{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Ванхун-экономика и фатальная ошибка Озона

Текст был написан несколько дней назад, чтобы отметить Озон за развитие сервиса вертикальных видео “Моменты”. Увы, вышла новость что с 1 февраля Озон закрывает “Моменты”, которые смотрели 15% пользователей маркетплейса. Фатальная ошибка.

Почему? Давайте разберемся.

Итак, что же такое ванхун-экономика и как на ней зарабатывают миллиарды?

Блогеры-стримеры ведут трансляции и продают товары

Телемагазин или “магазин на диване” набрал большую популярность в США в 1980-е годы. Приятные ведущие лучились от счастья, когда показывали функционал обычных бытовых предметов с якобы необычными функциями. Чудо терки, пароварки, домашние тренажеры и многое-многое другое хорошо продавалось телезрителям - скучающим домохозяйкам. “Заказывайте прямо сейчас по специальной цене, со скидкой!”

Развитие социальных сетей вывело продажи на новый уровень. Вдруг оказалось, что популярный блогер или инфлюенсер может очень неплохо продавать. В принципе, никакого феномена тут не было. На первый взгляд. Ведь популярные спортсмены, актеры или музыканты издавно подписывали контракты на рекламу с солидными брендами. Бренды как массовые вроде Адидас, Найк, так и дорогие - Луи Витон, Гуччи итд. Круг селебрити был узок, попасть в него человеку с улицы было почти невозможно.

Но развитие некой социальной сети с фотками привело к тому, что стать популярным блогером мог почти любой. Поначалу, бренды просто растерялись. Как так? Что с этим делать? Раньше победительница какого-нибудь Фитнес Бикини, т.е. профессиональная спортсменка, заключала контракты с ведущими производителями спортивного питания, витаминов, специальной одежды и прочего инвентаря. На продажи работало имя (победитель того и этого), специальные фото (выполненные на пике формы), известность в профессиональной среде. Главный упор - на глянец, т.е. на журналы. Именно так заработал свои первые сотни тысяч долларов Арнольд Шварценеггер - еще до карьеры в кино. А теперь есть некая девушка, из тех кто живет по соседству, занимается фитнесом, худеет, меняет фигуру. Обычный человек, а не профи на фарме. И вот, у нее более миллиона подписчиков, контракты. А небольшая контора по спорт.питу, которая с ней начинала работать - превратилась в концерн.

После 2015 года технический прогресс еще больше ускорился. Мобильные операторы увеличивали скорость, покрытие и доступность интернета. Производители смартфонов тоже не отставали - высокое качество съемки видеороликов стало доступно и на аппаратах в массовом сегменте - за $150-200.

Уже в 2017 в Китае появились первые фабрики блогеров-продавцов со своей специализаций - стримами. Задача у блогера одна - продавать товары. Блогер показывает товар, зачастую на себе, рассказывает про его плюсы. Тут же, во время прямого эфира, можно сделать заказ. Таких блогеров в Китае - более 12 миллионов.

Китай. Стримеры везде, даже на улице

За 2022 объем продаж через таких стримеров превысил 180 млрд долларов. Прогноз на 2023 год - рост в несколько раз.

А теперь про лидеров.

Austin Li (он же Li Jiaqi , он же «Король губной помады»). 30-и летний блогер с 60 млн подписчиков на Taobao. Главный рекорд - Li Jiaqi за 12-и часовый стрим на китайский праздник “День холостяков” продал помады на 1.7 млрд долларов. 250 млн зрителей наблюдало за этим стримом.

Остин Ли (Austin Li), он же Li Jiaqi, он же "Король губной помады", лидер по продажам.

Второе место у Viya (Хуанг Вэй), которая за 14-часовой стрим продала на $1,25 млрд.

Viya (Хуанг Вэй) - вторая по результативности стример, за 14 часов продала товаров больше, чем на миллиард долларов

Стримеры-продавцы работают из специальных офисов, из магазинов, коворкингов и даже на улице. Каждый год приходят новые желащие попробовать себя в стримах, но это рынок с очень сильной конкуренцией.

Несколько из 12 млн стримеров на улицах Китая

Фишку с вертикальными видео в 2022 году подхватил и Озон. Смотреть ролик можно только на смартфоне, из приложения Озона.

В ролик можно было вставлять ссылки на разные товары, прямо или косвенно связанные с видео. Предполагалось, что это ускорит продажу товара. В октябре подключили монетизацию, причем двойную - от количества просмотров и процент от проданных товаров, заказанных по ссылкам. Необходимо было выполнить два условия - минимум 10 видео, от 5000 просмотров всех видео.

Так выглядит ролик "Моментов" на Озоне.

Перспективы направления - огромные. Уверен, что дошли бы и до популярных стримов с продажами, появились бы свои звезды и в целом повторили бы опыт Китая. С учетом российской специфики, конечно.

Увы, с 01 февраля Озон закрывает "Моменты"

Как думаете, почему?

Еще больше полезного и интересного тут:

0
3 комментария
Ozon

Здравствуйте. В прошлом году мы запустили достаточно смелый эксперимент - проект “Моменты”, решили проверить, как эффективно будут работать тренды азиатского e-commerce в России. Действительно, с 1 февраля таб Моментов исчезнет из приложения Ozon для покупателей, а селлеры больше не смогут размещать свой контент. Но продолжим развивать самые эффективные видеопродукты. Также мы сохраним для них возможность проводить лайв-стримы, потому что этот продукт пользуется большой популярностью и постоянно получает очень хорошую обратную связь.

Ответить
Развернуть ветку
BoS

А что за платформа, которая поддерживает одновременно 250 миллионов подключений? Тот же твич начинает лагать насколько я знаю после 100 тысяч человек, а тут 250 лямов...

Ответить
Развернуть ветку
Serge Tikhonenko
Автор

Таобао

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда