{"id":14289,"url":"\/distributions\/14289\/click?bit=1&hash=892464fe46102746d8d05914a41d0a54b0756f476a912469a2c12e8168d8a933","title":"\u041e\u0434\u0438\u043d \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043d\u0430 5%, \u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u2014 \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

Подстроилась лучше, чем ожидали, но плана не выдержит: что происходит с экономикой России после мобилизации и санкций Статьи редакции

Главное из обзора «Редакции».

Как мобилизация повлияет на экономику

  • По словам экономиста Рубена Ениколопова, российская экономика остаётся рыночной и полного коллапса не произошло: она подстроилась под новые реалии даже лучше, чем ожидали эксперты. Но мобилизация сыграла большую роль (1 ноября в Кремле заявили о завершении мобилизации — но указа об этом нет, он «не нужен»).
  • В России есть три «мужские» отрасли в занятости, отмечает экономист, профессор МГУ Наталья Зубаревич: сельское хозяйство (две трети — мужчины), строительство (86% мужчин), а также транспорт и связь (77%).

Если человек работает на огромном производстве и есть, кому его заменить, — это одна ситуация. А представьте ситуацию: вот я разговаривал со знакомым девелопером, у него повестки получили 60-70% крановщиков — ему стройку надо замораживать, это квалифицированная рабочая сила.

Другая ситуация — ИП: допустим, один основной человек и двое в помощь. Его призвали — надо закрывать бизнес, значит это затронуло этих двоих и их семьи (по данным Минобороны, в рамках мобилизации призвали 27 тысяч предпринимателей — vc.ru).

Евгений Коган, экономист, профессор ВШЭ
  • Ениколопов отмечает: эффект мобилизации более долгосрочный — не только из-за людей, которых забрали в армию, но и из-за тех, кто уехал из страны. Однако экономист Никита Кричевский полагает, что многие уехавшие специалисты будут возвращаться в ближайшее время.

Как экономика справляется с санкциями

  • По мнению Ениколопова, эффект санкций наступает постепенно: основная проблема с производственными мощностями, где оборудование будет выходить из строя.
  • В некоторых отраслях это падение очень сильное — например, в автомобильной. За девять месяцев 2022 года продажи новых и лёгких коммерческих автомобилей в России упали на 59,8% до 753 тысяч штук, по данным Ассоциации европейского бизнеса. Что касается иномарок — какие-то дилеры продолжают распродавать запасы, какие-то — привозят автомобили по параллельному импорту — но это «тяжёлый люкс».
  • При этом базовые потребности россиян закрываются так же, как и до «военной операции». Что-то может заменить параллельный импорт, но он ограничен: им можно заменить условные 10-15% выпавшего импорта. «Приличные компании» (китайские, индийские и другие) не будут этим заниматься, поскольку это нарушение прав собственности и риски для отношений с брендами.
  • При этом многие производства «упали и продолжают лежать на дне», говорит Зубаревич: удобрения — на 13%, холодильники — на 50%, стиральные машины — на 62% (данные Росстата на август). Самый сильный спад в добывающих отраслях был в апреле, но теперь восстанавливается.
  • ЦБ и Минфин до сих пор существенно не манипулировали курсом рубля, говорит экономист Олег Вьюгин: единственное, что делают власти или компании — стараются оставлять выручку от экспорта за рубежом, чтобы не укреплять рубль и дальше.

Скачок цен весной был связан с острым падением рубля (в российской экономике падение рубля к доллару — всегда сигнал к повышению цен). Но оказалось, что из-за специфических ограничений, эта паника была преждевременной, а цены-то уже подняли, закупили товары по этим ценам.

И процесс ухода от такого пика продолжается до сих пор. Если в начале года годовая инфляция была под 20%, то сейчас 13%. Ещё есть мобилизационный эффект, когда люди начинают экономить. Это приводит к тому, что дезинфляционный процесс продолжается.

Олег Вьюгин, экономист
  • Тенденция в ритейле — сокращение ассортимента из-за падения доходов. В первом квартале 2022-го реальные доходы населения упали на 1,2%, во втором — на 0,8%, в третьем — на 3,4%. Объяснение этому — повышение пенсий, МРОТ и прожиточного минимума на 10%, говорит Зубаревич.

Помогли самым бедным семьям. Но когда мы сравниваем эти показатели с динамикой розницы, которая минус 10% несколько месяцев, возникает детский вопрос: если доходы, как говорит Росстат, упали на пару процентов, почему так поджались с потреблением? […] Ну, есть у меня вопросы по поводу качества измерения доходов населения.

Наталья Зубаревич, экономист, профессор МГУ
  • В «нормальный» год нефтегазовые доходы составляли около 30% от всех доходов федерального бюджета. В первой половине 2022-го, когда цены на нефть и газ взлетели, они выросли до 60%, говорит Зубаревич.
  • Другие важные статьи доходов бюджета — НДС, НДФЛ, налог на имущество и прибыль организаций. И проблема в том, что они падают, отмечает Ениколопов: это приводит к тому, что бюджет дефицитный — в 2023 году дефицит составит 3 трлн рублей (2% ВВП).

Наверное, дефицит бюджета в следующие годы будет больше. За счёт чего он будет финансироваться? Вариант первый — Фонд национального благосостояния, но он в какой-то момент закончится. Вариант второй — печатать деньги, пока уберём его в сторону.

Вариант третий — заимствования, у страны небольшой долг (внутренний госдолг России — 16,2 трлн рублей — vc.ru). Минфин может занять на внутреннем рынке. Поэтому, на мой взгляд, пока переживать, что будут печатать деньги, наверное не стоит.

Евгений Коган, экономист, профессор ВШЭ
  • Зубаревич считает, что для восполнения дефицита будут повышать налоги для компаний-экспортёрев и тарифы ЖКХ — второй раз за год.
Источник: скриншот из видео

Что означает мобилизационная экономика

  • В конце октября Михаил Мишустин призвал подключиться к снабжению российской армии лёгкую промышленность, в том числе малый бизнес.
  • В лучшем случае это будет означать оборонный заказ у малого бизнеса, говорит Ениколопов. Это обычная практика, если заказ по рыночным ценам: «Гораздо хуже — если методы убеждения малого и среднего бизнеса, чтобы они поучаствовали, будут другие».
  • В то время как экономика остаётся рыночной, она будет справляться с теми проблемами, которые есть, считают экономисты. И пока она не переведена на мобилизационную, есть только её элементы. Крайний же вариант мобилизации — когда весь бизнес подчинён одной задаче и выполняет поручение государства.

Никакая мобилизационная экономика не может выдержать тот масштаб санкций, который наложен. Только гибкая и достаточно пока частная экономика, которая крутится как уж на сковородке, ищет по всем уголкам мира какие-то замещения, вот она и позволяет ещё как-то России — очень, кстати, неплохо — адаптироваться к этим тяжёлым изменениям.

Когда вы делаете мобилизационную экономику, там будет на горизонте маячить план.

Наталья Зубаревич, экономист, профессор МГУ
0
184 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Рома Дмитриев

а как вы за них платить предлагаете, если наши конторы от свифта отрубили? включат - заплатят

Ответить
Развернуть ветку
Soulis

Отрубили конкретные банки, а не все

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Смирнов

Да и свифт не единственный вид банковских переводов.

Ответить
Развернуть ветку
Me Core

считай единственный - не ноунейм (хотя я и о ноунейм банках не слышал обратного) зарубежные банки другие протоколы отказываются использовать - собственно, а зачем им это.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Смирнов

Правда что ли отказываются от других протоколов?
Вот китайский CIPS запустили в 2015 году и в том году его использовали в 103 странах.
Также усомнюсь, что британцам не нужен их собственный BACS, а европейцы от TARGET2
(но с 2001 по 2017 год она только росла.
Даже в контексте доступа российских банков спокойно работает СПФС и до войны она тоже росла, несмотря не функциональное отставание от Свифта.

Ответить
Развернуть ветку
Me Core

Великолепно, а можете назвать большой рос бизнес, который гоняет ежедневно валюту скажем с Европой через эти системы?

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Смирнов

А при чём тут крупный российский бизнес, если вы утверждали, что иностранные банки отказываются от всего кроме Свифта?

Но можете поделиться своей статистикой как крупный российский бизнес 10 лет назад пользовался не Свифтом, но стабильно переходил на него из-за нежелания иностранных банков поддерживать несколько систем.

Ответить
Развернуть ветку
Me Core

Потому что он занимает основную долю в экономике? Смысл обсуждать ип вася?
Ок, можете назвать примеры среднего бизнеса? Интересно посмотреть, как так получилось, что с ним европейцы согласны работать в другой системе, а с крупняком - нет.

Ответить
Развернуть ветку
181 комментарий
Раскрывать всегда