{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Анализ отчетности X5 Retail за 2 квартал 2022

Второй квартал для многих предпринимателей прошел под лозунгом неопределенности. Поэтому особенно интересно взглянуть на то, как обстоят дела у лидеров рынка.

Привет, на связи эксперты Adesk – сервиса для предпринимателей, в котором приятно считать деньги. Недавно мы анонсировали блок статей в которых разбираем отчетность больших корпораций Российского рынка. Мы уже писали про Ozon и Yandex. Сегодня предлагаем ознакомиться с анализом крупнейшего ритейлера рынка X5.

В середине июля 2022 года компания X5 Retail group опубликовала финансовые и операционные результаты работы по МСФО за 2 квартал 2022 года. Интересно, что X5 ни разу не сдвигала сроки размещения результатов по продажам в этом году. Итоги за второй квартал были оперативно выложены в публичный доступ и теперь есть возможность оценить не только второй квартал, но и как компания прошла первое полугодие 2022 года в целом.

X5 Retail не нуждается в представлении, но на всякий случай расскажем. Это один из лидеров российской розничной торговли продуктами и продовольственными товарами. Активно развивает магазины у дома «Пятерочка», супермаркеты «Перекресток», гипермаркеты «Карусель», дискаунтеры «Чижик», онлайн-гипермаркет «Перекресток Впрок», службу доставки 5Post, экспресс-доставку продуктов из магазинов и сервис готовой еды «Много лосося».

Компания занимает первое место по доле рынка и по объему выручки в стране. По итогам полугодия 2022 года в управлении компании находятся 19 779 магазинов различных форматов (магазины у дома Пятерочка, супермаркеты Перекресток, гипермаркеты Карусель и дискаунтеры Чижик) в 67 регионах России.

В 2022 году все представители фуд-ритейла столкнулись новой реальностью:

  • резкий рост инфляции до двухзначных значений,
  • снижение ВВП и реально располагаемых доходов граждан,
  • западные санкции и ограничения,
  • нарушение логистических цепочек,
  • трудности в поддержании привычного ассортимента, двухкратный рост процентной ставки ЦБ РФ.

Согласно данным по изменению потребительских расходов СберИндекс, основной всплеск потребительской активности по всем группам товаров случился в марте, а по продовольственным в конце марта – начале мая.

На фоне резкого скачка инфляции возник ажиотажный спрос на все группы товаров, в том числе продовольствие. Тем не менее, спрос не был запредельным (по всем группам товаров пик ниже лета 2021г., а по продовольствию лишь немногим больше максимумов 2021г.). Важно отметить, что показатель по потреблению на начало августа выше прошлогодних значений на 16,3%. Даже с учетом инфляции спрос вырос по отношению к прошлому году. Справедливости ради отметим, что «весна-лето 2021» не совсем типичной картиной из-за последствий covid-19.

Поэтому нам особенно интересно детальнее изучить отчетность ритейлера именно за 2 квартал.

Q2 в цифрах

Компания удивляет при первом же взгляде на отчетность. Рост выручки на 18,6% год к году до рекордных значений в 648 млрд рублей за полугодие. Обычно первое полугодие всегда является слабым по продажам, но не в этот раз.

Квартальная рентабельность по EBITDA – 9,6%, лучший результат за всю историю компании. За последние несколько лет хорошим показателем для отрасли считался уровень рентабельности по EBITDA около 7%, а в отдельные периоды ритейлеры довольствовались и 5%.

Рост показателей обеспечен увеличением трафика на 7,3% до 1,586 млн человек при одновременном росте сопоставимого трафика (LFL traffic) на 0,6% год к году (учтены посещения клиентов без учета новых и закрытых магазинов). Показатель в положительной зоне, не смотря на высокую базу сравнения 2 квартала 2021 года.

Количество магазинов увеличилось на 7,9% до 19 779 объектов. При этом открыто 153 первых магазина «жесткого» дискаунтера «Чижик». Вклад нового формата в выручку компании в объеме пока небольшой (1,1%).

