форс-мажора есть варианты, что делать с накопленным багажом разработки. В случае, если бы мы работали на конечного потребителя, можно было бы сразу фиксировать убытки.

Поэтому мне слегка удивительно, когда коллеги предпочитают первый путь, очевидно считая, что В2С - более массовый сегмент, а значит свою долю клиентов они так или иначе урвут)) И не думают, как к ним прорываться будут.

Ответить
Развернуть ветку
Александр

А я не соглашусь. Сейчас, с тенденцией на стартапы, все средства хороши, что ведет к росту клиентской базы. Даже если unit экономика не сходится, многие "бизнесы" надеются что в будущем, когда клиентов будет много, их экономика неожиданно начнет сходиться. И им даже инвесторы верят:) И деньги вкладывают. Правда, почему-то, только у единиц она начинает сходиться.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Бурлаков
Автор

просто сейчас на рынке денег и инвесторов сильно больше, чем толковых стартапов. Три года назад стартапы дрались за возможность привлечь внимание инвестора и получить раунд. А сейчас инвесторы дерутся за возможность вложить деньги в толковый проект.
Если посмотреть базу Techcrunch по последним раундам финансирования, глаза вылезут на лоб от удивления. На что только инвесторы деньги не кидают широким жестом в попутке заработать: от миллионов на проект по отправке цифровых открыток себе в будущее до миллионов на спортзалы для собак.
поэтому сейчас можно пилить любой проект без особой оглядки на юнит-экономику)))

Ответить
Развернуть ветку
Александр Орлов

Я считаю, что важнее все "оформить" по платформенной бизнес-модели.
https://www.applicoinc.com/blog/what-is-a-platform-business-model/

Во всех сферах эта модель побеждает линейную (конвейерную). Почти любой проект можно рассмотреть через призму ролей пользователей, ключевого взаимодействия и сетевого эффекта. На рынке еще очень много места для новых платформ. Хорошая старая книжка для понимания: "Революция платформ"

Ответить
Развернуть ветку
Денис Бурлаков
Автор

ну да, Ozon — вместо магазина, Uber — вместо таксопарка и Airbnb — вместо отеля.
Либо ты учишься тому, как стать эффективным участником нового рынка, либо, если хватает финансов, создаешь собственную экосистему. Понимание платформенной бизнес-модели — необходимое условие выживания любого бизнеса.

Ответить
Развернуть ветку
Максым Атыгаев

Bank-as-a-service похоже становится новым трендом.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Бурлаков
Автор

100%. Он много где уже стал и даже сопротивление традиционных банков не способно остановить волну)

Ответить
Развернуть ветку
Эдуард Мухаметшин

Стратегия настолько популярна, что сейчас мошенников с этими "лопатами" не перелопатить.
+
В нише лопаточников бум, конкуренцию выдержут не все.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Денис Бурлаков
Автор

почему, работает. НО он обычно применяется для анализа текущих продаж, довольно сильно опирается на принцип Парето и имеет свои ограничения. С помощью ABC-анализа трудно оценить перспективную нишу и продажи в ней.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Малика

Кстати✊🏼 Ещё один от меня подарок тебе - ПРАВДА.
Кирилл и Настя, нет нет встречались тайком от тебя. Он ее с клуба забирал в гостиницу или к себе, не суть. Сам факт спали, но от тебя это скрывали, что очень странно. Параллельно с тобой.
Лёша в курсе. Он пару раз их сам увозил. У Насти это работа, но брат то в курсе твоих к ней отношений. Это началось давно у них. Ты просто ДУРАК, КАКИХ СВЕТ НЕ ВИДЫВАЛ. Секреты есть у всех от тебя. Но твой водитель рекордсмен. 😂 Кириллу, бедолаге всегда хотелось понять, чем ты лучше него.. вот он по твоим стопам и шёл. Самоутверждался. За мной они тоже приезжали. Да благо мозги мои не на столько пропиты были.
По сути никто никому ничего не должен. Кроме тех, кто работает на тебя😉 Инфа 100% от первых уст. От самой Насти.

Тебя вечно кто-то пытается наебать 😂🤟🏼 задумайся. Лошара!

Ответить
Развернуть ветку
Аполлон Степанов

Если честно, всё очень сумбурно и субъективно. Не вижу подкрепления фактами, данными исследований. Да и вообще, я так и не понял сути предложений. Сейчас и так развиваются продуктовые направления возглавляемые владельцами продуктов.

На мой взгляд, вам следует нормально структурировать мысли и статью. Должна быть чётко понятна цель, инструменты с подтверждениями и понятные выводы.

Взять, например, ваши выводы про api.

"в направлении «Лопаты для золота»: фокус на развитии API, партнерских отношений и тестирование разных стратегий выхода на рынок. А это совсем другой подход к найму персонала и к требуемым навыкам. Меньше менеджеров по продажам и больше разработчиков и комьюнити-менеджеров."

Для начала вы просто в кучу всё свалили. Ну и потом, кому развивать, что развивать. АПИ чего?? Предоставлять данные клиентов, как это делают некоторые компании на рынке?? Так ведь есть разные подходы, и некоторые наоборот заботятся о безопасности клиентов даже в неструктурированных и обезличенных данных. И это важная часть позиционирования на рынке.

В общем, я хочу сказать, что как то написано бесцельно и не обоснованно. И на мой взгляд, в первую очередь сделано с целью пиара Фейсбука. Но если вы приарите, так напишите нормально хотя бы статью. Полезно и пр. Чтобы мы поняли какой вы крутой и грамотный человек, и побежали подписываться на вас.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
15 комментариев
Раскрывать всегда