Доставить любой ценой: какие сервисы приходят на помощь бизнесу
С начала пандемии оборот ресторанов и баров упал от 30 до 90%. Люди боятся заразиться коронавирусом и все чаще остаются дома, избегая общественных мест и массовых мероприятий.
Количество заказов растет, а некоторые из сервисов пытаются быстро масштабироваться и справиться с недостатком курьеров — заинтересованность в этих сотрудниках выросла на 40%.
Коронавирус меняет рынок продажи товаров и услуг. Какие инновации в доставке товаров приходят на помощь бизнесу уже сейчас?
Бесконтактная доставка
Клиенты боятся контактировать с курьером: нет уверенности, что он не болеет или не переносит коронавирус. В комментариях к заказам стали появляться просьбы надеть маску перед звонком в дверь. Сервисы быстро отреагировали на запрос рынка, запустив бесконтактную доставку: теперь курьер оставляет заказ под дверью и отходит на безопасное расстояние, а клиент самостоятельно забирает свои суши и вок. Человеческого контакта не происходит, шанс заболеть минимален.
В конце января китайский сервис доставки еды Meituan Dianping запустил бесконтактную доставку в столице одной из провинций и в течение недели масштабировал проект на всю страну. Только за первые десять дней работы бесконтактной доставки услугой воспользовались более 80% пользователей, пишет Business Insider.
После этого другие крупнейшие игроки на рынке, например KFC и Pizza Hut, также начали предоставлять аналогичные услуги. В России услугу бесконтактной доставки уже внедрили такие крупные сервисы, как Ozon, Delivery Club, «Яндекс.Еда» и «Яндекс.Лавка». Механизм действий у всех приблизительно одинаков.
Курьер приносит заказ получателю, размещает его на рюкзаке у двери, отходит на расстояние не менее трех метров и сообщает о доставке по телефону или в личном кабинете клиента. После того как заказ забрали, курьер забирает рюкзак и продолжает работу.
Как сообщает Ozon, сервис бесконтактной доставки в некоторых регионах России работает с сентября, и по сравнению с четвертым кварталом 2019 года популярность этой услуги выросла на 60%. При этом если год назад типичная посылка состояла из трех-четырех предметов, то теперь — из семи-восьми.
Безопасные пункты самовывоза
Еще один вариант бесконтактной доставки — доставка в пункты самовывоза. В России уже давно популярна доставка товаров в постаматы. Это удобно: не нужно ждать курьера и объяснять ему дорогу к квартире или офису. А в условиях распространения коронавируса еще и безопасно.
McDonald's уже внедрила такой способ доставки бургеров по всему Китаю. Клиенты заказывают еду в онлайне, сотрудники запечатывают еду в пакеты и помещают их в специальные локации для самовывоза, говорится на сайте сети.
Также персонал регулярно дезинфицирует свои сумки для доставки, чаще моют руки и при себе имеют удостоверение личности, свидетельствующие о том, что у них, а также людей, которые готовят и упаковывают еду, измеряют температуру тела.
Доставка дронами
В условиях «социального дистанцирования» новый виток получило развитие доставок при помощи дронов. Так, китайский онлайн-магазин JD сообщил о запуске беспилотных технологий для быстрой доставки заказов на небольшие расстояния в карантинные и изолированные районы.
Дроны доставляют посылки в определенную геоточку, а клиенты самостоятельно забирают из нее заказ. Это ускорило логистику и сделало ее удобной. К примеру, из-за карантина и закрытия речных маршрутов заказы приходится доставлять в обход, и курьерам приходится объезжать более 100 километров. Дрон с легкостью решает эту проблему.
Доставка дронами — не новая технология. Ранее об этом быстром и недорогом способе доставки уже говорили Amazon и другие крупные ритейлеры, но коронавирус стал еще одним триггером для развития технологии и ее быстрого запуска по всему миру. Еще бы: доставка дронами — отличный способ снизить риск как для курьера, так и для клиента.
Доставка на аутсорсе
Не все представители малого и среднего бизнеса готовы нанять курьерскую службу. На помощь приходят известные сервисы, у которых уже есть курьеры.
Доставка может осуществляться силами такси: такая опция уже давно есть у многих агрегаторов. Сервис «Яндекс.Такси» пошел чуть дальше, сообщив о готовности доставлять безрецептурные аптечные товары. Заказ можно будет оформить в онлайне на сайтах фармкомпаний или аптек, сборка и доставка будет осуществляться в аптеках из числа партнёров «Яндекса».
Сервис Delivery Club тоже займётся доставкой лекарств из российских аптек. Безрецептурные препараты можно будет заказать через приложение Delivery Club, в которое интегрируется каталог сервиса «Все аптеки». Повышение спроса — отличное время для коллаборации разных бизнесов и сотрудничества.
Роботы-доставщики
Фантастическая идея Хидео Кодзимы в игре Death Stranding, где посылки в постапокалиптичном мире будущего доставляют не только курьеры, но и роботы-доставщики, может быть ближе, чем кажется.
Пекинская компания Neolix отчиталась о скачке количества доставок беспилотными автомобилями. Коронавирус не только повысил популярность способов доставки без участия человека, но и очистил дороги от пробок. Сервис сообщил о 200 заказах за последние два месяца, что уже превышает количество заказов за предыдущие полгода. В марте компания получила инвестиции в размере $29 млн на масштабирование сервиса.
Кризисное время — это не только сложности, с которыми сталкиваются компании. Это еще и новые возможности для развития, которыми стоит воспользоваться, чтобы оптимизировать процессы и поднять их на новый качественный уровень.
Вячеслав Коган, директор по развитию направления ecommerce ГК «Корус Консалтинг»
Что там слышно про телепорт?
На днях кстати Владимир Владимирович уважаемый велел спешно вывозить беспилотники