Магазин в г. Челябинск по адерсу: ул. Российская, д. 63

По информации из пресс-релиза, группа компаний сосредоточится на расширении сети именно за счет формата дискаунтеров и планирует открыть более 400 магазинов до конца года. Учитывая социальную функцию магазина по предоставлению доступных и недорогих товаров первой необходимости, в компании хотят ускорить развитие данного формата. Это позволит при небольшом ассортименте в 750-800 SKU (уникальных единиц продукции) и малой площади помещения (в среднем около 288 кв.м.) уменьшить затраты на открытие магазинов до 7-9 млн. рублей, увеличить плотность продаж и сделать ставку на высокую оборачиваемость запасов.

Последовательный рост сопоставимых продаж квартал к кварталу на 11,7% обеспечивает для компании высокий уровень валовой прибыли в 165 млрд. рублей и валовую маржу на уровне 25,5%.

Цифры цифрами, а как обстоят дела на самом деле?

Для объективности данных следует сопоставить показатели компании с инфляцией.

Согласно официальным данным на июнь 2022 года накопленная инфляция с начала года составила 11,1% с пиком в марте в 7,61%, а в годовом исчислении - 15,90%.

Уровень инфляции непосредственно в июне 2022 года составил -0.35%. А по свежим данным на 10 августа годовая инфляция снизилась до 15%. Тем не менее, рост инфляции год к году в два-три раза это очень много.

Растет инфляция и выручка в деньгах растет вместе с ней. А является ли этот прирост эффективным с точки зрения бизнеса?! Насколько растут затраты? Можно понять через сравнение количественных и качественных показателей роста.

Показатели любого ритейлера находятся в прямой зависимости от темпа роста торговой площади.

Здесь работает эффект масштаба от экстенсивного роста. Больше магазинов – больше доля рынка, больше выручка и прибыль.

Сопоставимые продажи (LFL) отражают эффективность использования уже существующей торговой площади компании.

Сведем относительные показатели роста торговой площади, сопоставимых продаж с инфляцией и темпом роста выручки за два года.

В условиях постепенного насыщения рынка и конкуренции, экстенсивный рост осуществлять не так просто. Большое количество магазинов – большие затраты. Компания старается подходить к этому вопросу более вдумчиво, работает через слияния и поглощения хороших активов. Одна из целей – снижать удельную долю затрат на инвестиции к выручке. Сейчас прирост торговой площади не такой глобальный как в начале 2010-х, когда можно было расти двухзначными темпами. Значит необходимо уделять повышенное внимание эффективности использования торговых площадей.

Здесь видно, что относительный рост LFL продаж заметно опережает инфляцию. Год к году в первом квартале 2022 года продажи LFL увеличились в 5,6 раза при росте инфляции в 3 раза. А во втором квартале 2022 года в 3 и в 2,5 раза соответственно.

Высокий темп прироста выручки (19,1% в первом квартале 2022 года и 18,6% во втором квартале 2022 года) это не просто увеличение цен на размер инфляции. В реальности выручка подкреплена качественным ростом за счет грамотного использования торговых площадей компании. Вместе с новыми магазинами и форматами получился сильный итоговый результат.

Прочие финансовые показатели и значимые изменения

Логичнее всего смотреть показатели компании основываясь на тех задачах, которые менеджмент позиционирует как приоритетные на текущий год. Компания выделяет 4 глобальные цели на 2022 год:

  • Ускоренный рост выручки;
  • Сокращение капитальных затрат в абсолютном выражении;
  • Фокус на оптимизации затрат и управлении свободным денежным потоком (FCF);
  • Соотношение чистого финансового долга к EBITDA на уровне менее 1,8x;

Выручка (Revenue)

В этом году компания сделала существенный рывок по выручке на 19,1% и 18,6% по итогам первых двух кварталов и достигла рекордной рентабельности в 9,5%. Интересен прогнозный горизонт. С учетом сглаживания инфляции, необходимости адаптации ассортимента к новым ценам и затратам на логистику, компания не сможет долго поддерживать рентабельность на столь высоком уровне. Любой показатель выше 8% до конца года можно оценивать, как отличный результат в ритейле. Насколько реально поддерживать высокие темпы роста выручки сказать сложно, так как потребительская активность может уйти в отрицательную зону в связи с поиском экономикой нового равновесия. Судя по динамике СберИндекса рассмотренной выше, шансы на сохранение положительного потребительского спроса в текущем году есть.

Капитальные затраты (CAPEX)

Сокращение капитальных затрат будет осуществить непросто. С учетом инфляции затраты неизбежно вырастут. Ожидаемо, что менеджмент попробует сфокусироваться на более дешевых и рентабельных форматах (магазин у дома и дискаунтеры). Гипермаркеты Карусель оптимизируются и даже могут быть проданы. Так или иначе, динамика капитальных затрат к выручке позитивная.

Свободный денежный поток (FCF) и долг (debt)

Детальную информацию по свободному денежному потоку компания не раскрывает. Можно определить тенденцию косвенно по изменению чистого финансового долга. Чистый долг сократился на 19% до 205,412 млн. рублей. При этом совокупная денежная позиция на счетах X5 увеличилась в 3 раза до 38,5 млн. рублей. Скорее всего благодаря ажиотажному спросу компания смогла здорово распродать запасы и высвободить значительное количество денежных средств. Новые соглашения на поставки компания заключает по более жестким условиям, что служит еще одним фактором роста эффективности.

В результате соотношение долг к EBITDA уже к концу полугодия составляет 1,11x, что превосходит поставленные менеджментом показатели на 2022 год. Появляются варианты развития событий. Если раньше менеджмент выплачивал дивиденды в долг, то сейчас возможно платить из FCF без значимого влияния на устойчивость бизнеса. К сожалению, так как головная компания зарегистрирована в Нидерландах, возникают известные сложности с получением финансовых средств. Пока решаются проблемы технического и юридического характера ничто не мешает менеджменту направить свободные денежные средства в ускоренное развитие через слияния и поглощения (M&A). О таких сделках уже упоминалось ранее.

Цифровые бизнесы

Одной из точек роста X5, о которой не упомянули ранее, считается сегмент цифровых бизнесов. Туда входят: онлайн-доставка продуктов питания (e-grocery), экспресс-доставка, постаматы 5post, онлайн сервис «Много Лосося». Это быстрорастущий сегмент, на который делает ставку менеджмент. Пока доля электронной коммерции оценивается в 6% от всего объема рынка на 2022 год. Рост чистой выручки цифровых бизнесов во втором квартале составил 38,4% год к году. Чистая выручка составляет 2,3% от консолидированного объема. Компания самостоятельно развивала сервис через собственные каналы, но сейчас X5 Group ищет возможности улучшить продажи за счет партнеров.

Краткие итоги

В условиях неопределенности, невозможно предсказать какие ограничения возникнут, как они отразятся на логистике и ценах, как поведут себя экономические субъекты и др. Руководство компании всегда должно находиться в поисках лучших управленческих решений. Это возможно только при правильной организации управленческого учета и отслеживании огромного количества показателей бизнеса на каждом уровне принятия решений.

  • Государственное регулирование цен на товары первой необходимости, если возникнет ситуация неконтролируемой инфляции в стране;
  • Юридические, санкционные и регуляторные риски, связанные с иностранной юрисдикцией основного юридического лица в недружественном государстве;
  • дефицит иностранных товаров на внутреннем рынке и/или невозможность найти полноценную замену в адекватные сроки;
  • сильное падение покупательской способности потребителей при сценарии затяжного снижения ВВП;

Традиционно ритейлеры являются главными выгодоприобретателями инфляционных процессов. При построении грамотной структуры продаж компании могут получать дополнительные преимущества даже в условиях потрясений. Однако, не все форматы одинаково хорошо чувствовали себя даже в условиях ограничений covid-19, поэтому и сегодня будут те, кто получит убытки вместо роста выручки и прибыли.

0
2 комментария
Сергей Д

В первых же абзацах перепутали триллионы с миллиардами.. Дальше читать не стал, мало ли где вы еще накосячили.. "Рост выручки на 18,6% год к году до рекордных значений в 648 трлн рублей за полугодие."...

Ответить
Развернуть ветку
ADESK Управленческий учёт
Автор

Уже поправили, спасибо! Проверили статью повторно.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда