{"id":7725,"title":"\u041c\u043e\u0441\u043c\u0435\u0442\u0440\u043e \u043e\u0442\u0432\u0435\u0442\u0438\u043b\u0438 \u043d\u0430 \u0447\u0430\u0441\u0442\u044b\u0435 \u0432\u043e\u043f\u0440\u043e\u0441\u044b \u043e \u0440\u0430\u0441\u043f\u043e\u0437\u043d\u0430\u0432\u0430\u043d\u0438\u0438 \u043b\u0438\u0446","url":"\/redirect?component=advertising&id=7725&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/306052-v-metro-moskvy-teper-mozhno-platit-za-proezd-licom-sprosili-avtorov-proekta-kak-eto-rabotaet&placeBit=1&hash=1a23ae72488790d266f074c318177ed55db913e2e0bf5b3cbc11221f61048c67","isPaidAndBannersEnabled":false}
Офлайн
Сергей Носов

Сколько прибыли теряет бетонный завод на простоях своих АБС?

Рассказываю подробно, как посчитать упущенные деньги на своем предприятии

За последний месяц я успел поговорить с генеральными директорами, замами по производству и даже собственниками порядка 30 заводов-производителей товарного бетона. Компании самые разные по количеству РБУ, размеру автопарка, численности сотрудников и уровня продвинутости в вопросах автоматизации.

Лишь 1 руководитель из 30 смог ответить мне на простой вопрос: сколько денег в месяц вы теряете на привлечении наемных бетонных миксеров? !

Меня очень удивил тот факт, что экономике работы с подрядчиками уделяется мало внимания. Решил разобраться на цифрах и посчитать упущенную выгоду среднестатистического завода. Своими расчетами делюсь в данной статье.

Ситуация

Завод продает товарный бетон и раствор. Свой парк — 20 АБС. В сезон привлекают наемников, которые закрывают примерно 30% отгрузок. Если везут своими миксерами – зарабатывают на доставке, если наемными – вся маржа уходит подрядчикам. На собственных машинах стоит Глонасс.

Как сейчас работают? Заявки принимают менеджеры, заносят их в 1С (или бумажный журнал). Вечером скидывают начальнику производства и логисту заказы на завтра в какой-то мессенджер, чтобы те могли спланировать график отгрузки и рассчитать количество АБС. Планируют вручную в Excel или на листочке. Тратят на это часа полтора.

Потом наступает утро. И почти каждый день происходит срыв графика отгрузок. Причины плюс-минус всегда одни и те же: клиент попросил сдвинуть время доставки, техплощадка не готова, частник держит на разгрузке машину уже почти 2 часа, насос не смог встать на объекте, подъездных путей нет. Пробки в конце концов.

Наиболее часто встречающиеся причины срыва графика доставки

Сотрудники как-то решают эти сложности: двигают других клиентов, звонят и торопят прорабов, выставляют штрафы за простой, договариваются с наемниками, отправляют другой насос. Да, опоздания возникают. Но у всех так. Все конкуренты тоже опаздывают.

Знакомо? Вполне типичная ситуация для многих бетонных заводов в России. И кажется, что это вполне нормально. Такая вот специфика бетонного бизнеса. Поэтому директор такой компании не особо беспокоится по этому поводу. К тому же, объемы их продаж растут уже несколько лет.

Но давайте все-таки попробуем разобраться, сколько денег теряет этот бетонный завод. И самое главное – можно ли что-то изменить. По ходу чтения можете попробовать сразу посчитать потери на цифрах своего предприятия. Математика простая, а идей для развития может возникнуть много.

Сколько упустили прибыли

На старте нужно собрать немного статистики за сезон:

  • Общее количество рейсов в месяц
  • Цена рейса
  • Маржа на доставке

Так как от месяца к месяцу эти показатели могут отличаться, то брать нужно среднее значение. В нашем примере, среднее количество рейсов в месяц составило 2100, из которых 1520 рейсов сделали сами, а 580 рейсов закрыли наемниками. Средняя цена рейса – 2450 рублей, маржинальность доставки собственными АБС – около 17%.

Собираем базовую статистику по экономике доставки

Сколько заработали? Математика прибыли простая: 1520 рейсов х 2450 рублей х 17% = 633 080 рублей. Умножим эту цифру на 7 (количество «жирных месяцев» в сезон) и получим прибыль от доставки, равную 4 431 560 рублей. Это до уплаты налогов, но в целом нормально.

