{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Международные авиаперевозки. История грузовой авиации

В это сложно поверить, но каких-то 118 лет назад концепция полётов на самолётах казалась невероятной. Но вот он 2021 год, самолет стал обыденным транспортом, который позволяет ежедневно путешествовать по всему миру, а также отправлять миллионы грузов.

Человек тысячи лет стремился в небеса, но только к 1903 году, мечта стала реальностью. В этот год 17 декабря, Орвилл и Уилбур Райт впервые совершили полет на своем самолете. Начиная с этого же времени, самолёт начал искать своё практическое применение.

Первые грузоперевозки на авиа

Первая демонстрация грузовых авиаперевозок состоялась 7 ноября 1910 года. Пилотируя самолет Wright Model из Bиз Дейтона до Колумбуса, штат Огайо, Филип Пармели доставил груз, содержащий 440 кг шёлка, к торжественному открытию одного из розничных магазинов. Первая грузоперевозка самолётом стала гонкой, в которой самолет соревновался с поездом. Самолёт её выиграл, доставив груз за 57 минут, что на то время считалось рекордным показателем. Данная перевозка также была первой мультимодальной, груз до аэродрома и до магазина доставлялся на автомобиле.

Wright Model

Следующим этапом стала перевозка авиапочты 18 февраля 1911 года в индийских провинциях Агра и Ауд в рамках авиашоу. Сэром Уолтер Виндхэмом в тот день была организована выставка авиации и получив разрешение от главного почтмейстера Индии на работу службы авиапочты, была организована единичная перевозка, которая помогла собрать деньги на благотворительность.

Перевозку совершал Анри Пеке на биплане Humber-Sommer, перевезя 6500 писем в города Аллахабада и Наини. Самолёт был оснащенным двигателем мощностью 50 лошадиных сил, весь путь самолет преодолел за 13 минут.

Первая же регулярная доставка авиапочты была совершена уже в Великобритании 9 сентября 1911 года между лондонским пригородом Хендон и канцелярией генерального почтмейстера в Виндзоре. Авиапочта просуществовала месяц, и за 16 рейсов было перевезено 35 мешков с почтой.

Между мировыми войнами

После окончания Первой мировой войны в 1919 году компания American Railway Express попыталась перевезти 500 кг груза из Вашингтона в Чикаго. Для полёта использовался переоборудованный бомбардировщик. Во время перелёта, самолёт был вынужден приземлиться в Огайо из-за замерзшего радиатора, но это не положило конец экспериментам.

Период 20 – 30-х годов отметился предпринимательскими инициативами, а самолет стал средством, которое может перемещать дорогостоящие грузы быстрее, чем Ж/Д, авто и морской транспорт.

Одной из первых коммерческих компаний стала National Air Transport, основанная 14 ноября 1926 года для перевозки посылок по воздуху, а 1 сентября 1927 года компания National Air Transport доставила первый авиационный груз в США между Далласом и Нью-Йорком. В последствие компания стала частью United Airlines.

Два года спустя, в 1929 году, количество грузов, перевезенных по воздуху, превысило 116 000 кг, а к 1931 году было отправлено более 500 000 кг грузовых авиаперевозок.

Ford Tri-Motor

Даже пионер автомобилестроения Генри Форд основал для своей компании услуги авиаперевозок. Мало кто знает, но Форд построил для этого собственный самолет Ford Tri-Motor, дизайн которого до сих пор имеет поклонников, хотя их было построено всего 199 штук.

Период развития авиации прервался начавшейся в 1939 году Второй Мировой войной и авиаперевозки на протяжение 6 лет осуществлялись в рамках доставки почты и оборудования для военной промышленности. В СССР, для этого пользовались такими самолётами как Ли-2 (впоследствии ИЛ-14), а страны союзники самолётами Douglas (C-47 Skytrain).

После Второй мировой войны

Международная ассоциация воздушного движения (IATA) была основана в 1919 году, но ключевое событие произошло 19 апреля 1945 года на конференции, состоявшейся в Гаване, когда в ассоциацию было включено 57 авиакомпаний.

Свою эффективность грузовая авиация и IATA, показала в период блокады Берлина, которая продлилась с 24 июня 1948 г. по 12 мая 1949 г. В тот период был осуществлен Берлинский воздушный мост (26 июня 1948 г. - 30 сентября 1949 г.), который позволил доставить необходимые грузы в Западный Берлин. В рамках воздушного моста ВВС США, Франции, Новой Зеландии, Канады и Южной Африки осуществляли доставку до 12 941 тонн грузов в сутки. К счастью, СССР не препятствовал воздушному сообщению, опасаясь, что это действие может привести к открытому конфликту.

Расцвет грузовой авиации

Flying Tiger Line

На период 50-х годов грузовые авиаперевозки составляли очень небольшой %, так как мировая экономика оправлялась от войны. К середине 50-х годов объём грузоперевозок авиа составлял 800 000 тонн.

Несмотря на экономическое процветание США, большинство авиагрузовых компаний не могли выживать из-за жесткой конкуренции с другими видами транспорта. Руководители же крупных пассажирских авиакомпаний полагали, что грузовые авиаперевозки дестабилизируют сектор коммерческой авиации, предлагая более низкие тарифы и нерегулярные услуги.

Однако были исключения, и таким исключением стала компания «Flying Tigers», которая к середине 1960-х годов получала прибыль в размере 20 миллионов долларов в год.

Компания Flying Tiger Line была основана 25 июня 1945 года Робертом Прескоттом, лётчиком Второй Мировой войны, который летал на C-46 “Flying Tiger”. Компания была первой в США, выполняющая регулярные грузовые авиаперевозки. К августу 1945 года Прескотт и его пилоты перевозили грузы через Соединенные Штаты и в отличие от конкурентов, «Тигры» обслуживали, как военные, так и гражданские рынки. В их услуги входили мультимодальные перевозки железными дорогами и сервис «от двери до двери».

В СССР в послевоенное время стали эксплуатироваться гражданские грузовые самолёты Ан-12 и Ил-14Г.

АН-22
Boeing 747

В 60-е годы экономика начала восстанавливаться и произошел крупный скачок в проектировании самолетов. Компания Boeing вывела на рынок четырехмоторный Boeing 747. Это был первый в отрасли широкофюзеляжный самолет, который мог перевозить полные поддоны в грузовом отсеке. Примерно в это же время в 1966 году в УССР стали производить самый большой в мире турбовинтовой самолёт АН-22.

Следующее революционное изменение произошло благодаря Фреду Смиту, который основал компанию Federal Express в апреле 1973 года. Он убедил инвесторов в том, что необходимо разделение пассажирских и грузовых перевозок, так как схемы маршрутов для пассажиров и грузовых самолётов были разными, и их объединение замедляло движение грузов. Успех бизнес-модели Federal Express принесла гарантия доставки груза на следующий день. Через три года Federal Express стала получать прибыль. Хабы Federal Express были построены в Мемфисе, штат Теннесси, а флот увеличился до 76 самолётов к 1982 году. В 1983 году, через десять лет после основания компании, выручка Federal Express составила 1 миллиард долларов. В 1989 году Federal Express приобрела Tiger International Inc., о которой говорилось ранее, и Federal Express (FedEx c 1994 года) стала крупнейшей в мире авиакомпанией с полным спектром грузовых услуг.

Boeing 747 Freighter компании UPS

Главный конкурент FedEx, Объединенная почтовая служба (UPS), начавшаяся, как служба доставки велосипедов в 1907 году, также стала играть доминирующую роль на рынках авиаперевозок. В 1988 году UPS запросила и получила разрешение от FAA (правопреемника Совета гражданской авиации) управлять собственной авиакомпанией (а не аренду самолётов), а к 2001 году UPS Airline становится девятой по величине авиакомпанией США.

АН-124

Развитие авиации в период 80-х годов происходило по всему миру, так 1984 год дал миру один из самых крупных в мире самолётов АН-124 и ВМ-Т «Атлант», который использовался для доставки крупногабаритных элементов космических комплексов «Энергия» и «Буран».

Электронная коммерция в авиаперевозках, история борьбы за успех

Огромный толчок в 90-х годах 20 века стал возможным благодаря Интернету. Так уже в 1992 году, американская компания FedEx, предоставила своим клиентам возможность отслеживать грузы через Интернет, информация предоставлялась в виде маршрута посылок, а также предполагаемой дате и времени доставки. Подобная технология позволила значительно повысить прозрачность сортировки, складирования и доставки грузов.

Интернет стал не единственным вектором развития грузоперевозок на авиа в период электронной коммерции. Компании, среди которых: FedEx, UPS, DHL и TNT, расширили спектр предоставляемых услуг, в том числе за счёт экспресс-доставки, также на рынке стали появляться новые игроки.

