{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Брокерский счет во Freedom Finance Казахстан – как с меня сняли 5000$ за то, что я стал их клиентом

Рассказываю, как я решил создать запасной аэродром в дружественной стране, потратил за два месяца на комиссии 6% от вложенного капитала и пытаюсь вернуться к американскому брокеру.

Предыстория

В конце августа 2023 года брокер, у которого я обслуживался – Interactive Brokers, усложняет процедуру вывода средств на свои счета. И я решил подстраховаться и перевести часть капитала к брокеру в дружественную страну. Выбор пал на Казахстан, как наиболее развитого в финансовом плане соседа РФ. При анализе предложений на рынке, я нашел двух брокеров, которые прямо заявляли, что открывают счета россиянам – Halyk Finance и Freedom Finance. Я остановил свой выбор на Freedom Finance, потому что их «Стандартный» тариф был выгоднее и они предложили бесплатно выпустить мультивалютную карту к счету, если сумма инвестиций будет свыше 50к $ – приятный бонус, подумал я и согласился.

На входе ребята показали отличный сервис, сразу дали спеца для консультаций, с переводом бумаг помогли, подсказали как сэкономить пару сотен баксов на своих комиссиях и даже нашли помогаторов, чтобы ИИН казахстанский получить. Отличная работа – подумал я. Казалось бы что может пойти не так? Но вы не представляете, как сильно я заблуждался.

Я не активный трейдер, скорее среднесрочный инвестор – иногда совершаю несколько сделок в месяц, а иногда не совершаю их вовсе. С 2015 года я работал с разными брокерами: БКС и Тинькофф в России, и с Interactive Brokers в США. И за эти 8 лет у меня сформировалось некое представление о том, как работают брокеры, что сколько стоит, и за что вообще брокеры берут деньги. За все эти восемь лет, моя комиссия у брокеров никогда не превышала 15 долларов в месяц. Открывая счет во Freedom Finance, я ожидал чего-то сопоставимого. Сама компания и ее основатель Тимур Турлов из России. Компания их на слуху, основатель вообще бизнес звезда и активно пиарится, менеджеры их активно ходят по инвесторским чатам и приглашают поработать с Freedom Finance или Цифра Брокер (их подразделение в РФ). Есть у меня такое представление, что публичные люди и компании дорожат своей репутацией и ведут дела честно.

Мы переговорили с менеджером, я посмотрел тарифы. На тарифе «Стандартный» обслуживание было дороже, чем обычно стоит в РФ и US. Теперь мои расходы будут 50..100$ в месяц, вместо 10..15$. Я подумал, что это приемлемая цена за снижение рисков для обладателя российского паспорта и перевел бумаги.

За перевод бумаг одного типа заплатил единоразовую комиссию 100$ – тут все ОК, меня об этом честно предупредили. Перевод со всеми формальностями занял около недели. Заодно инициировали выпуск мультивалютной карты от их банка – Фридом банк. Я поинтересовался, когда я могу ожидать карту и мне назвали срок 2-3 недели. Историю с картами я вынесу в отдельную статью, пока закину спойлер, там тоже всё оказалось не так гладко.

Весь процесс по переводу бумаг занял несколько недель. С конца сентября по конец октября бумаги лежали без движения и казалось, что все ОК. Потом на рынке начинаются интенсивные изменения и я решаю пересобрать портфель. Продаю одни акции на 10к$ и покупаю другие. Знаете во сколько это мне обходится? 416$ !!!

Самое страшное то, что я просто не замечаю этих списаний, потому что свою комиссию брокер в истории сделок не отражает и пишет только чистые результаты по операциям.

И я продолжаю работать как ни в чем не бывало. Дальше больше. Еще четыре сделки (две покупки и две продажи, комиссии – 638$ и 115$).

На этом моменте я начинаю ощущать, что стоимость моего портфеля должна быть выше, и начинаю искать детализацию по операциям. А когда ее нахожу, прихожу в сильнейшее изумление.

Когда смотрел тарифы, я выбрал «Стандартный». Может я – беспечный человек, но я почему-то воспринимаю «Стандартный» тариф, как идущий по умолчанию, а другие тарифы, как опциональные. При заключении договора тариф мне выбрать не предлагали и никак этот момент этот не проговаривали.

Увы, я оказался не прав, и по умолчанию мне (да и всем остальным счастливым клиентам) подключают тариф «Персональный Менеджер». Он такой же, как тариф стандартный, но только сверху берут 0,5% с оборота по счету. Вот так об этом тарифе написано на сайте.

За те два месяца, что у меня был подключен этот тариф, мой дорогой, в прямом смысле этого слова, менеджер ни разу не проконсультировал меня и не предоставил мне ни аналитику, ни инвестиционные рекомендации. Он даже не обозначил, что я могу этими услугами воспользоваться, что довольно предусмотрительно с его стороны. Тем не менее, его «помощь» на тот момент уже обошлась мне в дополнительные 1170$.

Я попытался урегулировать этот вопрос с персональным менеджером, но понимания не встретил. В целом я надеялся на значительный кэшбэк. Я уже привык, что если ты ловишь корпорацию на таких вещах, они легко идут на встречу, возвращают деньги и извиняются, чтобы не потерять клиента. Но тут «раскаянием» и не пахло. Зато мне сообщили что тариф «Стандартный» для меня недоступен и я должен внести еще 23к $, чтобы получить право перейти на него.

Менеджер предложил мне подключить тариф «Международный» – он был немного дешевле. И я попросил сделать это, чтобы сократить свои потери и взять паузу, чтобы обдумать что делать дальше. Это было утром 22 ноября.

По состоянию на 12 декабря мой тариф по-прежнему «Персональный менеджер». Сделок с этим брокером я уже проводить не планировал, поэтому вопрос был не принципиальный. Но это хорошо демонстрирует уровень сервиса на самом дорогом тарифе, и возможности по его смене.

Зато этот тариф дает мне возможность и дальше обращаться за помощью к моему славному персональному менеджеру. Подумав два часа, я понял, что работа с этим брокером экономически нецелесообразна и мне надо его покинуть. Пишу об этом менеджеру. Он не отвечает сутки.

Я пишу еще раз. После этого менеджер предупреждает меня как опасно работать с другим брокером. О целях такой заботы можете судить сами.

22 ноября я подаю поручение на перевод бумаг. Сразу же запрашиваю в поддержке срок исполнения поручения, отвечают: «Вернемся к Вам с обратной связью, как только получим ответ от специалистов». Спустя пять дней переписки с поддержкой, с просьбами озвучить сроки решения вопроса или сообщить статус моего запроса, не добившись никакой конкретики, возвращаюсь к персональному менеджеру.

После этого мы полдня выясняли кто и что должен делать, чтобы перевод состоялся. Я воспринял эту недельную задержку, как попытку Freedom отсрочить вывод активов. А может быть я ошибаюсь, и это просто плохо выстроенные процессы и халатность.

В итоге я пишу просьбу о помощи в Interactive Brokers.

Interactive Brokers соглашаются помочь, и вот, казалось бы, не за горами свобода от грабительских комиссий и деструктивного обслуживания – осталось только оплатить комиссию за исходящий перевод бумаг в размере 300$ (как принято в организованных преступных группировках «Вход – рубль, выход – два»). Но я вновь ошибся. И для этой корпорации в качестве слогана больше подойдет фраза из божественной комедии Данте: «Оставь надежду всяк сюда входящий». Почему? Читайте дальше.

Desine sperare qui hic intras

29 ноября утром я захожу в приложение чтобы посмотреть не прошел ли перевод бумаг и обнаруживаю, что мой счет похудел еще на 3к долларов. Сначала я подумал, что случился внезапный обвал на рынке. Проверил – рынки в порядке, росли и зеленели. Захожу в детализацию платежей и вижу там два списания «прочей» комиссии.

А я в этот день и сделок никаких не проводил. Посмотрел на номера – сделки были несколько недель назад и по ним уже уплачена 0,5% комиссии.

Я пишу своему персональному менеджеру.

Пишу в поддержку и прошу разъяснить что это за комиссии. Получаю ответ – мы удержим с вас 5%.

«На странице 6, приложения 3 есть пояснение...»

Не часто я сталкивался в своей жизни с такими, как бы сказал Остап Ибрагимович, «сравнительно честными способами отъема денег у населения». Дальше меня уже откровенно накрывает и я инициирую прощальный диалог с персональным менеджером. Зацените.

Потом мы выясняли, почему комиссия появилась. Потом было предложение убрать последнюю комиссию «но это не точно» и снова фразы в стиле «вы читали наш договор?». Это как игра «хороший полицейский – плохой полицейский», где в конце ты понимаешь, что оба полицейских плохие.

Разошлись мы не очень здорово, поэтому я выложу остаток переписки, чтобы компания потом не манипулировала этим и не говорила «А вот мы предлагали ему вернуть комиссию, а он отказался».

А отказался я потому что уже ни на йоту этой компании не верил, как и в то, что эта проблема решится. Почему? (не спросите вы, но я все равно отвечу).

Потому что я видел как решались предыдущие проблемы, описанные выше. Ведь до этого ни разу здравый смысл не перевесил договор, так почему он перевесит его сейчас? И вообще

На следующий день менеджер вышел на связь с сообщением, что во всем разобрались и предложением попробовать отменить комиссию. Для этого он попросил отменить перевод бумаг в IB.

Договорились. Я питал слабую надежду на то, что разумный подход восторжествует. Но вовсе не был уверен, что дело примет положительный оборот, поэтому тут же сделал для себя заметку с указанием своих намерений, при различных вариантах развития ситуации.

Выжидаю оговоренный срок, пишу.

Наступает понедельник, а потом и вторник.

Итог неутешительный, из 5к доставшихся им таким трудом долларов, брокер решает не возвращать ничего. Ну, ОК. История эта послужит уроком мне и предостережением любому разумному человеку с деньгами. Ну и обещание данное самому себе – вложить средств и сил на 5000$ для защиты других инвесторов от ФФ придется исполнять.

Я бы хотел подсветить и вторую сторону медали. Те самые тарифы, которые «прописаны в договоре», и на которые менеджер ссылается как на норму. Для сравнения приведу тарифы брокеров из РФ (БКС) и США (Interactive Brokers), с которыми я работаю. У других брокеров в этих странах расценки сопоставимые, поэтому можно принять их за некую норму брокерского обслуживания для инвесторов из России.

Ключевые параметры

Пример

Я решил продать 1000 акций компании А по 25$ и тут же купить 1000 акций компании Б по 25$.

IB – 10$ = 1000 x 0.005 + 1000 x 0.005

БКС – 18$ = 1000 х 0.04 + 1000 х 0.004 + 25000 х 0.02 + 25000 х 0.02

FF – 251$ = 1000 х 0.012 + 1000 х 0.012 + 1.2 + 25000 х 0.5 + 25000 х 0.5

Пример, у вас есть 1000 акций компаний А и 1000 акций компании Б, цена акции в обеих случаях 25$. Сперва вы решаете зайти и поработать с одним из представленных брокеров, вы продали свои акции компаний А и Б, купили акции компании В, потом вам что-то не понравилось и вы решили от этого брокера уйти.

IB 0$ = входящий и исходящий переводы бесплатно

БКС 20$ = входящий бесплатно, исходящий 10$ за каждого эмитента.

FF 500$ = 200 входящий за два эмитента и еще 300 исходящий.

Ой! Чуть не забыли 5% «прочую» комиссию за продажу ваших бумаг.

FF +2500$ = 25 x 1000 х 0.05 + 25 х 1000 х 0.05

И так изящно и промежду прочим, за две операции с вас возьмут 3к долларов из 50к, или 6% от вашего капитала)

Таким образом мы видим, что, по сравнению со своим российским конкурентом, комиссия за сделки выше в 14 раз, с американским в 25 раз. А комиссия за перевод ваших собственных бумаг выше в 150 раз, чем у российского брокера. И это они преподносят, как нормальные условия договора. Насколько они нормальные я предлагаю вам оценить самостоятельно.

Тарифы БКС и IB

На 5к долларов, что я обещал себе вложить в воздаяние по делам их, я планирую написать 10-12 материалов про эту замечательную компанию и дистрибутировать их по всем сообществам российских инвесторов. Чтобы слава нашла своего героя.И если хотя бы одного человека я уберегу тех неприятностей, что пережил сам – я буду считать свою миссию выполненной. Если таких людей будет много, я буду просто счастлив.

Для себя я сделал вывод – теперь я этой компании, не то что свой капитал, а даже чемодан на вокзале не доверил бы посторожить. Вам же предлагаю самостоятельно решать работать с ними или нет.

В дополнение к моим материалам, советую ознакомиться с еще одной статьей на VC о расследовании хедж-фонда Hindenburg в отношении компании Freedom Finance от 17.08.2023

Где-то в инвесторском чате в ТГ мне попалась шутка про то, что раньше был Сэм Бэнкман Фрид (тот, которому в США грозит до 115 лет тюремного заключения за мошенничество, обман клиентов и отмывание денег), а теперь будет еще Сэр Бэнкман Фридом. Бостонский офис SEC (комиссии по ценным бумагам и биржам США), а также прокуратура штата Массачусетс уже проводят расследование в отношении холдинга Freedom Finance.

Что грозит компании, и сколько попросит обвинение лично для господина Турлаева, пока не понятно. Но, как писали в одной очень известной книге: «Каждому воздастся по делам его»

Поскольку это битва Давида с Голиафом (частного лица и международной финансовой компании), я ожидаю здесь ряд сотрудников этого холдинга или просто ботов, отстаивающих кристальную честность этой прекрасной компании. Сообщаю, что готов вести содержательную дискуссию и с вами, если вы готовы предоставлять пруфы своей позиции.

Я планирую написать серию статей, поэтому – если вы пострадали от действий этой компании и готовы рассказать свою историю, пожалуйста напишите мне в телеграм @mp2x2

Если у вас есть чем дополнить мою историю, вопросы или мнения, жду вас в комментариях. Если вам неохота писать коммент, но тоже были проблемы с ФФ, просто напишите +1

UPD
22.12 вечером мне позвонил управляющий директор брокера Freedom Finance Global. Объяснил нюансы моего кейса, предложил возместить все комисии и помочь с переводом бумаг. Напишу репорт по завершении процесса.
25.12 сменили персонального менеджера, возместили все комиссии, сменили тариф на стандартный.
26.12 оформили перевод бумаг в IB
29.12 бумаги переведены.
Должен признать, что договороспособность у компании есть. После праздников попробую узнать, как другим решить свои проблемы. Если найду пути -- напишу сюда или в отдельную статью.

0
461 комментарий
Написать комментарий...
Zloy Marketolog

Работник года

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Sorokin

Можно скриншот в LinkedIn опубликовать и Турлова призвать. Это непозволительный уровень сервиса, такого человека и его менеджера надо сразу на улицу

Ответить
Развернуть ветку
Mark

Скорее в черные списки во все, которые существуют

Ответить
Развернуть ветку
458 комментариев
Раскрывать всегда