А сколько денег ушло? Упущенная прибыль получилась следующей: 580 рейсов х 2450 рублей х 17% = 241 570 рублей. За 7 месяцев сезона эта цифра вырастет до 1 690 990 рублей. В общем объеме, может быть, не так много. Но все-таки мы говорим уже про прибыль.

Упущенная прибыль за 7 месяцев сезона составила 1 690 990 рублей.

Как могли бы вернуть эти деньги себе

Сколько из этих упущенных денег можно было заработать самим? Внимательнее посмотрим на эффективность работы каждого АБС и посчитаем коэффициент использования оборудования (Кио).

Коэффициент покажет количество времени, которое каждая машина по факту была в рейсах, работала, приносила прибыль. Чем выше коэффициент, тем лучше. Не буду уходить во все тонкости расчета Кио. Есть масса разных вариаций на тему, плюс на каждом предприятии могут быть свои особенности. Если интересно, то просто загуглите. Цель статьи – дать простые метрики для понимания общей картины.

На старте давайте соберем следующие данные по каждому миксеру:

  • Количество рейсов в месяц
  • Общий месячный пробег
  • Средняя скорость в течение месяца
  • Общее время АБС вне завода

Что делаем? Сначала общее время вне завода разделим на плановый месячный фонд рабочего времени (сколько времени по плану АБС в этом месяце должны были выполнять рейсы с учетом ремонтов, ТО, отдыха водителей). Например, из 185 плановых рабочих часов за месяц АБС вне завода находилось 165 часов. Тогда Кио будет равен 0,89 (89%). Для упрощения - в примере у всех миксеров ФРВ будет одинаковый.

Сделаем расчеты для каждого миксера. В таблице приведен пример расчета за 1 календарный месяц по нескольким АБС при фонде рабочего времени в 185 часов. В таблице всего 6 миксеров, но данная выборка отражает общую картину по всему парку предприятия.

Пример расчетов Кио по некоторым АБС

Зачем нужны эти данные? Значения коэффициента использования выше 80% в теории можно считать хорошим показателем. А вот все что ниже – требует более детального анализа. И именно в этом анализе, как правило, скрываются узкие места, на которых производители товарного бетона теряют свои деньги.

Давайте рассмотрим АБС №6, который имеет очень низкий Кио (чуть выше 18%). Что мы имеем:

  • У данного миксера высокий показатель средней скорости (36,4 км/ч), но достаточно длинная средняя протяженность рейса (746,6 км разделим на 13 рейсов = 57,4 км)
  • Средняя длительность рейса составляет 2.6 часа (34 часа вне завода разделим на 13 рейсов)
  • При этом среднее время в пути занимает 1,5 часа (57,4 км разделим на 36,4 км/ч), а среднее время разгрузки - 1,1 часа (2,6 часа минус 1,5 часа

Какой вывод можно сделать? Получается, что когда машина в рейсе, то на общем фоне движется она достаточно быстро. К водителю вопросов нет. Но есть 2 узких момента, на которые стоит обратить внимание:

  • На эту машину назначалось мало рейсов – тут либо миксер был в ремонтах (тогда вопрос к механикам, планировали или нет такой длительный технический простой), либо менеджеры почему-то давали рейсы другим АБС (например, отправляли наемников), и нужно разбираться в текущей логике назначения машин на отгрузки
  • Относительно продолжительная разгрузка – планировалось ли столько времени разгружаться изначально, или это скорее задержки со стороны клиентов. По поводу того, как работать с задержкой на разгрузках можно написать отдельную статью

Многие руководители даже не представляют, какой эффект могут произвести точечные вопросы конкретным службам по поводу работы автопарка.

Наш опыт показывает, что при системном анализе таких простых показателей и последовательном устранении конкретных узких мест можно увеличить средний коэффициент использования парка до 78-80%.

А сколько это в деньгах? В нашем примере с 20 АБС такой прирост Кио в сезон дал бы почти 800 000 рублей дополнительной прибыли. По факту, это те деньги, которые можно было не платить наемным миксерам за счет более эффективного использования собственных машин. На мой взгляд, стоит того, чтобы потратить чуть больше времени на изучение вопроса.

Прирост Кио до 80% в сезон дал бы почти 800 000 рублей дополнительной прибыли

Резюме

Рынок производства бетона в большинстве регионов – крайне конкурентный. И часто на предприятиях проблема роста именно в нехватке машин. Кто-то надеется на опытных логистов, имеющих большой опыт и с «закрытыми глазами распределяющих весь парк без ошибок». Кто-то решает вопрос с помощью привлечения наемных АБС, жертвуя маржей за доставку. Кто-то просто покупает новые миксеры. В каждом подходе есть свои плюсы и минусы.

Мне кажется, что для всех сценариев имеет смысл посчитать экономику. Тем более, что сбор, обработка и анализ нужных статистических данных при желании и опыте могут быть достаточно простыми. А экономический эффект – вполне ощутимым.

Главное! В конце — три ключевых шага для того, чтобы увеличить загруженность своего парка и больше зарабатывать на доставке:

  • Соберите статистические данные. Скорее всего, их можно получить из вашей системы ГЛОНАСС-мониторинга
  • Рассчитайте коэффициент использования вашего парка. Желательно это сделать хотя бы за 6-7 месяцев сезона, чтобы увидеть какие-то более объективные закономерности
  • Проведите более детальный анализ по тем АБС, у которых Кио ниже 80%. И регулярно задавайте точечные вопросы тем службам, от которых зависит тот или иной параметр, влияющий на снижение Кио

Скоро опубликую другие статьи и видео, которые могут быть интересны владельцам и заинтересованным менеджерам бетонных заводов. Подписывайтесь и задавайте вопросы.
#оптимизация #бетонныйзавод #логистика #кпд

0
2 комментария
Популярные
По порядку

Спасибо. Действительно интересно.

0

Пожалуйста. Рад, если было полезно

0
Читать все 2 комментария
В России начались продажи MacBook Pro с «чёлкой» на экране с процессорами M1 Pro и M1 Max Статьи редакции

До этого ноутбуки в стране нельзя было даже предзаказать — только узнать цену.

Цифровой акселератор СИБУРа: feedback от участников

СИБУР, крупнейшая в России интегрированная нефтехимическая компания, и GenerationS, платформа по развитию корпоративных инноваций, подвели итоги первого цифрового акселератора.

Релиз Checkaso 2.5 на Product Hunt. Новые инструменты и дизайн

Друзья, всем привет! Сегодня у нас релиз на Product Hunt. Будем рады вашей активности: поддержке и обратной связи. Важная и приятная новость: в честь обновления дарим -30% на любую подписку.

«Повышение ключевой ставки не оказало измеримого эффекта на динамику российского рынка акций»

Виталий Исаков, директор по инвестициям УК «Открытие»

Первые владельцы новых MacBook Pro рассказали, что «чёлка» иногда закрывает часть меню в приложениях Статьи редакции

В документации Apple описаны методы, с помощью которых разработчики могут управлять поведением интерфейса в таких случаях.

Linkedin запустил маркетплейс для поиска и заказа услуг фрилансеров — за время тестов он собрал 2 млн пользователей Статьи редакции

Сервис предназначен для работодателей, а сами кандидаты не смогут искать работу.

SHAREit объявляет о партнерстве с Httpool для расширения присутствия в России и СНГ

SHAREit Group анонсировала выход на российский рынок цифровой рекламы. Глобальная компания в сфере интернет-технологий, выбрала Httpool, входящую в Aleph Group, своим стратегическим партнером по продажам рекламы. Будучи официальным представителем SHAREit, Httpool займется продвижением рекламных возможностей приложения для брендов и агентств из…

Чем занимается BIM-менеджер и как им стать?

По мнению Ксении, BIM-менеджера в IBS, BIM - это будущее проектирования и строительства. Мы узнали у Ксении, в чём суть технологии, какую пользу она приносит, как выглядят будни BIM-специалиста и где лучше учиться этой профессии.

Почему приглашая опытного разработчика вы должны себя вести не как покупатель, а как продавец?
История одного издательства: как я, будучи инженером-нефтяником, начал выпускать трогательные книги для детей

Всем привет! Меня зовут Александр Шмаков, я исполнительный директор типографии «НП-ПРИНТ» и основатель санкт-петербургского книжного издательства «Гудвин».

null