«Надо идти в центр конкуренции, чтобы понять, чего ты стоишь»
Основатель сети кофеен Skuratov Coffee Виктор Скуратов о развитии в Омске, устаревшей концепции «Шоколадницы», продвижении в Instagram и пользе маркетов еды.
Первая точка Skuratov Coffee появилась в Омске в октябре 2013 года, спустя несколько месяцев после открытия производства по обжарке кофе. Как утверждает в разговоре с vc.ru основатель кофейни Виктор Скуратов, это был первый брю-бар (место, где кофе заваривают разными методами — vc.ru) на территории России за пределами Москвы.
Сейчас у Skuratov Coffee шесть действующих заведений — одно в Москве и пять в Омске. 5 августа 2017 года в столице появится новая кофейня. Кроме того, в сентябре Скуратов собирается открыть брю-бар в Казани на улице Баумана, еще один в Москве (предприниматель не разглашает место) и в омской «Меге». До конца 2017 года планируется довести общее число заведений до 12-14 точек.
Скуратов говорит, что цель его бизнеса — ежегодно увеличивать в два раза выручку и количество действующих кофеен. Второй план удается осуществить не всегда, но финансовые показатели растут согласно прогнозам, считает он.
По данным компании, в 2015 году выручка бизнеса Скуратова составляла 48 млн рублей, чистая прибыль — 5 млн рублей. В 2016 году кофейни Skuratov Coffee заработали 100 млн рублей с чистой прибылью в 12 млн рублей.
Сервис и отсутствие конкуренции
Изначально у Скуратова, по его словам, не было плана развивать сеть кофеен. Но неожиданный успех первого заведения в Омске — оно вышло на прибыль спустя пять месяцев с момента открытия — позволил открыть следующий брю-бар в июле 2014 года.
Запуск производства по обжарке кофе обошелся в 2,5 млн рублей. Открытие первой точки стоило 4 млн рублей. Сейчас строительство новой точки обходится в 5-10 млн рублей, говорит основатель Skuratov Coffee. 2-3 млн из них уходят только на оборудование. А цена одной кофемашины Synesso – миллион рублей. На офис в Омске компания тратит ежемесячно 20 тысяч рублей.
С поиском поставщиков для обжарки и приготовления напитков проблем не было — к моменту запуска кофейни Скуратов уже несколько лет работал в этой сфере. В 2009 году, будучи 21-летним студентом, он купил франшизу, которая занималась кофе в капсулах, но прогорел. Затем Скуратов перешел в b2b-сегмент — поставлял зерна из Москвы в омские заведения, а после занялся обжаркой и решил открыть собственное кафе.
Сейчас, помимо брю-баров, у Skuratov Coffee есть интернет-магазин с продажей зерен собственной обжарки. Но теперь Скуратов не работает в b2b-сегменте и не реализует оптовые продажи для других заведений.
Команда при открытии первой кофейни состояла из 12 человек, четверо из них — бариста, говорит предприниматель. Скуратов с единомышленниками решили сделать ставку не только на качество сервиса, но и фирменный стиль.
Из трудностей на момент запуска Скуратов выделил взаимоотношения со строителями, которые, по его словам, не совсем понимали, что от них требуется. Также бизнесмен признает, что команда изначально ошиблась в подсчетах количества закупаемых ингредиентов для напитков.
Инвестиции и реклама
Для запуска кофейного бизнеса Скуратов использовал собственные средства и банковские кредиты. Зимой 2017 года он нашел инвестора, который выделил деньги (точную сумму Скуратов не раскрывает) на дальнейшее развитие Skuratov Coffee и позволил сохранить за основателем мажоритарную долю.
Скуратов не называет имя инвестора, но говорит, что он из Омска и занимается ритейлом.
Скуратов уточняет, что компания развивается в режиме жесткой экономии. «Мы стали еще более осторожными с деньгами инвестора, так как появился еще один человек в команде, которого не хочется подвести», — говорит он.
Skuratov Coffee развивается без платной рекламы и по принципу «сарафанного радио».
В 2013 году Скуратов с командой потратили пять тысяч рублей на рекламную публикацию в местном омском журнале. По словам предпринимателя, такой шаг оказался неэффективным, а кофейня с тех пор «вообще не платила за рекламу».
Для продвижения Skuratov Coffee отрабатывает отзывы в рекомендательных сервисах — например, «Фламп», и использует социальные сеть «без конкурсов репостов, мемов и промоинструментов».
Кофейня делает ставку на Instagram. Количество подписчиков в этом сервисе, по словам Скуратова, расчет наиболее активно, по сравнению с «ВКонтакте» и Facebook. При этом предприниматель называет аудиторию соцсети Цукерберга более взрослой и самой активной.
Продвижению бренда Skuratov Coffee способствовали московские маркеты еды, в которых кофейня стала участвовать после запуска точки в столице. В частности, «О, да, еда!», «Местная еда», PIR и других.
Скуратов считает подобные мероприятия хорошей возможностью продемонстрировать свой бренд и попробовать силы в конкурентной среде. Также Skuratov Coffee удается окупать точку на маркетах.
Наиболее успешным с точки зрения привлечения простых гостей для кофейни стал маркет «Местной еды». Для поклонников кофе — PIR.
Запуск в Москве
Выход на московский рынок Скуратов считает вызовом и попыткой понять ценность собственного бизнеса. К моменту запуска в Москве в 2015 году в Омске уже работало две кофейни Skuratov Coffee.
Запуск в Москве позволил увидеть ошибки, которые Скуратов не замечал на родном рынке. Например, в области работы с кофе и взаимоотношениях с людьми. «Если ты не умеешь нормально общаться с гостями и не уважаешь бариста, то какой бы хороший кофе ты ни варил, ты не будешь успешен», — говорит основатель Skuratov Coffee.
