{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Экономическая активность стала снижаться, негативный эффект от санкций придётся на 2023 год — аналитики ЦБ Статьи редакции

Основные тезисы из отчёта департамента исследований и прогнозирования ЦБ.

С начала «спецоперации» существенная доля компаний смогла изменить географию поставок, привлечь новых поставщиков и решить проблемы с логистикой. Работа с новыми партнёрами по импорту и экспорту, увеличение поставок нефти на альтернативные рынки (Россия впервые с 2016 года начала экспортировать нефть дорогим способом — по железной дороге в Китай) и завершение ранее начатых проектов в строительстве помогло увеличить экономическую активность летом. Но в сентябре она начала снижаться «на фоне роста неопределённости».

Товары

  • Растёт спрос на услуги и непродовольственные товары из-за «нехватки привычных брендов». Изменение структуры спроса может усилить давление на инфляцию в ближайшие кварталы.
  • В августе увеличился выпуск напитков, мыла, косметики и парфюмерии, а также легковых автомобилей. Отставание выпуска от уровня третьего квартала предыдущего года — около 1%.
  • Уровень потребительской активности на основе индексов «Сбера» и «Тинькофф» снижался и в третьем квартале, отставая от значений 2021 года. Это связано с сокращением числа посещаемых магазинов, сокращением ассортимента товаров и услуг, повышением концентрации трат в отдельных категориях. Индексы посещаемости торговых центров опустились до минимума за последние четыре года «на фоне закрытия магазинов популярных марок».
  • Слабая динамика потребления связана с ограниченным предложением товаров, это не касается продуктов, где зависимость от импорта невелика. Больше всего сократились траты на одежду, спорт, мебель, телекоммуникационное оборудование и бытовую технику. Также значительное сжатие ассортимента и ограничения предложения повлияло на продажи легковых автомобилей.
  • Проседание потребления вызвано скорее недоступностью товаров, а не затовариванием ими или слабостью спроса.
  • В ближайшее время потребление непродовольственных товаров не будет увеличиваться, если не произойдет расширения предложения по каналам параллельного импорта и/или не ускорится процесс переключения населения на доступные аналоги.
  • При этом расширение предложения может не сразу привести к увеличению потребления: нужно время, чтобы привыкнуть к товарам с другими качественными характеристикам.

Цены

  • В сентябре цены начали расти впервые с мая 2022 года. Общий уровень увеличился на 3,4% м/м SAAR (соотношение различных мер инфляции) после снижения на 0,6% в августе. Например, продукты подорожали в среднем на 0,4% м/м SAAR, непродовольственные товары — на 0,9% м/м SAAR. Ускорился рост цен на услуги — до 11,0% в сентябре. Это связано с повышенным спросом и действием разовых факторов — удорожанием зарубежного туризма, связи и стоимости ОСАГО.
  • Снижается влияние укрепления рубля. По оценкам департамента, в августе-сентябре стоимость товаров с высокой зависимостью от валютного курса стала снижаться медленнее. К концу года влияние может сойти на нет, это может ускорить рост цен.

Доходы и рынок труда

  • Мобилизация в условиях низкой безработицы негативно сказалась на уверенности потребителей и предпринимателей. Она также может повлиять на снижение производственных процессов и объёмов выпуска, особенно в сегменте малого и среднего бизнеса.
  • Доходы населения после значительного падения в первом полугодии начали восстанавливаться. Выросли реальные зарплаты, были дополнительно проиндексированы пенсии.
  • Доходность российских рублевых облигаций в августе и особенно в сентябре значительно выросла из-за возросшей неопределенности и рисков, а также ожидания окончания цикла снижения ключевой ставки.

Инфляция

  • Ожидается усиление инфляционного давления, это, в том числе, связано с динамикой кредитования и объёмом денежной массы, изменением структуры спроса и ограниченным предложением товаров. Инфляция вернется к 4% к 2024 году, прогнозирует департамент ЦБ.
  • Основной негативный эффект внешних ограничений в нефтяной отрасли и на поставки высокотехнологичных товаров, по-видимому, впереди. Они проявятся к концу 2022 года, а в основном в 2023-м.
0
135 комментариев
Написать комментарий...
2X.

Но все равно большинство народа РФ продолжит кричать о том что "САНКЦИИ НА НАС НИКАК НЕ ПОВЛИЯЛИ!!!" при этом они будут пить кул колу, в которой может только тараканы не плавают, есть бургеры с этими самыми тараканами во Вкусно и точка, и покупать айфоны втридорога у серовозов.

Ответить
Развернуть ветку
Grandzlo

Шутите. Эти люди как не могли себе ничего позволить, так и ну могут. Бедные, нищие, злые на весь мир, а не на себя.

Ответить
Развернуть ветку
132 комментария
Раскрывать всегда