{"id":10636,"title":"\u00ab\u042f \u0441\u043e\u0437\u0434\u0430\u043b \u0432\u0435\u0447\u043d\u044b\u0439 \u0434\u0432\u0438\u0433\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u00bb. \u041f\u043e\u0447\u0435\u043c\u0443 \u043d\u0438\u043a\u0442\u043e \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0438\u0437\u043d\u0451\u0441 \u044d\u0442\u0438 \u0441\u043b\u043e\u0432\u0430","url":"\/redirect?component=advertising&id=10636&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/336812-v-poiskah-beskonechnoy-energii-kak-chelovechestvo-pytaetsya-sozdat-vechnyy-dvigatel&placeBit=1&hash=cdfd0ec72df349d9c3e19a5ea9b65bcaf8689e431d57c3ac7ea8cea77811fbb9","isPaidAndBannersEnabled":false}

Стратегии развития культурных организаций в кризис: чему нас научил XX век

Кризис — время, когда увеличивается количество рисков и одновременно расширяется поле возможностей. Как сфера культуры может использовать этот потенциал для перемен и развития? Объясняют эксперты Фонда культурных проектов «Четверг».

Материалы основаны на аналитическом докладе Фонда, представленном на закрытой онлайн-конференции для руководителей культурных организаций. Мы публикуем доклад целиком, чтобы каждый работник культуры мог расширить горизонт планирования ввиду наступающего кризиса.

Каждая часть доклада выйдет в виде отдельного материала:

  • Уроки кризисов XX века: гибкость, креативность и партнерство;
  • Чего мы ждем от культуры во время кризиса? Исследование аудитории;
  • Культурное потребление в условиях кризиса;
  • Пандемия и культурная политика за рубежом;
  • Кризис и диджитал: 6 уровней цифровой зрелости организаций;
  • Новые стратегии и источники ресурсов

Часть I. Уроки кризисов XX века: гибкость, креативность и партнерство

Эксперт — Дарья Дмитриева, директор Фонда «Четверг», кандидат культурологии, преподаватель, автор образовательных программ по теории культуры и культурному менеджменту.

Любой кризис имеет несколько измерений: экономическое, социальное, политическое и культурное. Особенность последнего состоит в том, что культурные организации встроены в рынок, но при этом лишены того уровня поддержки, который направлен на другие сектора экономики. Культура первой оказывается в зоне риска — и поэтому так важно действовать и принимать антикризисные меры уже сейчас.

Культура в точке X: как опыт прошлых кризисов поможет нам сегодня?

Пандемия — это только точка входа в глобальный экономический кризис. Сам кризис — впереди, и ни один специалист не может сказать, насколько масштабным и долгим он будет. Сегодня общество все еще пребывает в состоянии шока и надеется на быстрое возвращение к прежней жизни. Но каждый день карантина делает очевиднее мысль о том, что постпандемический мир — время поиска новых стратегий для всех культурных организаций.

Культурный сектор оказался в некоей точке X: кризис стал завершением так называемых «тучных годов» (2010-2019 гг.). Тогда сектор культуры жил относительно благополучно, институции могли позволить себе сниженную эффективность, дорогие проекты и большой штат сотрудников. Теперь на первый план выходит задача сохранения эффективности в условиях ограниченных ресурсов — это требует жестких менеджерских решений и принципиально иного подхода к работе.

Культурная сфера уже не раз оказывалась в похожей ситуации турбулентности, но находила новые возможности для развития. Известно, что кризисы позволяют организациям пересмотреть существующие системы и дают толчок к развитию креативных индустрий. Какие решения прошлого могут помочь нам сегодня? Рассмотрим несколько масштабных кризисов ХХ века, чтобы понять, как культурный сектор может использовать этот опыт в условиях кризиса 2020 года.

Великая депрессия: стратегии институций и художников в кризис

...западные страны тратят огромные деньги на поддержку всех и вся — во времена Великой Депрессии делали ровно наоборот, и добились того, что сделали ее великой

Г. Артемов
профессор экономики Университета Мельбурна

Один из самых масштабных экономических кризисов — Великая депрессия. В этот период возникают новые модели взаимодействия между сектором культуры и государством — программы «Public Works of art Project» и «Federal Art Project». Их цель — прямая поддержка художников через государственные заказы. Эти программы приносили художникам небольшой, но постоянный доход, а государство оказывало точечную поддержку всему культурному сектору. Многие работы, созданные в рамках этих программ, сегодня являются признанными произведениями искусства, например, эта серия муралов художников-абстракционистов в Нью-Йорке.

В условиях кризиса регулярность дохода всегда важнее его размера. Художники отдают предпочтение небольшим регулярным заработкам и отказываются от масштабных и дорогих проектов — их продажа занимает намного больше времени.

Кейс: Прямая поддержка художников — актуальная реакция на кризис и сегодня. Например, проект «Донаты во время чумы», в котором любой человек может заказать работу художника за денежный взнос. В течение первой недели эти заказы принесли художникам около 50 тысяч рублей.

Другой реакцией на Великую депрессию стала переквалификация художников, которые уходили в смежные сферы в поисках заработка. Так в 30-е годы наступает золотой век американского комикса — художники обогатили индустрию своими навыками и знаниями, заодно сделав ее более популярной и востребованной. Скорее всего, сегодня художники тоже будут искать работу в смежных областях — это сделает их более восприимчивыми к творческому влиянию представителей креативных индустрий. Среди них могут быть, например, дизайн, реклама и event-сфера, а также сфера IT-технологий.

Кейс: Гибкость навыков, характерная для представителей креативных индустрий, позволяет им быстрее адаптироваться к новой реальности. Например, петербургский театральный критик и куратор во время карантина выпустил обучающий курс по дополненной реальности для художников.

Еще одно важное явление Великой депрессии — укрепление сообщества. Представители всей сферы культуры объединялись, сплоченные идеей совместного преодоления кризиса.

Кейс: Одна из самых актуальных тем этого кризиса — сотрудничество членов культурного сообщества. Примеры таких акций взаимной поддержки — платформа «RussianCultureVsCOVID-19», помогающая культурным организациям переформатировать свои проекты, и таблица для прекарных работников, которые собирают данные о потерянных доходах, чтобы отстаивать свои трудовые права.

Вторая мировая война: культура как точка опоры

Именно с этим периодом сравнила пандемию Елизавета II: люди вновь столкнулись с прямой угрозой жизни и страхом смерти, который заставляет их искать новые источники поддержки. Такой опорой становится сфера культуры и искусства — она дает людям утешение и утверждают их веру в гуманистические ценности.

Кейс: Терапевтическая функция искусства становится особенно востребованной в момент кризиса. Невероятной популярностью сегодня пользуется флешмоб «Изоизоляция» (584 тыс. подписчиков в Фейсбуке по состоянию на 6 мая). Это доказывает — искусство и культура могут поддерживать людей с помощью игры и творческого акта. Более того, «Изоизоляция» показала значительный рост творческой активности вне институций. Люди нуждаются в сотворчестве и хотят быть активными участниками культурного процесса, что в будущем повысит спрос на партиципаторные проекты (то есть проекты, которые предполагают вовлеченность аудитории в творческий процесс на разных уровнях). Силы и энергия аудитории — новый ресурс, который культурные организации могут использовать для развития.

Но не только люди в то время искали точку опоры: культурные организации также начали объединяться, чтобы найти друг в друге защиту. В первые годы после Второй мировой войны формируются новые партнерские связи и создаются глобальные организации, такие как ЮНЕСКО и Международный совет музеев (ИКОМ).

Кейс: Фонд «Четверг» запустил площадку для коллабораций, чтобы активизировать профессиональный диалог и обмен опытом между представителями креативных индустрий. Любой работник культуры может присоединиться к площадке для совместного поиска новых решений и создания партнерских проектов.

Холодная война: как молодое поколение реагирует на кризис?

По мнению многих экономистов, кризис холодной войны больше всего похож на то, что происходит сейчас. Для нас период холодной войны интересен обострением конфликта поколений: мирные бэби-бумеры в качестве реакции на кризис демонстративно отказывались от ценностей своих родителей. Результат этого конфликта — стремительное развитие контркультуры и демократизация всей сферы искусства в целом.

Вывод: Центениалы, или поколение Z, ищут свой язык, чтобы говорить о кризисе, и культурной сфере. Представителям креативных индустрий важно следить за их реакциями — за внимание этого поколения им придется бороться в ближайшем будущем. Уже сегодня мы наблюдаем за трендами, установленных центениалами: они требуют от любых организаций и проектов прозрачности, реальной ценности и поощряют социально-ответственные действия.

На примерах нескольких кризисов XX века мы видим: стратегии, которые помогли культурной сфере не просто преодолеть тяжелые времена, но и продолжить развитие в непростых экономических условиях, могут быть адаптированы для настоящего времени. Среди самых эффективных решений — партнерство и создание коллаборационных проектов, экспериментальность, прямая поддержка художников, вовлечение аудитории, а также нецелевое использование ресурсов (например, направление ресурсов на специфические, нехарактерные проекты или смежные сферы, чтобы привлечь интерес широкой аудитории и создать новый виток развития).

В следующем материале мы подробнее расскажем о том, как российские институции, художники и широкая публика переживали кризис 90-х и почему нельзя допустить повторного институционального слома. Полный вариант доклада вы можете прочитать на сайте Фонда chetverg-fond.ru/report/

0
0 комментариев
Популярные
По порядку
Читать все 0 комментариев
#20вопросов Сергею Иванову, соучредителю и генеральному директору ООО "ЭКО ПРОДУКТ"

Ну что, мы вернулись! Welcome в 2022 год, который обещает быть очень интересным и не менее продуктивным чем 2021. Героев для нашей рубрики #20вопросов мы выбираем тщательно, стараясь приглашать спикеров, которые могут осветить важные и насущные темы.

Обзор трёх месяцев суда над Элизабет Холмс: что нового рассказали инвесторы, партнёры и работники о ней самой и Theranos Статьи редакции

Экс-сотрудники говорили о преследованиях и давлении, совет директоров не разбирался в деталях, а Холмс рассказывала про тяжёлое прошлое и влияние бывшего партнёра на неё.

В Великобритании отменят сбор с владельцев телевизоров в пользу BBC — это около 75% выручки компании Статьи редакции

Сбор действует в стране с 1946 года.

Искусственная жизнь и метавселенная: рост патентной активности в сфере ИИ

Крупнейший агрегатор патентных данных IFI Claims проанализировал, какие страны и компании наиболее активно регистрируют права на изобретения в области компьютерных систем, основанных на биологических моделях, иными словами – нейросетях.

Как бесплатно пиарить бренд за счет чужих новостей. Простое руководство по ньюсджекингу

В современном цифровом пространстве новости разлетаются по всему миру за несколько секунд, и компаниям стыдно не использовать такую возможность в своих коммерческих целях. Особенно если у вас не хватает ресурсов и времени на создание экспертного контента. Разберемся, как правильно использовать чужие новости для продвижения бизнеса в медиа.

«Яндекс» договорился о мировом соглашении с Avito, Profi.ru и другими по делу о «колдунщиках» — «Интерфакс» Статьи редакции

Компания должна выплатить 1,5 млрд рублей «Российскому фонду развития информационных технологий», сообщают источники издания.

ФНС назвала выручку Meta в России — 39,8 млрд рублей за 2020 год Статьи редакции

На основе этой суммы суд назначил компании штраф в 1,9 млрд рублей за повторный отказ удалить запрещённую информацию.

Для чего «Знаем лично» запускает отдельные аккаунты Instagram в разных городах

В конце ноября такой журнал появился в Казани и стал четвертым аккаунтом проекта вслед за Москвой, Санкт-Петербургом и Краснодаром. В чем ценность аккаунтов для локального бизнеса, рассказали контент-продюсер, SMM-менеджер и продакт проекта МТС Знаем лично.

Сбермегамаркет не возвращает поддельный товар. Ни одного сообщения от компании по открытому обращению уже больше месяца
Как чат-боты помогают МФО: скоринг, оформление займов и проверка документов в боте

Идея с оформлением микрозаймов через чат-бота в мессенджере упрощает взаимодействие заемщика и МФО и позволяет эффективнее оценивать кредитоспособность клиентов. Стоит ли интегрировать чат-ботов в свои внутренние процессы? Насколько они полезны для владельцев бизнеса? Какие обязанности можно и нужно делегировать чат-ботам для выдачи кредитов? В…

null