{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Блокировка «Тинькофф банком» счетов по 115-ФЗ: следование букве закона или шантаж путём злоупотребления правом?

Как это происходит? В один не очень прекрасный день банк присылает вам лживое уведомление о блокировке «в целях безопасности». Ваш счёт заблокирован полностью, вы не можете воспользоваться своими деньгами (сюрприз), либо вы должны ехать в банк с бумажной платёжкой, потратив сначала деньги на оформление карточки подписей у нотариуса.

По звонку в банк вы узнаете, что у вас требуют документы «для проверки», мол, проверим и, возможно, разблокируем счёт. За что же вас так? Может быть, вы преступник? Или у вас «грязные деньги»? Нет. Банк вас и не проверял. Просто сперва заблокировал ваш счёт, а потом не спеша начинает вас «проверять». Этакая презумпция виновности.

Тем временем вы не можете воспользоваться своими деньгами — вы сидите без оборотки. Нечем и неоткуда платить поставщикам, зарплату, аренду, за связь. Не секрет, что у малого бизнеса зачастую есть только один счёт, содержать второй на старте бывает накладно, поэтому ситуация становится критической.

Конечно, вы начинаете нервничать и требуете от банка вернуть ваши деньги. И, о чудо, почти всегда банк согласен вернуть вам ваши деньги налом или переводом на счёт в другом банке за мзду в какие-то 10-20% от суммы на вашем счёте.

Ещё раз: те деньги, которые банк только что заблокировал как предположительно «грязные», он готов отдать вам за выкуп.

Например, в последние несколько дней по стране прокатился шквал блокировок счетов малого бизнеса «лучшим банком для малого бизнеса» Тинькофф Банк. Поводом для этой меры банк называет «недоплату налогов». Только среди моих знакомых уже десяток пострадавших от действий «Тинькофф банка» за последнюю неделю. Рискну предположить, что по всей стране это могут быть десятки тысяч.

Попробую разобрать всю эту историю по пунктам.

На основании чего вообще банки блокируют счета

Они используют «Методические рекомендации ЦБ РФ от 21 июля 2017 г. № 18-МР» и предшествующие материалы, направленные на помощь по выявлению подозрительных операций (то есть операций по финансированию терроризма или легализации доходов, нажитых преступным путём).

Там прописано множество критериев, но банки подходят к вопросу однобоко: видят только фразу о том что ЦБ РФ рекомендует обращать внимание на «налоговую нагрузку» в размере менее 0,9% от дебетового оборота по счёту, но предпочитают не замечать следующий абзац, в котором авторы указывают на недопустимость оценки только по этому критерию.

«Письмо счастья» от «Тинькофф банка» (фрагмент)

В первую очередь под удар попадает низкомаржинальный агентский бизнес, в частности, туристический, где по счетам проходят большие обороты, но с точки зрения Налогового кодекса (пп 1.1 ст. 346.15) доходами для целей налогообложения они не являются, так как принадлежат не агенту, а принципалу.

К обороту, с которого уплачивается налог по УСН, относится только агентское вознаграждение и дополнительная выгода. Сейчас такое вознаграждение значительно снизилось и в сумме не превышает 8% от стоимости туров в самом лучшем случае (и это без учёта эквайринга, если оплата была по карте, тогда останется всего 6,7% или даже меньше).

Если начинающий предприниматель (такой, как я) тратит стандартные 20% выручки на оплату труда (и 38% на налоги, сборы с зарплаты), вложил собственные средства в старт бизнеса и пока ещё не наработал прибыли, чтобы налог с неё превысил 1% с оборота, то легко увидеть что выполнение «нормы» в 0,9% невозможно чисто арифметически. (8*0,2*0,38 + 8*0,01 = 0,69%)

Как выглядела моя история

Моя компания попала под каток «Тинькофф банка» 24 августа. Нам заблокировали удалённые операции по счёту и потребовали список документов по последним операциям, налоговую отчётность, детальные пояснения сути хозяйственной деятельности. Все документы были отправлены в тот же день, претензий по их надлежащему предоставлению, либо дополнительных запросов от банка не поступало.

Утром 27 августа банк сообщил о том, что не считает целесообразным дальнейшее сотрудничество, просит закрыть счёт и вывести остаток с комиссией 15%. То есть банк решил устроить шантаж и заработать немного (на самом деле, много) денег, понимая, что многие согласятся заплатить выкуп под риском остановки бизнеса и огромных убытков.

Проблем тут несколько. Во-первых, пункт 5.9 «Условий обслуживания», на который ссылается банк, действительно, даёт банку право удержать такую комиссию в случае «непредоставления либо ненадлежащего предоставления Клиентом документов и информации, запрошенных Банком». Но мы предоставили все документы в срок, никаких дополнительных запросов не получали.

Во-вторых, сам 115-ФЗ, на который ссылается банк, и все методические рекомендации регулятора направлены на выявление и пресечение финансирования терроризма и отмывания (легализации) доходов, полученных преступным путём. Получается, что банк, якобы обнаружив такую операцию, просто так провести её отказывается, но за 15% «Тинькофф банк» готов и терроризм профинансировать, и доходы отмыть.

На самом деле это всё просто похоже на шантаж бизнеса с целью заработать деньги. Нормальные банки, например, «Модульбанк», также имеет подобные пункты в договоре, но задействуют их только при отказе предоставить запрошенные документы (что, в принципе, выглядит логичным). «Тинькофф банк» пользуется тем, что не обязан объяснять свои действия и занимается просто зарабатыванием денег на чужих проблемах.

Почему банк ставит бизнес в такое положение

Потому что могут. А вот вопрос: «Для чего они это делают?» звучит гораздо уместнее. И здесь самое время вспомнить про желаемый банками выкуп 10-20% за грязные деньги.

Что мешает ему сперва проверить вас? А то, что тогда у него не будет рычага давления на бизнес — замороженной оборотки.

Поэтому сто раз подумайте перед открытием счёта вашего малого бизнеса в «Тинькофф банке». «Пожалуй, лучший банк для малого бизнеса» является таковым только в платных материалах и рекламных роликах Вани Урганта. В реальной жизни банк вас подставит при первой же возможности.

Дополнение 21:42 от 29 августа 2018 года.

Опровержение недостоверной информации, распространяемой представителями банка Тинькофф:

Смотрим второй абзац

Как я писал выше, все документы, которые, по нашему мнению, были релевантны запросу, были предоставлены в пятницу до вечера. После этого никаких комментариев, запросов дополнений или уточнений не было. Вот подтверждающие скриншоты (в субботу, после того как на Фейсбуке представители банка ответили что дело в проценте налогов, мы запросили сумму которую, по мнению банка, недоплатили - тем более, мне в пятницу позвонили и написали знакомые с которых банк потребовал именно "доплатить налоги").

Вот переписка с представителем банка, из которой следует что никаких уточнений у нас не запрашивали, никаких замечаний по комплектности документов не предъявили, но при этом вынесли решение, то есть считают представленные документы полными, поскольку иное нам не сообщили. Теперь уже поздно сдавать назад - решение вынесено, значит, документы признали надлежаще предоставленными.

0
764 комментария
Написать комментарий...
Oleg Sazonov

Логично предположить, что автор чота недоговаривает. Банчкам всегда логичнее брать бабло за счёт на дистанции, а эти 15 процентов в обороте копейки. ЦыБэ давно чистит рынок от левых фирм... обналили? Для турфирм обычная практика, был опыт работы там

Ответить
Развернуть ветку
Anton Goralchuk
Автор

Дополнение: мы сотрудничаем с платёжным сервисом Pay.Travel, но мы там оплачиваем комиссию за платёж на расчётный счёт 0,3% - никакой речи об "откатах" не идёт!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Макс, Pay.Travel решает проблему _быстрого_ платежа _наличными_ за конкретную заявку туроператора. Другие схемы - взять у клиента наличные, инкассировать ... гнать со своего расчетного счета ... они ТОРМОЗНЫЕ, они не дают возможности _быстро_ получить подтверждение об оплате тура. А если подтверждения нет, то места могут уйти или стоимость измениться - в любом случае проблемы.
 
Тур стоит 100 000. Клиент оплатил 100 000. Агент за него перевел, допустим, 92 000 в Pay.Travel - через полчаса получил подтверждение оплаты - выдал клиенту ... 8 000 положил себе в кассу, как заработанные.
 
Нюанс правда в том, что в этой схеме лезет платежный посредник, который в дальнейшем (при аннуляции тура, например), показывает платеж _анонимным_ т.е. без указания КТО оплатил (конкретно) - а только номер заявки у туроператора. То есть эта схема очень тяжело обрабатывает возврат средств ... плюс что-то такое писали про весомые задержки в _реальной_ оплате от Pay.Travel к туроператорам - которые то больше, то меньше, но есть.
 

Ответить
Развернуть ветку
Anton Goralchuk
Автор

Есть такой функционал, но мы его не используем. Наш основной партнёр Anextour с Pay Travel не работает вообще, например. Используем ПТ только как замену банковской инкассации - удобно, оплатил деньги в терминал и больше не беспокоишься о их сохранности, в тот же день или на следующий получил поступление на расчётный счёт. Присматривались к Сбербанку (банкомат через три метра от двери) - то там обслуживание не такое оперативное, нам важен длинный банковский день чтобы до 20 часов минимум иметь возможность отправлять платёжные поручения. У Модуля (где открыли счёт) есть инкассация через салоны Мегафон - тоже не фонтан, но попробуем.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Антон, я на Вашей стороне, как живут турагенты сейчас я уже в принципе не понимаю - ведь задавили по полной, со всех сторон .. часть народу уже перешла на бронирование туров через букинг и покупку авиабилетов "под ключ" для постоянных клиентов, потому что организованный тур. бизнес (особенно на выезд), целенаправленно рубят на корню, любыми способами. Безостановочно уже несколько лет.
 
P.S. Я тут поспрашивал, мне сказали что Ваши посты в соц. сетях уже широко пошли по проф. турагентскому и туроператорскому сообществу, спасибо Вам за "подсветку" этой темы, я надеюсь что Вы сохраните бизнес ... потому что блокировка счета это почти черная метка - если сейчас не отбиться, потом может быть трудно открыть счет (или даже новое юр. лицо с новым счетом), где-либо еще :(

Ответить
Развернуть ветку
Anton Goralchuk
Автор

Спасибо за сопереживание! Я не только в соцсетях освящаю ситуацию, также подал заявление через турагентскую ассоциацию в Минкульт, она уже рассматривается регулятором.

Ответить
Развернуть ветку
Zmitr0k

В Минкульт? Они турагентов регулируют?!
UPD: Да, Ростуризм под Минкультом...

С уваженьем... Дата. Подпись.
Отвечайте нам, а то,
Если вы не отзовётесь,
Мы напишем в "Спортлото"!
Ответить
Развернуть ветку
761 комментарий
Раскрывать всегда