Ан-225 «Мрия» грузового отделения "Antonov Airlines”

В 1989 году в украинском городе Гостомель появляется грузовое отделение "Antonov Airlines", известное флотом, состоящим только из самолётов соответствующей марки. Одной из самых значимых стала перевозка 11 августа 2009 года, благодаря которой компания вошла в книгу рекордов Гиннеса. В этот день компания отправила рекордный груз – 189 тонный генератор для газовой электростанции из Германии в Армению.

22 августа 1990 года в городе Ульяновске открывается авиакомпания Волга-Днепр, которая известна как один из крупнейших грузоперевозчиков России, свой отдел грузоперевозок появился и у Аэрофлота.

В 1994 собственное грузовое отделение – Lufthansa Cargo AG, появляется у Lufthansa. В 2001 году компания расширяет флот за счёт 9 дополнительных грузовых самолета MD11, также становится доступна услуга td.SameDay, с помощью которой можно забронировать грузовой самолёт день в день на сайте.

2002 год отметился открытием грузовое подразделение SWISS –Swiss World Cargo. В марте 2005 года, Swiss World Cargo и Lufthansa Cargo заключают соглашение о сотрудничестве в области маркетинга и продаж.

Ил-76ТД-90ВД

В июне 2003 года, происходит значимое событие в истории грузоперевозок России – первая глубокая модернизация самолета Ил-76. В результате замены двигателей и авионики, улучшаются летно-технические характеристики самолета и обеспечивается соответствие действующим требованиям ИКАО по эмиссии вредных веществ и шуму на местности. Самолёт получает обозначение — Ил-76ТД-90ВД.

Май 2004 года, становится отправной точкой для ведущей европейской транспортной компанией Air France-KLM, которая появилась путём объединения нидерландской KLM и французской Air France. Штаб-квартира компании находится в крупнейшем аэропорту Франции, парижском Шарль-де Голль.

Boeing 747-200F Northwest Airlines Cargo

Через два года, по другую сторону океана, американская компания Northwest Airlines Cargo становится крупнейшим грузовым перевозчиком США. Самолёты NWA Cargo летают из ключевых городов Америки, Азии и Европы, соединяясь с грузовым узлом в Анкоридже, что способствует быстрой доставке грузов по всему миру.

В 21 веке произошла смена эпох и ряд лидеров 20 века открыл дорогу молодым компаниям. Среди компаний, которые прекратили своё существование можно отметить Mexicana de Aviación, S.A. de C.V. (широко известная как Mexicana), она приостановила все операции после 89 лет работы. Компания была известна, как одна из старейших в Латинской Америке, а её флот обладал самым большим количеством Boeing 727 (за пределами Северной Америки), однако чреда несчастных случаев и банкротств компаний партнёров, привёл к тому, что компания прекратила своё существование.

На месте ушедших гигантов 20 века в 2013 году, свою историю начинает первая корейская грузовая авиакомпании "Air Incheon".

Airbus Beluga XL

2018 год отмечается очередным всплеском объема грузовых авиаперевозок, совпавшим с расширением мировой торговли. Так что не удивительно, что в тройку лидеров по экспорту в 2018 году вошли: Китай (2,5 триллиона долларов), США (1,7 триллиона долларов) и Германия (1,6 триллиона долларов). Потребности в грузовых авиаперевозках, создали потребность в новых самолётах, самым необычным из них стал Airbus Beluga XL, первый полёт, которого осуществился 19 июня 2018 года. Самолёт имеет массивный грузовой отсек, специально предназначенный для перевозки негабаритных компонентов самолета, таких как крылья и секции фюзеляжа.

Казалось, что и в 2020 году, положительная тенденция сохранится. Однако наступила эпоха пандемии Covid-19. Согласно анализу данных глобального рынка грузовых авиаперевозок от Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) за 2019 год, спрос измеряемый в тонно-километрах (FTK), упал на 3,3% по сравнению с 2018 годом, но при этом ёмкость (AFTK) выросла на 2,1%. Это было первое с 2012 года масштабное снижение объемов грузовых перевозок и самый низкий результат со времен мирового финансового кризиса 2009 года (когда рынки грузовых авиаперевозок сократились на 9,7%).

Причинами подобного снижения показателей грузовых авиаперевозок в 2019-2020 годах стали:

  • слабый рост мировой торговли, составлявший всего 0,9%;
  • замедление роста ВВП в странах с интенсивным производством;
  • снижение деловой активности и уверенности потребителей, наряду с падением экспортных заказов.

Но эпидемия и кризисы, это всегда временно и наступивший 2021 год, обещает, что к лету 2021 или к началу 2022 года, объёмы грузовых авиаперевозок вернуться к уровню 2018 года, а к 2035 увеличатся более чем вдвое.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда