{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Юнит-экономика в трех "Моделях"

Сегодня в сети, вопросы Юнит-экономики набирают всё большее и большее значение. Многие авторы статей пишут о "терминологии", принципах расчёта метрик, о их значимости, приводят примеры ..... Вот только куда не глянь - написано всё сбивчево и однобоко.

Короче, я решил донести Вам своё понимание Юнит-экономики. Постараюсь его обобщить и углубить. А Ваши комментарии будут отличным "барометром" или "лакмусовой бумажкой" для меня. Так что - пишите! Да будет срач :-)

Юнит-экономика — это метод анализа прямых доходов и затрат конкретного бизнеса, измеряемых в расчете на единицу. Единицей (Unit) может быть любой поддающийся количественной оценке элемент, приносящий ценность бизнесу.

Начну с определения, что такое Юнит-экономика:

Я бы хотел акцентировать Ваше внимание, что единица (Unit) может быть любой элемент приносящий ценность бизнесу. Следовательно, это элемент который приносит бизнесу измеримые доходы и расходы, а разница между ними определяет ценность этого элемента.

Исходя из того, что Unit приносит измеримые доходы и несет расходы мы можем выделить целый ряд элементов бизнеса которые могут относиться к Unit:

  • источник привлечения
  • клиент
  • товар (услуга)
  • сотрудник
  • единица оборудования
  • торговая точка.... и т.д

Каждый Unit из этого списка может стать триггером роста бизнеса, а так же "Bottleneck" (бутылочным горлышком), которое сводит на нет все маркетинговые и иные усилия организации.

Исходя из характеристик Unit элементов (клиент, товар, сотрудник и т.д.) можно выделить группы показателей, которые могут быть объединены в модели.

Модели Юнит-экономики:

  • клиентская модель (CLM)
  • продуктовая модель (PRM)
  • организационная модель (ORM)

О каждой из моделей в следующих статьях.
_________________________
Скачать моё пособие по Юнит-экономике или Таблицу для расчёта Юнит-экономики можно в телеграмм боте по ссылке. Там же можно почитать о моделях и показателях.

Портал по Юнит-экономике: юнитэкономика.рф

0
3 комментария
Илья Ланкевич

1) Юнэк — «метод анализа» — согласен, но только если речь идет об учете / расчете доходов и расходов, т.­е. юнэк может (и должен) использоваться для прогнозирования и планирования.
2) Для традиционных подходов также свойственно рассчитывать экономику (вкл. себестоимость и рентабельность) для отдельного бизнеса, центра прибыли (бизнес-юнита, площадки / производства (вкл. отдельной производственной линии или оборудования), проекта), продукта (товара, услуги или работы) или подразделения (группы сотрудников / сотрудника), т.­е. твое определение не отличает юнэк от традиционных подходов.
3) Всячески поддерживаю идею, что определение юнита полностью в руках и на совести менеджеров отдельного бизнеса и может быть дико субъективным, но, имхо, важно, что [обычно] юнэк игнорирует несвязанные с юнитом доходы и все косвенные (общепроизводственные и общехозяйственные) расходы для расчета «прибыли» и определения порогов масштабируемости.
4) Ну, и наверное, следует заметить, что юнэк особо популярен в новых бизнесах / стартапах, когда инвесторов не особо беспокоит размер косвенных (доля которых при росте бизнеса должна снижаться, а большая часть направлена в развитие продукта и привлечение клиентов), но сильно интересует снижение веса производственных и операционных расходов при увеличении количества клиентов›операций. Вот что Альтман об этом писал в 2015:
https://blog.samaltman.com/unit-economics#:~:text=the%20answer%20is%20unit%20economics

Ответить
Развернуть ветку
Ян Гринцевич
Автор

1) согласен, результат анализа может быть использован для планирования, но собственно как и результаты любого анализа. Мне казалось это логичным и я не стал акцентировать внимание на этом. Но учту, спасибо.
2) считаю, что юнит-экономика и есть традиционный подход, только он кажется проще за счёт ракурса (юнита). Это не скучная экономическая теория, микроэкономика, экономический анализ ... это нечто "новое", "простое" и "современное". Экономистов на предприятиях не встретить, а вот Проектных менеджеров, которые считают, в том числе "Юнит-экономику" ....смотрю история набирает обороты ....
3) игнорировать факт наличия косвенных расходов возникающих в процессе деятельности организации, их структуру и отношение к реализуемому продукту - это отбросить, возможно, ряд существенных фактов, подчёркиваю - возможно и для каждого бизнеса индивидуально. Я не рассматриваю обычный подход, у меня он "индивидуальный". Считаю, что при определении рычага для масштабирования нужно учитывать совокупность данных. Нельзя обслужить 1000 клиентов в день на 10 кв. метрах пространства (кафе, барбершоп и т.п.) или пустить на "старенький сервер" 1000 внешних пользователей для онлайн продуктов..... Здесь не будет масштабируемости при любом соотношении показателей. Это будет бутылочное горлышко.
4) использовать Юнит-экономику только для стартапов, только для анализа инвестиционных рисков ..... опять таки однобоко. По сути данные из головы - это рентабельность из головы, в которой скорее всего нет реальности. Инвестор реальнее будет смотреть не на красивые обещания и "из воздуха" взятые цифры, а на понимание ниши, её масштаб, уникальность, конкурентоспособность и т.д. А вот юнит-экономика, как инструмент (метод) анализа существующих данных, скажем так - визуально упрощённый вариант экономики предприятия .... будет гораздо полезнее. Мне кажется необходимо переориентировать подходы к юнит-экономике и использовать её для существующего бизнеса.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ланкевич

2) Останусь при своем мнении: юнэк отличается от традиционных подходов, хотя юнэк следует рассматривать как вид экономического анализа. Но и спорить не буду. :)
3) Какие доходы / расходы включать в юнэк… Поясню свое мнение. Еще раз подчеркну: юнэк особо популярен в новых бизнесах / стартапах. И отвечает на основной вопрос: сколько прибыли приносит 1 юнит? Второй вопрос логически вытекает для растущего бизнеса, на каком количестве юнитов возникает изменение структуру прямых расходов, т. е. когда вам понадобится второй сервер, грузовик или дополнительные площади? А т. к. новые бизнесы / стартапы обычно еще не достигли нужного масштаба (кривая опыта) и не могут покрыть «шампанское и черную икру» основателям, то всегда хочется отделить business building costs. Их проще отнормировать по среднеотраслевой (сопоставимой). То что ты называешь «бутылочное горлышко», я называю — пороги масштабирования.
По п. 4 см. выше. :)

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда