{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Десять трендов 2020 года в логистике

Меня зовут Владимир Урбанский, я возглавляю почтовые технологии и занимаюсь цифровым и технологическим развитием «Почты России».

Мы часто дискутируем на тему будущего логистики с Леонидом Зондбергом, который в прошлом году перешёл в команду электронной коммерции «Почты» из DPD. Результатом обсуждений стали 10 трендов 2020 в логистике, которыми мы решили поделиться с вами.

Экспресс-доставка и гиперлокальность

Срок доставки входит в ТОП-3 факторов, влияющих на выбор покупателя в электронной коммерции. Тренд на сокращение времени доставки наметился уже давно. А в прошлом году стали активно развиваться сервисы доставки товаров и еды за 30 и даже 15 минут. Это стало возможно только благодаря гиперлокальному формату — сеть распределённых складов (dark stores) и отправка по ограниченному району позволяют обеспечить обещанный интервал времени.

«Яндекс.Лавка», «Самокат» и «Кухня на районе» подстегнули более крупных игроков пересмотреть свою модель работы. Тестируют или планируют запустить экспресс-доставку «Перекрёсток», «Лента», «Ozon» и другие сети. Рост гиперлокальных и экспресс-доставок в 2020 году будет ещё более внушительным.

В Почте мы видим, что темпы роста курьерской экспресс-доставки выросли на 60% по сравнению с годом ранее, и ожидаем дальнейшего развития этого тренда.

Притом что потребность и готовность заказывать доставку продуктов и еды однозначно растёт, ключевым вызовом в условиях гиперлокальности остаётся создание высокой плотности и равномерности заказов.

При недостаточном объёме заказов экономика проектов не сходится. Только с начала года закрылось несколько сервисов доставки еды — «Golama», «FoodZa», «Superbro». При этом «Delivery club» и «Яндекс.Еда» отчитываются о двукратном росте заказов.

Мы считаем, что в 2020 году стоит ожидать ряд M&A сделок, инициаторами которых будут как «строители экосистем», как например, JV Сбербанка и Mail.ru, так и крупные логистические компании.

Интересно также, что сейчас, быстрее всего в электронной коммерции растут крупные омниканальные игроки. Детский мир по онлайн-продажам закрыл четвертый квартал 2019 на 59% выше, чем в 2018. Схожую динамику можно увидеть у «М.Видео» или «Л'Этуаль».

Распространение почтоматов

В 2019 мы увидели серьёзный рост сети почтоматов. Причиной этому, в первую очередь стало удобство — график работы вплоть до круглосуточного, расположение в проходных местах, нет необходимости выбирать время для встречи курьера.

Первые почтоматы появились в России почти десять лет назад. На создание нового шаблона поведения и минимальной сети для узнаваемости точек ушёл не один год. Сейчас общая доля доставок в почтоматы составляет около 4% и по нашим оценкам она удвоится в ближайшие 1,5-2 года.

В прошлом году Почта предоставила интернет-магазинам возможность доставки в партнёрские почтоматы. В 2020 году расширение сети будет заметнее, популярность этого канала однозначно будет возрастать. Мы увидим разные модификации формата: небольшие в подъездах, всепогодные и антивандальные для улицы. При содействии властей почтоматы могут появиться в метро, на железнодорожных станциях и остановках.

Шеринг инфраструктуры

Давайте прикинем общую сеть выдачи товаров по стране: 38 000 отделений Почты, около 15 000 специализированный пунктов. Чтобы окупить почтомат нужна постоянная загрузка точки, а чтобы её обеспечить, необходимо доставлять от большого числа интернет-магазинов. Добиться этого можно, предоставив возможность доставки в них разным операторам. Конечно, не все владельцы сетей почтоматов идут по такой модели, но тренд на переиспользование дорогостоящей инфраструктуры несколькими конкурирующими игроками уже наметился. Особенно это заметно в партнёрских сетях ПВЗ (пунктов выдачи заказов), думаю скоро мы увидим проявление этого и у более крупных игроков.

Кроме физической инфраструктуры, шеринг будет всё больше проникать и в движимую инфраструктуру. Например, совместное использование ёмкости траков, железнодорожных вагонов, самолётов. Конкурирующим компаниям сложно договориться о совместном использовании, но это вполне может быть выигрышной стратегией для обеих сторон, так как позволяет снизить стоимость и магистрали и последней мили.

Подвидом шеринга можно назвать и консолидацию заказов, когда маркетплейс или логист объединяет заказы разных от отправителей к одному получателю. Об этом говорят уже давно, но пока очень мало тех, кто действительно научился так делать.

Увеличение доли аутсорсинга доставки

За последние годы, благодаря бурному развитию всего нескольких крупных интернет-площадок со своей логистикой и доставкой, доля собственной доставки в общем объёме посылок росла.

В то же время, если смотреть на количество компаний, то большая часть уже сейчас предпочитает отдавать доставку на аутсорсинг, как совсем недавно сделал Озон. На наш взгляд, этот год может стать переломным — когда по количеству доставок специализированные службы начнут забирать долю рынка.

Краудсорсинг

Есть два важных драйвера широкого распространения краудсорсинга в логистике. Первое — логистика, как и ритейл, сильно подвержена сезонности. Количество посылок в последнюю неделю декабря и в первую неделю января может отличаться в несколько раз. Это создаёт сложности управления пиковыми нагрузками. Нужно выводить людей, оформление требует времени, необходимо делать срочные контракты и т. д.

Второй драйвер роста популярности также связан с первым пунктом — уменьшением сроков доставки и гиперлокальностью. В таких условиях становится сложно содержать штат доставщиков в локальном времени и месте, необходимый для поддержания качества доставки в пиковое время.

Привлечение сотрудников по краудсорсинговой модели сильно упрощает решение задачи. Одним из драйверов роста этой модели в 2020 будет регулирование самозанятых. В конце прошлого и в начале этого года несколько компаний провели интеграцию с ФНС, чтобы регистрировать и передавать информацию о самозанятых в налоговую онлайн.

Локализация международных продавцов

С 1 января 2020 порог беспошлинного ввоза снизился с 500 до 200 евро. На покупках чехлов для телефона с Али это вряд ли скажется, поэтому в количестве отправок международные покупки продолжат свой интенсивный рост.

Есть ряд более дорогих категорий товаров, которые россияне привыкли покупать за границей: техника, одежда, запчасти, БАДы, косметика. Теперь процесс покупки усложняется, и западные компании опасаются падения спроса в высокомаржинальном сегменте, что заставляет их думать о локализации продаж и открытии в РФ складов — своих или партнёрских.

Расширение инфраструктуры маркетплейсов

Маркетплейсы продолжают забирать себе долю рынка, всё больше игроков начинают выводить в продажу разные категории и товары от других продавцов. Wildberries начинался как магазин одежды, но уже предлагает продукты, электронику и даже компрессорные станции.

Небольшие интернет-магазины фокусируются на товаре и качестве сервиса, передав остальные функции маркетплейсам.

При бурном росте количества мерчантов на маркетплейсе остро встают вопросы сервисов для продавцов: как быстро подключиться к маркетплейсу, как организовать отправку товаров (так называемая «нулевая миля»), как организовать приём возвратов, сервисные услуги при отсутствии прямого взаимодействия с покупателями и так далее.

Многие из этих сервисов маркетплейсам и логистам ещё только предстоит создать. Например, предложить дропшиппинг для продавцов, когда отправитель сдаёт посылку напрямую компании-доставщику, которая доставляет товар без хранения.

Использование искусственного интеллекта

Искусственный интеллект проник уже во многие индустрии. В логистике он тоже присутствует, но пока в ограниченном виде: прогнозирование сроков доставки на сложных логистических плечах, предсказывание нагрузки, расчёт маршрутов, использование элементов машинного обучения в автоматических сортировочных машинах, управление складами, взаимодействие с клиентами, видео-распознавание действий и людей.

Технологии дошли до нужного уровня зрелости, а компании — до понимания пользы технологий в операционных процессах. В ближайшие годы логистические компании, которые встроят технологии AI/ML в операционные процессы смогут выиграть в конкурентной борьбе за счёт роста эффективности и качества сервиса.

Роботизация и автономная доставка останутся на уровне экспериментов

Автоматическими сортировщиками уже мало кого удивишь – технологии интеллектуальной роботизации складов применяются давно. Роботизированные склады работают и у Amazon, и у Alibaba. Проблема с полной автоматизацией складов в России вовсе не в технологиях, а в относительно дешёвой рабочей силе в стране и необходимости больших инвестиций в переоснащение.

В США, с высокими налогами и социальными выплатами, такой бизнес-кейс кажется интереснее. Но в России, как и в Китае, окупаемость инвестиций может составлять двадцать и более лет, что делает роботизацию экономически нецелесообразной.

Доставку беспилотными машинами мы тоже не увидим в ближайшие год-два, и тут, в первую очередь, дело в регулировании.

Интересно, что это характерно и для других стран. Мне удалось поговорить в Китае с компанией DJI (лидер по производству дронов) и узнать, что компания много инвестирует в направлении применения дронов в сельском хозяйстве, инфраструктурных объектах, но совсем не верит в доставку дронами в ближайшем будущем. Возможно, мы быстрее увидим небольших автономных роботов-доставщиков, эксперименты с ними уже проводятся в Яндексе и Сбербанке.

0
2 комментария
Эрнест Горбовский

Интересно, спасибо за обзор.
На ваш взгляд,  какие могут быть варианты обхода проблемы локализации складов ?

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Braun

Суперинтересно. Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда