{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Брокерский счет во Freedom Finance Казахстан – как с меня сняли 5000$ за то, что я стал их клиентом

Рассказываю, как я решил создать запасной аэродром в дружественной стране, потратил за два месяца на комиссии 6% от вложенного капитала и пытаюсь вернуться к американскому брокеру.

Предыстория

В конце августа 2023 года брокер, у которого я обслуживался – Interactive Brokers, усложняет процедуру вывода средств на свои счета. И я решил подстраховаться и перевести часть капитала к брокеру в дружественную страну. Выбор пал на Казахстан, как наиболее развитого в финансовом плане соседа РФ. При анализе предложений на рынке, я нашел двух брокеров, которые прямо заявляли, что открывают счета россиянам – Halyk Finance и Freedom Finance. Я остановил свой выбор на Freedom Finance, потому что их «Стандартный» тариф был выгоднее и они предложили бесплатно выпустить мультивалютную карту к счету, если сумма инвестиций будет свыше 50к $ – приятный бонус, подумал я и согласился.

На входе ребята показали отличный сервис, сразу дали спеца для консультаций, с переводом бумаг помогли, подсказали как сэкономить пару сотен баксов на своих комиссиях и даже нашли помогаторов, чтобы ИИН казахстанский получить. Отличная работа – подумал я. Казалось бы что может пойти не так? Но вы не представляете, как сильно я заблуждался.

Я не активный трейдер, скорее среднесрочный инвестор – иногда совершаю несколько сделок в месяц, а иногда не совершаю их вовсе. С 2015 года я работал с разными брокерами: БКС и Тинькофф в России, и с Interactive Brokers в США. И за эти 8 лет у меня сформировалось некое представление о том, как работают брокеры, что сколько стоит, и за что вообще брокеры берут деньги. За все эти восемь лет, моя комиссия у брокеров никогда не превышала 15 долларов в месяц. Открывая счет во Freedom Finance, я ожидал чего-то сопоставимого. Сама компания и ее основатель Тимур Турлов из России. Компания их на слуху, основатель вообще бизнес звезда и активно пиарится, менеджеры их активно ходят по инвесторским чатам и приглашают поработать с Freedom Finance или Цифра Брокер (их подразделение в РФ). Есть у меня такое представление, что публичные люди и компании дорожат своей репутацией и ведут дела честно.

Мы переговорили с менеджером, я посмотрел тарифы. На тарифе «Стандартный» обслуживание было дороже, чем обычно стоит в РФ и US. Теперь мои расходы будут 50..100$ в месяц, вместо 10..15$. Я подумал, что это приемлемая цена за снижение рисков для обладателя российского паспорта и перевел бумаги.

За перевод бумаг одного типа заплатил единоразовую комиссию 100$ – тут все ОК, меня об этом честно предупредили. Перевод со всеми формальностями занял около недели. Заодно инициировали выпуск мультивалютной карты от их банка – Фридом банк. Я поинтересовался, когда я могу ожидать карту и мне назвали срок 2-3 недели. Историю с картами я вынесу в отдельную статью, пока закину спойлер, там тоже всё оказалось не так гладко.

Весь процесс по переводу бумаг занял несколько недель. С конца сентября по конец октября бумаги лежали без движения и казалось, что все ОК. Потом на рынке начинаются интенсивные изменения и я решаю пересобрать портфель. Продаю одни акции на 10к$ и покупаю другие. Знаете во сколько это мне обходится? 416$ !!!

Самое страшное то, что я просто не замечаю этих списаний, потому что свою комиссию брокер в истории сделок не отражает и пишет только чистые результаты по операциям.

И я продолжаю работать как ни в чем не бывало. Дальше больше. Еще четыре сделки (две покупки и две продажи, комиссии – 638$ и 115$).

На этом моменте я начинаю ощущать, что стоимость моего портфеля должна быть выше, и начинаю искать детализацию по операциям. А когда ее нахожу, прихожу в сильнейшее изумление.

Когда смотрел тарифы, я выбрал «Стандартный». Может я – беспечный человек, но я почему-то воспринимаю «Стандартный» тариф, как идущий по умолчанию, а другие тарифы, как опциональные. При заключении договора тариф мне выбрать не предлагали и никак этот момент этот не проговаривали.

Увы, я оказался не прав, и по умолчанию мне (да и всем остальным счастливым клиентам) подключают тариф «Персональный Менеджер». Он такой же, как тариф стандартный, но только сверху берут 0,5% с оборота по счету. Вот так об этом тарифе написано на сайте.

За те два месяца, что у меня был подключен этот тариф, мой дорогой, в прямом смысле этого слова, менеджер ни разу не проконсультировал меня и не предоставил мне ни аналитику, ни инвестиционные рекомендации. Он даже не обозначил, что я могу этими услугами воспользоваться, что довольно предусмотрительно с его стороны. Тем не менее, его «помощь» на тот момент уже обошлась мне в дополнительные 1170$.

Я попытался урегулировать этот вопрос с персональным менеджером, но понимания не встретил. В целом я надеялся на значительный кэшбэк. Я уже привык, что если ты ловишь корпорацию на таких вещах, они легко идут на встречу, возвращают деньги и извиняются, чтобы не потерять клиента. Но тут «раскаянием» и не пахло. Зато мне сообщили что тариф «Стандартный» для меня недоступен и я должен внести еще 23к $, чтобы получить право перейти на него.

Менеджер предложил мне подключить тариф «Международный» – он был немного дешевле. И я попросил сделать это, чтобы сократить свои потери и взять паузу, чтобы обдумать что делать дальше. Это было утром 22 ноября.

По состоянию на 12 декабря мой тариф по-прежнему «Персональный менеджер». Сделок с этим брокером я уже проводить не планировал, поэтому вопрос был не принципиальный. Но это хорошо демонстрирует уровень сервиса на самом дорогом тарифе, и возможности по его смене.

Зато этот тариф дает мне возможность и дальше обращаться за помощью к моему славному персональному менеджеру. Подумав два часа, я понял, что работа с этим брокером экономически нецелесообразна и мне надо его покинуть. Пишу об этом менеджеру. Он не отвечает сутки.

Я пишу еще раз. После этого менеджер предупреждает меня как опасно работать с другим брокером. О целях такой заботы можете судить сами.

22 ноября я подаю поручение на перевод бумаг. Сразу же запрашиваю в поддержке срок исполнения поручения, отвечают: «Вернемся к Вам с обратной связью, как только получим ответ от специалистов». Спустя пять дней переписки с поддержкой, с просьбами озвучить сроки решения вопроса или сообщить статус моего запроса, не добившись никакой конкретики, возвращаюсь к персональному менеджеру.

После этого мы полдня выясняли кто и что должен делать, чтобы перевод состоялся. Я воспринял эту недельную задержку, как попытку Freedom отсрочить вывод активов. А может быть я ошибаюсь, и это просто плохо выстроенные процессы и халатность.

В итоге я пишу просьбу о помощи в Interactive Brokers.

Interactive Brokers соглашаются помочь, и вот, казалось бы, не за горами свобода от грабительских комиссий и деструктивного обслуживания – осталось только оплатить комиссию за исходящий перевод бумаг в размере 300$ (как принято в организованных преступных группировках «Вход – рубль, выход – два»). Но я вновь ошибся. И для этой корпорации в качестве слогана больше подойдет фраза из божественной комедии Данте: «Оставь надежду всяк сюда входящий». Почему? Читайте дальше.

Desine sperare qui hic intras

29 ноября утром я захожу в приложение чтобы посмотреть не прошел ли перевод бумаг и обнаруживаю, что мой счет похудел еще на 3к долларов. Сначала я подумал, что случился внезапный обвал на рынке. Проверил – рынки в порядке, росли и зеленели. Захожу в детализацию платежей и вижу там два списания «прочей» комиссии.

А я в этот день и сделок никаких не проводил. Посмотрел на номера – сделки были несколько недель назад и по ним уже уплачена 0,5% комиссии.

Я пишу своему персональному менеджеру.

Пишу в поддержку и прошу разъяснить что это за комиссии. Получаю ответ – мы удержим с вас 5%.

«На странице 6, приложения 3 есть пояснение...»

Не часто я сталкивался в своей жизни с такими, как бы сказал Остап Ибрагимович, «сравнительно честными способами отъема денег у населения». Дальше меня уже откровенно накрывает и я инициирую прощальный диалог с персональным менеджером. Зацените.

Потом мы выясняли, почему комиссия появилась. Потом было предложение убрать последнюю комиссию «но это не точно» и снова фразы в стиле «вы читали наш договор?». Это как игра «хороший полицейский – плохой полицейский», где в конце ты понимаешь, что оба полицейских плохие.

Разошлись мы не очень здорово, поэтому я выложу остаток переписки, чтобы компания потом не манипулировала этим и не говорила «А вот мы предлагали ему вернуть комиссию, а он отказался».

А отказался я потому что уже ни на йоту этой компании не верил, как и в то, что эта проблема решится. Почему? (не спросите вы, но я все равно отвечу).

Потому что я видел как решались предыдущие проблемы, описанные выше. Ведь до этого ни разу здравый смысл не перевесил договор, так почему он перевесит его сейчас? И вообще

На следующий день менеджер вышел на связь с сообщением, что во всем разобрались и предложением попробовать отменить комиссию. Для этого он попросил отменить перевод бумаг в IB.

Договорились. Я питал слабую надежду на то, что разумный подход восторжествует. Но вовсе не был уверен, что дело примет положительный оборот, поэтому тут же сделал для себя заметку с указанием своих намерений, при различных вариантах развития ситуации.

Выжидаю оговоренный срок, пишу.

Наступает понедельник, а потом и вторник.

Итог неутешительный, из 5к доставшихся им таким трудом долларов, брокер решает не возвращать ничего. Ну, ОК. История эта послужит уроком мне и предостережением любому разумному человеку с деньгами. Ну и обещание данное самому себе – вложить средств и сил на 5000$ для защиты других инвесторов от ФФ придется исполнять.

Я бы хотел подсветить и вторую сторону медали. Те самые тарифы, которые «прописаны в договоре», и на которые менеджер ссылается как на норму. Для сравнения приведу тарифы брокеров из РФ (БКС) и США (Interactive Brokers), с которыми я работаю. У других брокеров в этих странах расценки сопоставимые, поэтому можно принять их за некую норму брокерского обслуживания для инвесторов из России.

Ключевые параметры

Пример

Я решил продать 1000 акций компании А по 25$ и тут же купить 1000 акций компании Б по 25$.

IB – 10$ = 1000 x 0.005 + 1000 x 0.005

БКС – 18$ = 1000 х 0.04 + 1000 х 0.004 + 25000 х 0.02 + 25000 х 0.02

FF – 251$ = 1000 х 0.012 + 1000 х 0.012 + 1.2 + 25000 х 0.5 + 25000 х 0.5

Пример, у вас есть 1000 акций компаний А и 1000 акций компании Б, цена акции в обеих случаях 25$. Сперва вы решаете зайти и поработать с одним из представленных брокеров, вы продали свои акции компаний А и Б, купили акции компании В, потом вам что-то не понравилось и вы решили от этого брокера уйти.

IB 0$ = входящий и исходящий переводы бесплатно

БКС 20$ = входящий бесплатно, исходящий 10$ за каждого эмитента.

FF 500$ = 200 входящий за два эмитента и еще 300 исходящий.

Ой! Чуть не забыли 5% «прочую» комиссию за продажу ваших бумаг.

FF +2500$ = 25 x 1000 х 0.05 + 25 х 1000 х 0.05

И так изящно и промежду прочим, за две операции с вас возьмут 3к долларов из 50к, или 6% от вашего капитала)

Таким образом мы видим, что, по сравнению со своим российским конкурентом, комиссия за сделки выше в 14 раз, с американским в 25 раз. А комиссия за перевод ваших собственных бумаг выше в 150 раз, чем у российского брокера. И это они преподносят, как нормальные условия договора. Насколько они нормальные я предлагаю вам оценить самостоятельно.

Тарифы БКС и IB

На 5к долларов, что я обещал себе вложить в воздаяние по делам их, я планирую написать 10-12 материалов про эту замечательную компанию и дистрибутировать их по всем сообществам российских инвесторов. Чтобы слава нашла своего героя.И если хотя бы одного человека я уберегу тех неприятностей, что пережил сам – я буду считать свою миссию выполненной. Если таких людей будет много, я буду просто счастлив.

Для себя я сделал вывод – теперь я этой компании, не то что свой капитал, а даже чемодан на вокзале не доверил бы посторожить. Вам же предлагаю самостоятельно решать работать с ними или нет.

В дополнение к моим материалам, советую ознакомиться с еще одной статьей на VC о расследовании хедж-фонда Hindenburg в отношении компании Freedom Finance от 17.08.2023

Где-то в инвесторском чате в ТГ мне попалась шутка про то, что раньше был Сэм Бэнкман Фрид (тот, которому в США грозит до 115 лет тюремного заключения за мошенничество, обман клиентов и отмывание денег), а теперь будет еще Сэр Бэнкман Фридом. Бостонский офис SEC (комиссии по ценным бумагам и биржам США), а также прокуратура штата Массачусетс уже проводят расследование в отношении холдинга Freedom Finance.

Что грозит компании, и сколько попросит обвинение лично для господина Турлаева, пока не понятно. Но, как писали в одной очень известной книге: «Каждому воздастся по делам его»

Поскольку это битва Давида с Голиафом (частного лица и международной финансовой компании), я ожидаю здесь ряд сотрудников этого холдинга или просто ботов, отстаивающих кристальную честность этой прекрасной компании. Сообщаю, что готов вести содержательную дискуссию и с вами, если вы готовы предоставлять пруфы своей позиции.

Я планирую написать серию статей, поэтому – если вы пострадали от действий этой компании и готовы рассказать свою историю, пожалуйста напишите мне в телеграм @mp2x2

Если у вас есть чем дополнить мою историю, вопросы или мнения, жду вас в комментариях. Если вам неохота писать коммент, но тоже были проблемы с ФФ, просто напишите +1

UPD
22.12 вечером мне позвонил управляющий директор брокера Freedom Finance Global. Объяснил нюансы моего кейса, предложил возместить все комисии и помочь с переводом бумаг. Напишу репорт по завершении процесса.
25.12 сменили персонального менеджера, возместили все комиссии, сменили тариф на стандартный.
26.12 оформили перевод бумаг в IB
29.12 бумаги переведены.
Должен признать, что договороспособность у компании есть. После праздников попробую узнать, как другим решить свои проблемы. Если найду пути -- напишу сюда или в отдельную статью.

0
461 комментарий
Написать комментарий...
Yury Y

деньги вернли. это что получается, они нарушили собственные правила?))

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

Это значит что они пошли на встречу чтобы окончательно не потерять лицо, так как менеджер ужасный, общался плохо. Все проблемы из-за него возникли, он обязан был предупредить о повышенной комиссии, потому что это менеджер "персональный" это его работа, его работа не спрашивать клиента а вы читали договор, вы сами виноваты, поэтому к счастью и вернули деньги.

Ответить
Развернуть ветку
458 комментариев
Раскрывать всегда