{"id":14289,"url":"\/distributions\/14289\/click?bit=1&hash=892464fe46102746d8d05914a41d0a54b0756f476a912469a2c12e8168d8a933","title":"\u041e\u0434\u0438\u043d \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043d\u0430 5%, \u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u2014 \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

Как студии и фрилансеры обманывают при заказе сайта. Как защититься и что иметь ввиду / часть 1

Обманывают не только «грузчики» и «менеджеры банков». В сфере создания сайтов откровенного вранья — еще больше. Рассказываю о том, где вас точно обманут, а где — вполне разумно доплатить.

Меня зовут Лена и я занимаюсь проектированием, дизайном и доработкой сайтов для бизнеса. В моем портфолио — застройщики, банки, производства, стартапы и различные сложные и уникальные сервисы. В статье я описываю свой опыт, который может отличаться от вашего. Мой телеграм-канал можно найти тут, а связаться тут.

Как правило, средний заказчик далек от создания сайтов. Даже если в компании есть маркетолог или эникей, заказчик заплатит больше, чем было в изначальной смете.

Есть десятки способов допродать заказчику то, за что он не должен был платить, грамотно обосновать ему необходимость допополнительных платежей. А что-то несведущий человек и не заметит.

Итак, перейдем к способам обмана и как их избежать.

Способ #1. Своя CMS или сильно допиленная система управления

Уж сколь давно твердили миру, что если разработчик использует сильно доработанный Wordpress / Opencart / другую CMS — вы попали на деньги. Такая CMS не сможет обновляться или за ее обновление будут брать $$$$ денег, когда обычную версию можно было бы обновить за $ денег или бесплатно. Также она будет сложна и в доработке.

А если разработчик сделал свою систему управления — все, пиши пропало. Любая мелкая правка может смело стоить от 10000р и делаться месяц, а в случае если разработчик пропадет с радаров — вы пойдете создавать новый сайт.

История из жизни: Написал заказчик, которому студия мой дизайн внедрила на Opencart, сделав для него уникальные модули. Через 2 года эта студия перестала работать. Заказчик остался с сайтом на Opencart, с которым никто не хотел работать, потому что в коде черт ногу сломит.

Как защититься: работать только с популярными системами управления, собрать отзывы о разработчике у тех, с кем они уже работали. Разрабатывать свою CMS только в случае, когда текущие совершенно не подходят.

Сотни, тысячи часов!

Способ #2. Нарисованные часы, за которые вы заплатите

Кто знает сколько часов дизайнер, программист или PM проработал над вашим проектом? Правильный ответ — никто, большинство небольших и средних студий не используют софт для отслеживания рабочего времени.

Почему не используют? За такую программу надо платить, она нарушает личное пространство, делая скриншоты компьютера или отслеживая вкладки, да и вообще — зачем заморачиваться, если итак платят?

Поэтому, не зафиксировав хотя бы ориентировочное количество часов на задачу — вы рискуете сделать студии сверхприбыль.

Как защититься: если уж работаете по схеме T/M (оплаты часов), проговаривайте методику отслеживания, согласование изменений, план по часам на задачу (от-до).

Все очевидно

Способ #3. Верстка, которая работает не так как нужно

Внезапно может оказаться, что несмотря на то, что вам сделали 3 варианта дизайна (десктоп, планшет, мобайл) в верстке осталось только 2. Или нет мобильной версии. Или адаптация работает некорректно и не во всех случаях. А чтобы все заработало — надо доплатить. Вы же не оговаривали это в ТЗ?

Или, например, в верстке нет микроразметки. Или сверстано абы как с использованием технологий, которые видели еще Perl. Или еще веселее — сайт рассыпается или жестко тормозит. У вас же не было прописано в ТЗ, насколько быстро все должно работать?

Как защититься: изучить вопрос самому или найти специалиста, который поможет составить ТЗ и проверит на соответствие конечный результат.

Мотоцикл с ракетным двигателем? Что может быть нужнее! 

Способ #4. Продажа слишком сложного/ненужного решения

Я видела клиента, которому для простого (!) сайта из 7 страниц купили практически самую дорогую лицензию Битрикс, прикрутили фронт через API и наколхозили несколько уникальных решений в виде калькуляторов сверху и личного кабинета.

Почему? Потому что студия специализируется на таких решениях! Но таким решениям место в крупных сайтах с тысячами посетителей, а не для pet-проекта. В итоге только на программную часть ушло >800 т.р. там, где можно было сделать максимум за 300 т.р. включая уникальные решения.

Проще говоря: не пишите Fullstack-программистам или интеграторам, если нужно создать простой сайт-визитку. Как и не стоит просить знакомого дизайнера сделать сайт под ключ. Прежде чем что-то начинать — нужно понимать стек (набор программных решений) , на котором будет разработан сайт.

Как защититься: изучить вопрос самому или найти специалиста, который поможет. Или почитать статьи в интернете. Понять на чем делать простой проект — довольно легко. А вот для уникальных программных решений, например, стартапов, без помощи консультанта не обойтись.

Способ #5. За правки ошибок после 3 итерации надо доплачивать.

У меня есть одна забавная история на этот счет. Одна предприимчивая студия конкретно косячила с версткой. То есть они делали правки, клиент проверял работу, оставались ошибки, студия опять делала правки и так раза 3. Дальше студия безапелляционно заявила: следующие правки — за деньги!

Следите за руками: работа выполнена с ошибками, но поскольку в договоре написано “3 итерации правок” без конкретики что такое правка — дальше за исправление ошибок, по мнению студии, надо платить.

И, к сожалению, такие проделки себе позволяет довольно крупная студия с ценами от 900 тысяч за сайт. Да, с ними судятся, да, иногда выигрывают, но сколько времени спускается в трубу? Сколько сайтов работает из-под палки, c ошибками?

Как защититься: пригласить ИТ юриста для составления договора, это недорого по сравнению с возможными потерями. Различать в договоре правки и доработки. Прочитать мою статью про договор.

Способ #6. Попапы, ховеры, UI KIT в стоимость не входят

Вам посчитали все страницы сайта, вы согласились на стоимость, заключили договор, сделали дизайн, а потом что-то пошло не так.

Забыли всплывающие окна, анимацию наведений на элементы, UI kit и слона в кармане. И, конечно же, это будет стоить +10-20% процентов от проекта. Скрепя сердце, соглашаетесь, а зря.

Как защититься: заранее изучить что входит в услугу, заранее сообщить что конкретно нужно, запрашивать детализацию КП. На запрос “нам нужен сайт компании, у нас есть ТЗ на пол-страницы” очень легко ответить низкой ценой, которая в процессе разработки вырастет.

Способ #7. В дизайн входит только версия для компьютера, за остальные надо доплачивать

Особенно забавно это выглядит в 2023 году, когда даже у заводов-сталелитейщиков основной трафик с мобильных. Если вам посчитали только “версию сайта для компьютера” — стоит усомниться в адекватности подрядчика, посмотреть другие предложения.

При расчете сайта под ключ подрядчик обязательно должен считать как минимум 2 версии дизайна сайта (для компьютеров и мобильных) и адаптивную верстку, которая, как следует из названия, адаптируется к размеру экрана пользователя. Если этого не сделано — вас будут разводить.

Как защититься: выбирать адекватного подрядчика, который не пытается вам продать мотоцикл по частям, указывая на сайте цену только за ручку и двигатель.

Способ #8. Вы сможете менять только 1-3 текстовых блока в системе управления

Если подрядчик хочет сэкономить на внедрении верстки в систему управления — у вас будет возможность менять исключительно пару текстовых блоков на странице и, может быть, пару картинок.

Захотите поменять что-то другое? Доплата! Поэтому, чтобы не платить каждый раз за смену картинки на странице услуги — попросите пощупать “демку”, то есть любой сайт подрядчика, на котором все уже интегрировано в систему управления. После — подумайте какие элементы вам нужно будет часто менять. Затем — пишите ТЗ, куда ж без него!

Как защититься: прописывать элементы для внедрения в систему управления в техзадании, указывать как это должно выглядеть. Иначе, за обновление контента на сайте придется часто доплачивать.

На этом закончим первую часть материала, во второй будет много интересного. Подписывайтесь на блог на VC или на телеграм канал, чтобы не пропустить. Если у вас есть вопрос или нужна консультация по решению для сайта — пишите лично.

Понравилась статья? Поставьте лайк, отправьте коллеге, другу, напишите комментарий :) Мне будет приятно.

0
86 комментариев
Написать комментарий...
Филипп Новиков

Хорошая статья.
И сайт у Вас тоже приятный, правда, мне в этой WP-теме не нравится смена курсора. :)
А насчет заказчика, то да, незнающего человека легко на этом деле нагреть или просто направить не в то русло, мои клиенты из США для своего pet-проекта (но очень важного для них) потратили больше $20K просто на создание кастомного TTF-шрифта (с уникальным алфавитом, но все же), потом им не хватило ресурсов - прежде всего, времени, на то, ради чего сайт был создан.
Потом оказалось, что сайт у них был не mobile-friendly, были следы Flash, старый исполнитель очень медленно отвечал, исходниками делиться не хотел, и им в итоге пришлось делать все почти с нуля с другой студией.

Ответить
Развернуть ветку
Lena Nexman (UX/UI Дизайнер)
Автор

Спасибо за комментарий по поводу сайта :)

Про клиентов из США...у меня нет слов. Flash + TTF за $20k это просто легендарно...

Как думаете, Филипп, как клиентов можно приучить брать второе мнение? Я вот в каждой статье рекомендую это, но по факту обращаются единицы, хотя стоит это 5-10% от общего бюджета проекта. Врачей ведь нанимают чтобы составить второе мнение, архнадзор нанимают, почему этого нет в вебе, где это супер-важно и куча пробелов?

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Новиков

Да, они начали делать его в 2017, правда, но уже тогда судьба Flash была предрешена. Работали со специалистом из edutainment, а это печально известная неуместными решениями ниша.
Насчет второго мнения - конечно, всем при принятии важного решения следует сначала провести анализ рынка, посмотреть портфолио, не поскупиться на тестовое задание, но для людей, далеких от бизнеса, это совсем неочевидно. Они даже, скорее всего, не читают vc.ru, потому что у них отношение такое - им нужно просто закрыть определенную проблему и скорее перестать уделять внимание этой сфере.
С другой стороны, когда ты избалован выбором, есть обратная проблема - я сам если с кем-то начинаю работать - с тренером, врачом, преподавателем, то слишком долго выбираю, и стоит мне зацепиться за то, что не понравилось, я уже не буду 100% доверять исполнителю - это очень мешает. Нужно принять определенный уровень погрешности и недостатков и работать от начала до конца.

Ответить
Развернуть ветку
Lena Nexman (UX/UI Дизайнер)
Автор

Мы все-таки говорим о бизнесменах или проджектах, людях, которые _обязаны_ принимать решения, в этом их смысл, суть и так далее.

Разве не очевидно что при принятии решения с 70% неизвестных - найдешь чаще всего грабли? :)
Часто встречаю истории, когда сайт принимают "лишь бы уже было" с ошибками, или он делается 3-6-12 месяцев, а бизнес так и стоит.

Как научить людей, право слово...
Кажется, нужен цикл статей и массированная рекламная кампания :)

Ответить
Развернуть ветку
83 комментария
Раскрывать всегда