{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Обязательная маркировка товаров #2020: все изменения в кратком изложении

Автор: Литвинова Елена, руководитель таможенного отдела таможенно-логистического оператора OnlogSystem

В последнее время, сфера маркировки привлекает все большее внимание участников международной торговли, поскольку нанесение на продукцию идентификаторов становится обязательным требованием ввоза различных товаров.

В этой статье мы рассмотрим не только действующий порядок маркировки товаров, но и индивидуальные особенности маркирования всех категорий.

Содержание статьи

Что такое обязательная маркировка товаров?

Обязательная маркировка – уникальная метка, которая необходима для проверки подлинности, а также для отслеживания движения товара от производителя к конечному покупателю.

Обязательная маркировка содержит в себе зашифрованные сведения о товаре.

Существует три основных типа идентификаторов: QR-code, DataMatrix и RFID-метка, однако лучшим по соотношению практичности использования, а также стоимости и скорости изготовления, был признан только один.

DataMatrix OnlogSystem

Использование DataMatrix практичнее, поскольку:

  • DataMatrix, в отличие от визуально схожего QR-code, может быть не только квадратной, но и прямоугольной формы, благодаря чему имеет количество вариантов исполнения и форм и размеров.
  • DataMatrix, по сравнению с RFID-метками, сохраняет читабельность при повреждении до 30% пикселей.

Изготовление DataMatrix менее затратно, поскольку:

  • Скорость генерации DataMatrix — до 200 тысяч штрихкодов в минуту, тогда как срок изготовления метки для маркировки шуб, которая состоит из RFID-метки с QR-code (КИЗ) — 5 рабочих дней.
  • Цена одного DataMatrix — 50 копеек, без учета НДС, а стоимость изготовления КИЗ (с учетом НДС) — 15 рублей для вшивных и клеевых, 22 рубля для навесных и накладных.

Какие товары нужно маркировать в 2020 году?

Количество маркируемых товаров в 2020 году — 12, из них 4 находятся на этапе эксперимента:

Для некоторых товаров, вопрос об их включении в список маркируемой продукции все еще открыт:

Когда, где и кем маркировка наносится на товары?

После фактического выпуска или в процессе изготовления продукцию должен маркировать производитель. Как правило, нанесение меток происходит на заводе или складе.

Немаркированные товары, импортируемые на территорию ЕАЭС, маркирует импортер на складе или ином оборудованном помещении в стране отправления.

Товарные остатки маркирует собственник продукции на российском складе или ином оборудованном месте, в рамках соответствующего этапа маркировки.

Процедура маркирования товаров

Процедура маркировки товаров OnlogSystem

Маркировка различных категорий товаров

Маркировка товаров осуществляется еще с 2016 года, однако большая часть изменений, а именно: включение 11 новых категорий, завершение нескольких экспериментов и последующее введение запретов на ввоз и оборот немаркированной продукции, произошли в 2019 году.

Рассмотрим действующие правила маркировки для каждой из категорий:

Изделия из меха

Шубы маркируются с 12 августа 2016 года. Этап внедрения - обязательный (ввоз и оборот товаров без маркировки запрещен).

Тип метки - КИЗ (RFID метка с QR-code).

Метод маркирования - вшивной, клеевой или навесной (накладной).

Классификация маркируемых товаров по ТН ВЭД ЕАЭС: одежда и аксессуары, относящиеся к позиции 4303, полностью или частично изготовленные из натурального меха разной длины и природы происхождения, например, из низковолосого меха норки.

Изменения за 2019 год: 1 июня 2019 года ЦРПТ, вместо ФНС, стал оператором системы маркировки меховой продукции, а информационная система маркировки меховых изделий присоединилась к единой национальной системе маркировки и прослеживания товаров “Честный ЗНАК”.

Табачная продукция

Сигареты и папиросы подлежат маркировке с 15 января 2018 года. Текущий этап внедрения - обязательный (запрещен ввоз товаров без маркировки).

Метод маркирования - печать DataMatrix на каждой пачке.

Классификация маркируемых товаров по ТН ВЭД ЕАЭС: сигареты и папиросы (2402).

Изменения за 2019 год: Обязательный этап маркировки табачной продукции, а также регистрация производителей и торговых точек начались 1 марта 2019 года. С 1 июля 2019 года действует запрет на производство и импорт немаркированной табачной продукции.

Альтернативная табачная продукция

Разновидности табака, сигары и сигариллы подлежат маркировке с 1 октября 2019 года. Текущий этап внедрения - эксперимент, который продлится по 30 июня 2020 года.

Метод маркирования - печать DataMatrix на потребительской упаковке.

Классификация маркируемых товаров по ТН ВЭД ЕАЭС:

  • сигары и сигариллы (субпозиция 2402 10);
  • биди и кретек (субпозиция 2402 90);
  • курительный, трубочный и другие разновидности табака (товарная позиция 2403).

Изменения за 2019 год: товары включены в перечень маркируемой продукции, 1 октября 2019 года начался пилотный проект.

Обувь

Обувные товары маркируются с 1 июля 2019 года. Текущий этап внедрения маркировки - обязательный (ведется регистрация участников оборота и маркировка товарных остатков).

Метод маркирования - на коробку, язычок, навесной товарный ярлык или подошву DataMatrix печатается, вшивается или наносится на самоклеящейся основе.

Классификация маркируемых товаров по ТН ВЭД ЕАЭС: обувь для различных категорий, относящаяся к товарным позициям 6401, 6402, 6403, 6404, 6405.

Изменения за 2019 год: обувь стала одной из маркируемых категорий товаров 1 января 2019 года. Тип метки и возможные способы ее нанесения утверждены в ходе эксперимента (с 1 июня 2018 по 30 июня 2019 года). Обязательный этап и регистрация участников рынка обуви в России с 1 июля 2019 года. Маркировка товарных остатков проводится с 1 октября 2019 года по 1 июля 2020 года.

Лекарственные средства

Лекарственные средства внесены в список маркируемой продукции 1 февраля 2017 года. Текущий этап внедрения маркировки - обязательный: в отношении лекарственных средств из списка высокозатратных нозологий (ВЗН) введен запрет на ввоз и оборот немаркированной продукции; с 01.07.2020 года запрет будет действовать в отношении всех лекарств. Метод маркирования - на потребительскую упаковку DataMatrix печатается или наносится на самоклеящейся основе.

Классификация маркируемых товаров по ТН ВЭД ЕАЭС: лекарства, включенные в 25, 29 и 30 группы.

Изменения за 2019 год: запрет на выпуск и оборот немаркированных препаратов из перечня ВЗН введен с 1 октября 2019 года.

Одежда и домашний текстиль

Продукция легкой промышленности маркируется с 1 марта 2019 года. Этап внедрения - эксперимент, который продолжится до 31 декабря 2020 года.

Метод маркирования - на подклад, товарный ярлык или на сам товар DataMatrix печатается или наносится на вшивной, навесной или клеевой основе.

Классификация маркируемых товаров по ТН ВЭД ЕАЭС: предметы одежды разного предназначения, а также различные виды домашнего текстиля, относящиеся к товарным позициям 4203 10, 6106, 6201, 6302.

Изменения за 2019 год: 1 января 2019 продукция легкой промышленности.

Фотокамеры и аппаратура

Фотоаппаратура маркируется с 16 сентября 2019 года. Текущий этап внедрения - эксперимент, который продлится до 31 мая 2020 года.

Метод маркирования - на коробку, кейс, сам товар или товарный ярлык или клеевую основу для нанесения непосредственно на товар.

Классификация маркируемых товаров по ТН ВЭД ЕАЭС: фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы, относящиеся к товарной позиции 9006 (исключения 9006 91 000 0 и 9006 99 000 0).

Изменения за 2019 год: фотокамеры и лампы вспышки включены в список маркируемых товаров с 1 января 2019 года.

Парфюмерная продукция

Духи и туалетная вода маркируются с 1 января 2019 года. Этап внедрения - обязательный (регистрация участников оборота).

Метод маркирования - на коробку или флакон DataMatrix печатается или наносится на клеевой основе.

Классификация маркируемых товаров по ТН ВЭД ЕАЭС: туалетная вода и духи (субпозиция 330300).

Изменения за 2019 год: парфюмерия включена в список маркируемых товаров 1 января 2019 года. Тип метки и технология ее нанесения были утверждены в рамках эксперимента, который проходил вплоть до 30 ноября. 1 декабря 2019 года начался обязательный этап маркировки.

Шины и покрышки

Шины и покрышки маркируются с 20 июня 2019 года. Этап внедрения - обязательный (регистрация участников оборота).

Тип метки - DataMatrix с возможностью дополнительного усиления RFID-меткой.

Классификация маркируемых товаров по ТН ВЭД ЕАЭС: 4011 10 000 3, 4011 10 000 9, 4011 20 100 0, 4011 20 900 0, 4011 40 000 0, 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0.

Изменения за 2019 год: шины и покрышки включены в список маркируемой продукции 1 января 2019 года, а с 20 июня по 30 ноября 2019 года проходил эксперимент.

Молочная продукция

Молочная продукция маркируется с 15 июля 2019 года. Этап внедрения - эксперимент, который продлится до 31 мая 2020 года.

Метод маркирования - на потребительскую упаковку, в зависимости от ее материала, DataMatrix печатается или наносится на клеевой основе.

Классификация маркируемых товаров по ТН ВЭД ЕАЭС: 0401, 0402, 0403, 0404, 0405, 0406, 2105 00, 2202 99 910 0, 2202 99 950 0, 2202 99 990 0.

Велосипеды

Велосипеды маркируются с 16 сентября 2019 года. Текущий этап внедрения - эксперимент, который продлится до 31 мая 2020 года.

Метод маркирования - печать DataMatrix на клеевой основе или на навесном ярлыке.

Классификация маркируемых товаров по ТН ВЭД ЕАЭС: велосипедные рамы (8714 91 100), а также велосипеды различных типов: двухколесные (8712 00), трехколесные (9503 00 100 9), со вспомогательным двигателем, коляской или без них (8711).

Изменения за 2019 год: велосипеды и велосипедные рамы были включены в список маркируемых товаров 11 сентября 2019 года.

Кресла-коляски (средства реабилитации)

Инвалидные кресла-коляски в маркируются с 1 сентября 2019 года. Текущий этап внедрения - эксперимент, который продлится до 01 июня 2021 года.

Метод маркирования - печать DataMatrix на клеевой основе или на товарном ярлыке изделия.

Классификация маркируемых товаров по ТН ВЭД ЕАЭС: кресла-коляски с ручным приводом (субпозиция 8713 10), а также электрические кресла-коляски (субпозицией 8713 90).

Изменения за 2019 год: 7 августа 2019 медицинские кресла-коляски были включены в список маркируемых товаров.

Что маркируем дальше?

На текущий момент, маркировка 2 категорий продукции проходит этап согласования точных дат проведения эксперимента.

Питьевая бутилированная вода

Информация о том, что питьевая вода включена в список маркируемой продукции и проект эксперимента по ее маркировке успешно прошел очередной этап межведомственного согласования, освещается различными СМИ уже больше полугода.

Точные даты проведения эксперимента по маркировке воды позиции 2201 ТН ВЭД ЕАЭС, включая природные или искусственные минеральные, газированные, без добавления сахара или других подслащивающих или вкусо-ароматических веществ; лед и снег; не будут определены до финального согласования Проекта Постановления Правительства РФ «О проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации вод минеральных и питьевых на территории Российской Федерации».

Ювелирные изделия

С 1 июня по 1 ноября 2018 года в РФ прошел эксперимент по маркированию ювелирных изделий, в ходе которого протестирована возможность контролировать ввоз и оборот ювелирных изделий. Запуск обязательного этапа был предварительно назначен на 1 января 2020 года. Однако каких-либо официальных сведений о продолжении работы в данном направлении не анонсировалось до 4 марта 2020 года.

4 марта 2020 года Министерство финансов внесло на рассмотрение Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям проект закона, который предусматривает:

  • разработку и внедрение информационной системы;
  • добровольное апробирование и клеймение ювелирных изделий.

Предполагается, что в случае одобрения этой инициативы, в РФ могут ввести маркировку ювелирных изделий, драгоценных камней и металлов, но не раньше 2021 года.

Пиво остается “под вопросом”

В конце 2018 года СМИ анонсировали проведение серии экспериментов по маркировке пивоваренной продукции, в ходе которой добровольные участники, вместе с рабочей группой, должны были:

  • утвердить тип метки и технологию маркирования;
  • найти решения технических и иных вопросов внедрения системы.

Экспериментальное нанесение QR-code и других типов меток на крышки, этикетки бутылки из стекла и пластика, жестяные банки, кеги, бочки и иную тару пива, сидра, медовухи и иной выпускаемой пивоваренной продукции должно было завершиться еще в сентябре 2019 года:

  • обнародованием результатов серии экспериментов;
  • принятием решения о дальнейшем переходе маркировки в обязательную.

В настоящее время работа в данном направлении приостановлена, официальной информации о начале очередного этапа не было.

Изменения в сфере маркировки в 2020 году

На момент написания статьи, на территории РФ запрет на ввоз и оборот немаркированной продукции действует только двух категорий: изделий из меха и лекарственных средств. Однако, после внесения изменений, которые запланированы на 2020 их количество заметно увеличится.

График введения обязательной маркировки OnlogSystem

Неопределенная перспектива

Согласно утвержденному графику введения обязательной маркировки, ожидается, что к 2024 году уникальные метки станут обязательным условием импорта и оборота для всех категорий продукции. Однако, спрогнозировать точную дату на текущий момент сложно из-за частого внесения корректировок в уже анонсированные этапы, их переноса или отмены, а также влияния иных факторов.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда