ЦБ сообщил о росте числа мошеннических звонков с подменой номеров банков Статьи редакции
Всего за лето регулятор обнаружил свыше 2500 номеров, с которых могли звонить мошенники.
Летом 2019 года в России резко увеличилось число мошеннических звонков клиентам банков, в том числе с подменой номера кредитной организации. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на участников рынка и данные ЦБ.
За июнь-август ЦБ направил операторам связи информацию о свыше 2500 номеров, с которых поступали мошеннические звонки клиентам банков. Операторы в 218 случаях заблокировали номер, в 59 — ввели ограничение на использование финансовых сервисов. Такие данные ЦБ представил на консультационном совете по развитию национальной платёжной системы.
«Важно понимать, что статистика не показывает, сколько именно жалоб от клиентов-физлиц поступило, речь идёт лишь о количестве телефонных номеров», — уточнил в беседе с изданием первый заместитель руководителя департамента информационной безопасности ЦБ Артём Сычев. Он добавил, что в сентябре регулятор заметил новый всплеск мошеннических звонков.
В более чем 2000 случаев операторы связи отказались принимать меры из-за «отсутствия правовых оснований», отметил регулятор. Проблема затронула многие банки, но на сообщения о мошеннических звонках реагируют не все операторы, рассказал Сычев. По его словам, в некоторых случаях операторы бездействуют, ссылаясь отсутствие такой обязанности в законе «О связи».
Многие из поступивших летом обращений ЦБ были «технически некорректны», объяснил изданию представитель «Билайна». По его словам, иногда в списках предоставленных для блокировки номеров были указаны те, которые банки используют для исходящих звонков клиентам. Блокировка таких номеров привела бы к тому, что банки не смогли бы дозвониться клиентам, объяснил оператор.
Статистика ЦБ отражает лишь малую часть проблемы, отмечает «Коммерсантъ». Коммерческий директор «Мегафона» Влад Вольфсон сказал, что за июнь-август оператор получил от банков жалобы на 2269 номеров, которые, предположительно, использовались мошенниками. Из них 900 оператор заблокировал. От ЦБ пришла информация лишь о 97 номерах, из которых 46 были заблокированы.
Позавчера по этому поводу коллега потеряла деньги:
Позвонили якобы из Сбера, номер на 1 цифру отличался от официального, говорили, что с вас списывают мошенники деньги, нужно срочно ехать в банк, и снять все наличные. Просто заблокировать карту невозможно. С картой мол всё нормально, списывают со счёта, надо поэтому вывести деньги и переложить на другой счёт. Вели её профессионально, переключали на службу безопасности, слали смски с правдоподобных номеров, и главное не давали положить трубку, мотивируя опять же тем, что сразу спишутся деньги. Естественно она была в стрессовом состоянии, плюс там хорошо отработанные психологические схемы. И главная причина правдоподобности: они назвали все номера карт, суммы на этих картах, просили не говорить CVV.
В конце схемы она сняла деньги в сбере и тут же их перевела на новый счёт. Косяк их был только один - счёт на яндекс.кошельке. Но после часа промывания мозгов она перевела. Вернуть деньги Яндекс сказал, что не сможет.
ЯД - сбер.