Открытие точки в Москве повысило выручку и прибыль в Омске, а также сделало бизнес «более устойчивым», утверждает предприниматель.
Закрытие омской «Шоколадницы»
В октябре 2014 года в Омске закрылась кофейня «Шоколадница», расположенная рядом со второй точкой Skuratov Coffee, запущенной в июле того же года. Местные СМИ связали уход заведения с популярностью брю-бара Скуратова.
При этом предприниматель считает, что проблема не в его кофейне, а в том, что формат «Шоколадница» сам по себе устарел.
В целом, Скуратов полагает, что у новых кофеен в Москве есть потенциал победить сетевые заведения вроде «Кофе Хауза» и «Шоколадницы».
Предприниматель говорит, что у мест с моноконцепцией выручка и количество гостей растет активнее, чем у заведений, ориентированных на несколько разных сфер. Скуратов уверен в успехе как крупных кофеен — Starbucks, Costa Coffee и «Дабл Би» — так и маленьких игроков — «Человек и пароход» и сам Skuratov Coffee.
При этом основатель омской сети брю-баров сомневается, что «Кофе Хауз» или «Шоколадница» смогут сменить свой формат и представить что-либо новое и интересное в кофейном сегменте.
«Альтернатива» и эспрессо
Среди кофеен, на которые Скуратов ориентировался при запуске собственного заведения, предприниматель выделяет американские Stumptown Coffee, Blue Bottle и Intelligentsia.
Их плюсами, помимо качества сервиса, основатель Skuratov Coffee считает желание поменять кофейную отрасль и активное развитие сети. По этой причине Скуратову не нравятся «слишком локальные» европейские кофейни.
Кроме того, предприниматель не терпит в кофейной отрасли снобизм, который иногда свойственен локальным заведениям. «Часто эти люди сами год назад говорили “экспрессо”, а теперь кичатся знаниями, что такое кемекс и аэропресс», — отмечает Скуратов.
Похоже мнения предприниматель придерживается относительно заведений, в которых преднамеренно не принимают карты и не предоставляют доступ в интернет.
Задача Skuratov Coffee — создать качественный сервис и поделиться информацией о кофе, говорит Скуратов. В частности, для этого в Омске заведение устраивало каппинги (дегустация кофе — vc.ru), лекции о напитке и приучало гостей к slow coffee (альтернативные методы заваривания кофе — аэропресс, кемекс, харио, сифон — vc.ru). Сейчас у Skuratov Coffee в родном городе каждый вторник проходит акция, в рамках которой гостей угощают «альтернативой». Благодаря усилиям в Омске количество заказов этих напитков сравнялось с московским уровнем.
Самый же популярный напиток в кофейнях обоих городов — капучино. Также среди лидеров — латте и американо. В целом, по словам Скуратова, на напитки на основе эспрессо приходится 70% прибыли Skuratov Coffee. Предприниматель называет это хорошим показателем для кофейни.
Средний чек в Омске составляет 250 рублей, в Москве — 350 рублей. Себестоимость напитков в три-четыре раза ниже цены, указанной в меню. Например, себестоимость капучино — около 50 рублей.
«В 24 года я верил, что можно заниматься только "альтернативой", думал, ее все будут пить. Но даже в известных кофейнях за рубежом ее доля не превышает 10%. Эспрессо — наш хлеб», — отмечает Скуратов.
К концу статьи от фамилии Скуратов и скудности языка стало подёргивать.
Мне кажется, это seo-статья... И в ней лютый переспам :smirk:
да! это просто ппц какой-то!
Ну хоть не Скуратофф
Наверное, стипендию откладывал, на еде экономил...
Интересный момент, Скуратов не является учредителем "Скуратов Кофе Компани" и "Скуратов Кофе Москва". Вряд ли это компании-однофамильцы.
Значит у семьи все нормально с деньгами было.
Ну, а так классическая история успеха - четыре года возни, но третий бизнес полетел.
Сказали же, за рекламу не платят)
Нечиталпростохотелоставитькоммент:
Вот нахера называть КОФЕЙНЮ своей фамилией? Так же уже не популярно делать, чтобы стать популярным. Понимаю фамилия звучная козырная была бы, например, Макдоналдс :D Скуратов тоже ничего, но не сравним с тем же Тиньков(офф)))
Как зачем - чтобы имя свое в веках прославить... Насчет фамилии - это шутка, да? Как можно сравнивать такую мощную, с яркими историческими коннотациями фамилию Скуратов с провинциальной, протонародной Тиньков?
Комментарий удален модератором
Мм, вот например, чтобы было сложнее отобрать бизнес.
И вот кому тут не повезло с фамилией, так это Чичваркину.
Чичваркинсеть
Комментарий удален модератором
это было в Омске, то что было давно не модно, в Омске еще было актуально)
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Пока вы думали, другие открывали свои кофейни. Если считаете что кофе везде так себе, а вы сможете лучше, то нужно открывать свою, хороший кофе всегда востребован.
Зачем эта статья?)
Желаю вам удачи в вашем нелёгком деле.
Я бы лучше пиццерию додо пицца по франчайзингу в Омске открыл, ибо модель готовая есть
afaik додо пицца так просто франшизу в город миллионник не продает. Покупателям сначала надо открыться в маленьком областном центре. Поэтому она в Калачинске Омской области сейчас уже есть.
В Китае открыли, а в Омске не дают. Ну, дебилы.
так в Омск и макдональдс года 3-4 зайти не мог
"Мы выбрали инвестиционный путь. Много предложений поступило в Москве, нам обещали большие суммы."
Никогда не встречал много инвесторов, предлагающих большие суммы. Где вы их находите в таком количестве?