{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Блокировка «Тинькофф банком» счетов по 115-ФЗ: следование букве закона или шантаж путём злоупотребления правом?

Как это происходит? В один не очень прекрасный день банк присылает вам лживое уведомление о блокировке «в целях безопасности». Ваш счёт заблокирован полностью, вы не можете воспользоваться своими деньгами (сюрприз), либо вы должны ехать в банк с бумажной платёжкой, потратив сначала деньги на оформление карточки подписей у нотариуса.

По звонку в банк вы узнаете, что у вас требуют документы «для проверки», мол, проверим и, возможно, разблокируем счёт. За что же вас так? Может быть, вы преступник? Или у вас «грязные деньги»? Нет. Банк вас и не проверял. Просто сперва заблокировал ваш счёт, а потом не спеша начинает вас «проверять». Этакая презумпция виновности.

Тем временем вы не можете воспользоваться своими деньгами — вы сидите без оборотки. Нечем и неоткуда платить поставщикам, зарплату, аренду, за связь. Не секрет, что у малого бизнеса зачастую есть только один счёт, содержать второй на старте бывает накладно, поэтому ситуация становится критической.

Конечно, вы начинаете нервничать и требуете от банка вернуть ваши деньги. И, о чудо, почти всегда банк согласен вернуть вам ваши деньги налом или переводом на счёт в другом банке за мзду в какие-то 10-20% от суммы на вашем счёте.

Ещё раз: те деньги, которые банк только что заблокировал как предположительно «грязные», он готов отдать вам за выкуп.

Например, в последние несколько дней по стране прокатился шквал блокировок счетов малого бизнеса «лучшим банком для малого бизнеса» Тинькофф Банк. Поводом для этой меры банк называет «недоплату налогов». Только среди моих знакомых уже десяток пострадавших от действий «Тинькофф банка» за последнюю неделю. Рискну предположить, что по всей стране это могут быть десятки тысяч.

Попробую разобрать всю эту историю по пунктам.

На основании чего вообще банки блокируют счета

Они используют «Методические рекомендации ЦБ РФ от 21 июля 2017 г. № 18-МР» и предшествующие материалы, направленные на помощь по выявлению подозрительных операций (то есть операций по финансированию терроризма или легализации доходов, нажитых преступным путём).

Там прописано множество критериев, но банки подходят к вопросу однобоко: видят только фразу о том что ЦБ РФ рекомендует обращать внимание на «налоговую нагрузку» в размере менее 0,9% от дебетового оборота по счёту, но предпочитают не замечать следующий абзац, в котором авторы указывают на недопустимость оценки только по этому критерию.

«Письмо счастья» от «Тинькофф банка» (фрагмент)

В первую очередь под удар попадает низкомаржинальный агентский бизнес, в частности, туристический, где по счетам проходят большие обороты, но с точки зрения Налогового кодекса (пп 1.1 ст. 346.15) доходами для целей налогообложения они не являются, так как принадлежат не агенту, а принципалу.

К обороту, с которого уплачивается налог по УСН, относится только агентское вознаграждение и дополнительная выгода. Сейчас такое вознаграждение значительно снизилось и в сумме не превышает 8% от стоимости туров в самом лучшем случае (и это без учёта эквайринга, если оплата была по карте, тогда останется всего 6,7% или даже меньше).

Если начинающий предприниматель (такой, как я) тратит стандартные 20% выручки на оплату труда (и 38% на налоги, сборы с зарплаты), вложил собственные средства в старт бизнеса и пока ещё не наработал прибыли, чтобы налог с неё превысил 1% с оборота, то легко увидеть что выполнение «нормы» в 0,9% невозможно чисто арифметически. (8*0,2*0,38 + 8*0,01 = 0,69%)

Как выглядела моя история

Моя компания попала под каток «Тинькофф банка» 24 августа. Нам заблокировали удалённые операции по счёту и потребовали список документов по последним операциям, налоговую отчётность, детальные пояснения сути хозяйственной деятельности. Все документы были отправлены в тот же день, претензий по их надлежащему предоставлению, либо дополнительных запросов от банка не поступало.

Утром 27 августа банк сообщил о том, что не считает целесообразным дальнейшее сотрудничество, просит закрыть счёт и вывести остаток с комиссией 15%. То есть банк решил устроить шантаж и заработать немного (на самом деле, много) денег, понимая, что многие согласятся заплатить выкуп под риском остановки бизнеса и огромных убытков.

Проблем тут несколько. Во-первых, пункт 5.9 «Условий обслуживания», на который ссылается банк, действительно, даёт банку право удержать такую комиссию в случае «непредоставления либо ненадлежащего предоставления Клиентом документов и информации, запрошенных Банком». Но мы предоставили все документы в срок, никаких дополнительных запросов не получали.

Во-вторых, сам 115-ФЗ, на который ссылается банк, и все методические рекомендации регулятора направлены на выявление и пресечение финансирования терроризма и отмывания (легализации) доходов, полученных преступным путём. Получается, что банк, якобы обнаружив такую операцию, просто так провести её отказывается, но за 15% «Тинькофф банк» готов и терроризм профинансировать, и доходы отмыть.

На самом деле это всё просто похоже на шантаж бизнеса с целью заработать деньги. Нормальные банки, например, «Модульбанк», также имеет подобные пункты в договоре, но задействуют их только при отказе предоставить запрошенные документы (что, в принципе, выглядит логичным). «Тинькофф банк» пользуется тем, что не обязан объяснять свои действия и занимается просто зарабатыванием денег на чужих проблемах.

Почему банк ставит бизнес в такое положение

Потому что могут. А вот вопрос: «Для чего они это делают?» звучит гораздо уместнее. И здесь самое время вспомнить про желаемый банками выкуп 10-20% за грязные деньги.

Что мешает ему сперва проверить вас? А то, что тогда у него не будет рычага давления на бизнес — замороженной оборотки.

Поэтому сто раз подумайте перед открытием счёта вашего малого бизнеса в «Тинькофф банке». «Пожалуй, лучший банк для малого бизнеса» является таковым только в платных материалах и рекламных роликах Вани Урганта. В реальной жизни банк вас подставит при первой же возможности.

Дополнение 21:42 от 29 августа 2018 года.

Опровержение недостоверной информации, распространяемой представителями банка Тинькофф:

Смотрим второй абзац

Как я писал выше, все документы, которые, по нашему мнению, были релевантны запросу, были предоставлены в пятницу до вечера. После этого никаких комментариев, запросов дополнений или уточнений не было. Вот подтверждающие скриншоты (в субботу, после того как на Фейсбуке представители банка ответили что дело в проценте налогов, мы запросили сумму которую, по мнению банка, недоплатили - тем более, мне в пятницу позвонили и написали знакомые с которых банк потребовал именно "доплатить налоги").

Вот переписка с представителем банка, из которой следует что никаких уточнений у нас не запрашивали, никаких замечаний по комплектности документов не предъявили, но при этом вынесли решение, то есть считают представленные документы полными, поскольку иное нам не сообщили. Теперь уже поздно сдавать назад - решение вынесено, значит, документы признали надлежаще предоставленными.

0
764 комментария
Написать комментарий...
Тинькофф Банк

Банк действует в строгом соответствии с законодательством РФ и требованиями регулятора контролировать деятельность компаний-клиентов на соответствие правовым нормам. Речь, в частности, о «Методических рекомендациях о подходах к управлению… риском легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма" (утв. Банком России 21.07.2017 N 18-МР) и требовании по уплате налога пропорционально обороту. В случае обнаружения сомнительных с точки зрения законодательства операций, банк отказывает клиенту в обслуживании.

Указанные меры затронули незначительное число компаний. В целом же почти 400 тысяч клиентов Тинькофф банка из сферы малого и среднего бизнеса работают без каких-либо ограничений. Очевидно, что для банка выгодно долговременное сотрудничество с такими клиентами. Каждое предприятие приносит нам комиссионный доход, а средства на счетах являются важным элементом фондирования бизнеса.

Мы инвестируем много средств не только в развитие продуктов и улучшение сервиса, но и в привлечение и удержание клиентов, и всегда рады предложить свои услуги добропорядочному и прозрачному бизнесу.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Чуринов

отписка еще одна. зачем 15%-то зажали?

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф Банк

К сожалению, в силу юридических ограничений мы не можем комментировать ситуацию конкретного клиента публично. Думаем, что из первого комментария можно сделать выводы.

Однако, один момент никак не получится оставить без внимания. Автор вводит читателей в заблуждение, уверяя, что предоставил всю информацию. Информация была предоставлена не полностью.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Быстров

Пора уходить из "Тинкофф Банк", а то так накопишь средства, а потом кто-то захочет мрот. Обосновав все с законной стороны. Зачем нужен счет в банке, который не на стороне клиента?
Сейчас у Сбера есть бесплатный расчетный счет для малого бизнеса, думаю стоит подстраховаться и вести два расчетных счета: Сбер и любой другой. Так мы будем застрахованы на предмет сохранения бюджета для ведения судебных дел по возрату средств удержанных банком в подобной ситуации автора.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Galchenko

Уважаемый, Вы в бреду! Сбербанк и малый бизнес, это те слова и словосочетания, которые нельзя ставить в одно предложение. Вы скорее всего в Сбере счёт никогда не имели. Не стоит думать, что отремонтировав офисы сбер стал хоть сколько походим на банк для бизнеса. Это самое большое заблуждение.

По существу поста: конечно же Т.банк те ещё карлсоны, да равно как и любой другой банк, знаю на личном опыте, тк после одного случая, по приходу домой под ножницы пустил сразу и кредитку с милями и дебетовую, причём без особого сожаления и теперь всем друзьям советую повторить мое действие.

К великому сожалению, поколение гаджетов и айфонов в порыве хипстерских трендов отучилось анализировать информацию и это дало возможность любому коммерсанту, запилив годное приложение под аЙфон, разводить хомячков пачками.

Добро пожаловать в реальность!

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Быстров

Счет в сбере у меня был, а в Т.банк я перешел из-за выгодного предложения по обслуживанию. Но сегодня у сбера предложение выгоднее, возможно и не на постоянной основе (когда-нибудь изменят условия тарифа). Во всяком случае у Т.банка тариф подорожал и стал близок к той сумме, что я платил сберу ранее. У сбера сейчас тариф для малого бизнеса не имеет абонентской платы. В качестве резервного счета он подходит на мой взгляд идеально.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Galchenko

Алексей, меня не покидает мысль о том, что Вы к предпринимательству имеете такое же отношение как гонорар к гонорее, а к Сбербанку очень даже прямое, и скорее всего закреплённое в трудовом договоре.

На всякий случай напомню, что бизнес - это не молескин с тасками, чтобы не забыть заказать смузи по пути в коворкинг.

Счёт в банке - это не просто хранение денег, удобная аппликуха для аЙфона и прикольный дизайн личного кабинета.

Надежность банка даже в меньшей степени определяет выбор банка для расчетного счета, а уж ставки за обслуживание и подавно. Если по вашему р/с проходит более 3млн в месяц, 250р переплаты за обслуживание волновать вас не буду.

Сбербанк токсичен для малого бизнеса, тк кроме красивого личного кабинета, отремонтированного офиса и улыбающегося по инструкции персонала предложить для МСП больше нечего.

Имея р/с в Сбере, мы даже БГ от них не берём.

Сбер категорически не выдаёт денег на развитие бизнеса.

За 4 года активного пользования расчетным счетом в Сбере, нам каким-то случайным образом выдали кредит на исполнение госконтракта и то на 2 месяца.

В остальном, за эти 4 года отмазки по отказам можно сверстать в нехилый томик собраний сочинений. И это при том, что у нас полностью прозрачная деятельность, все расчеты через р/с, львиная доля выручки - госконтракты.

Мы получали причины отказа начиная с «обороты маленькие, мы нещибродам не даём», до «нам вот этот контрагент ваш не нравится».

Поэтому то, что вам в ваших методичках пишут про посты на публичных ресурсах от жизни очень далеко.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Быстров

Роман, не важно чем занимаюсь я и чем занимаетесь вы. Существует практика и она показывает разный результат или одинаковый, все зависит от многих факторов. Моя деятельность не нуждается в кредитовании. Мне хватает негосударственных заказов и для их выполнения я не нуждаюсь в фин. обеспечении. В моем случае расчетный счет это просто реквизиты для оплаты заказов. Возможно мое дело в вашем представлении даже не бизнес, но я его отнес к малому так как меньше просто не бывает. А со Сбером, я согласен могут быть проблемы. Но в моем случае это исключено, так как нужный мне функционал ничтожен в Р/С.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Galchenko

Алексей, никоим образом не хотел обидеть Вас и ваш бизнес.

Есть бизнесы разные, но есть бизнес, а есть оплачиваемое хобби. В сути своей это разные вещи.

Возможно для бизнеса-хобби р/с просто копилка(хотя что мешает давать счёт Карты для оплаты?), но для бизнеса, который имеет планы развития, Сбер - это убийца.

Ещё раз повторюсь: Сбер - самый токсичный банк этой страны. И если Вы хоть как-то связаны с бизнесом - просто из уважения к коллегам не рекомендуйте этот банк.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Быстров

Серьезно вам насолил Сбер.. Какой банк тогда стоит того чтоб с ним можно было сотрудничать? Мне бы хотелось себя подстраховать на всякий случай. Тинкофф есть и пускай пока будет, еще пока они не вышли за лимиты дозволенного по тарифу и своему поведению. Но это в любом случае произойдет.

В Сбере мне нравился изначально удобный интерфейс и возможность воспользоваться расчетным счетом с любого ПК. минусом для меня было обслуживание в 3000р в мес. (это прям грабеж)

У Тинкофф ситуация похожая, тоже удобно работать. Минус в том что подорожал и теперь обходится мне в 2000р в мес. (близко к сберу), но много доп. функций как бухгалтерии. (в сбере теперь тоже есть бух., но не проверял какие там условия и функционал)

Есть банки с говно клиентами, что требуют провести специфические настройки по безопасности браузера или представляют из себя отдельное приложение (Раньше их была большая часть). Такие я не рассматриваю для малого бизнеса, во всяком случае пользоваться говно сервисом и держать для него отдельный ПК, на мой взгляд не особо умно.

Ответить
Развернуть ветку
761 комментарий
Раскрывать всегда