{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

Службы велопроката в Европе и России: цены, удобство приложений, количество станций и велосипедов

Обзор сервисов велопроката в Париже, Амстердаме, Лиссабоне, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Тюмени, Владивостоке и других городах.

В Париже

За прокат велосипедов в Париже отвечает единая городская организация Velib. Сервис запустили в 2007 году, с тех пор он успел стать самым крупным в Европе: на 2018 год в столице Франции и её пригородах обустроено 1400 станций с 25 тысячами велосипедов — механическими и с электродвигателями.

Как это работает

Velib полностью автоматизирован: чтобы взять велосипед в прокат, необходимо воспользоваться расположенным на станции терминалом. Процедура регистрации занимает не больше пяти минут. Нужно ввести данные банковской карты и получить талон с паролем, а затем можно пользоваться велосипедом.

У сервиса Velib есть сайт и мобильное приложение. С их помощью можно увидеть на карте, где расположены ближайшие станции, а также узнать, есть ли на них свободные велосипеды.

На станции можно выбрать механический велосипед (с зелёной отделкой на корпусе) или электрический (с голубой отделкой). Перед разблокировкой транспортного средства стоит проверить его исправность: хорошо ли накачаны шины, нет ли повреждений на корпусе.

Стоимость

Складывается из цены абонемента и повременного тарифа. Абонемент может быть дневным (€1,7 — это дешевле, чем поездка на общественном транспорте), недельным (€8) или годовым (€29).

Повременной тариф зависит от продолжительности проката: первые полчаса катания бесплатны, вторые стоят €1, третьи €2, четвертые и последующие — €4. При этом через две минуты после возврата и блокировки велосипеда можно взять новый и продолжить кататься.

Также при регистрации в системе на банковской карте блокируют депозит — €150. Если по истечении действия абонемента вернуть велосипед на станцию, эту сумму не спишут со счёта.

В Амстердаме

Развитая инфраструктура и широкая сеть велодорожек позволяют добраться в любую точку города. В отличие от Парижа, в Амстердаме нет единой службы проката — можно выбирать из нескольких сервисов: Yellow Bike, MacBike, Black Bikes и другие.

Некоторые из прокатных служб запустили собственные сайты и мобильные приложения, чтобы пользователи могли найти станции на карте.

Как это работает: Yellow Bike

Поскольку у каждой службы проката свои станции, оставить велосипед в любой точке города не получится — придётся возвращать его в офис той службы, у которой его арендовали.

Некоторые сервисы (в том числе Yellow Bike) организуют велоэкскурсии для энтузиастов — такая поездка может стать интересным опытом. Бронировать экскурсии лучше заранее через сайты и приложения сервисов. А ещё можно заранее заказать доставку велосипеда по адресу дома или отеля.

Стоимость

Велосипед можно забронировать на срок от одного дня до недели (чем дольше, тем выгодней). Прокат на день стоит €12, на неделю — €47. Цены на велоэкскурсии начинаются от €24,5 (без учета стоимости аренды велосипеда). Также можно приобрести дополнительную страховку от кражи велосипеда — она стоит €3 в день. В залог необходимо оставить €50, а также удостоверение личности, например, загранпаспорт.

В Лиссабоне

В португальской столице есть городская служба велопроката — Gira. Запустили её в конце 2017 года, поэтому станций и велосипедов сравнительно немного, расположены они в центре города. Однако до конца 2018 команда сервиса планирует установить пункты проката во всех районах Лиссабона.

Как это работает

Чтобы прокатиться на велосипеде Gira, не нужно общаться с сотрудниками сервиса. Зато придётся установить мобильное приложение — с его помощью можно найти станции на карте города, оплатить абонемент и разблокировать велосипед для поездки.

На станциях Gira представлены не только механические, но и электрические велосипеды для тех, кому тяжело ездить по крутым холмам. При выборе модели с электродвигателем можно проверить заряд батареи с помощью мобильного телефона. Как только поездка завершена, велосипед необходимо вернуть на ближайшую станцию и заблокировать, а также отметить завершение проката в приложении.

Стоимость

Можно приобрести абонемент на сутки за €2, на месяц за €15 или на год за €25. Помимо покупки абонемента, оплачивать придётся каждую поездку. Если она длилась 45 минут или меньше, то цена составит 10 центов за прокат механического велосипеда, 20 центов за модель с электродвигателем. За каждые следующие 45 минут придётся доплачивать €1 или €2, зависит от выбранного абонемента. Как и в парижском велопрокате, можно экономить, меняя велосипед каждые 40 минут.

В Копенгагене

Также, как и Амстердам, — «велосипедный» город Европы. Станции велопроката Bycyklen расположены во всех районах столицы и её пригороде Фредериксберге. В копенгагенском сервисе можно взять в аренду белый велосипед с электронным двигателем, а также при необходимости заранее забронировать его на подходящей станции.

Как это работает

Для начала придётся зарегистрироваться на официальном сайте Bycyklen, привязать к аккаунту банковскую карту, выбрать и оплатить абонемент. Белые электробайки сервиса оснащены небольшим планшетом на руле — на нем пользователю необходимо ввести логин и пароль для разблокировки велосипеда. Планшеты также оборудованы GPS, чтобы пользователям было легче ориентироваться в столице.

После завершения поездки нужно закрепить велосипед на станции и дождаться подтверждения на экране.

Стоимость

Можно выбрать почасовую тарификацию — в этом случае за каждый час проката придётся заплатить 30 датских крон (€4). Ещё один вариант — приобрести месячную подписку за 70 крон (€9,3): в неё входят 140 минут бесплатного катания. Кроме того, сервис предлагает предоплаченные пакеты на 10 или 20 часов, а также скидки для студентов.

При регистрации на банковской карте будет заблокирован страховой депозит в размере 200 датских крон (€24). После завершения проката сумма вернётся на счёт.

В России

Вслед за европейскими столицами администрация Москвы также запустила единый сервис велопроката — «Велобайк». На 2018 год в столице функционируют 428 станций, расположенных преимущественно в центральной части города.

В регионах работают небольшие частные пункты проката, зачастую организации также занимаются ремонтом и продажей спортивного инвентаря.

Москва: «Велобайк»

Сервис «Велобайк» работает по тому же принципу, что и парижский Velib: пользователь регистрируется в терминале на велостанции (также доступна регистрация через сайт и мобильное приложение), вводит данные банковской карты, а затем получает логин и пароль.

Стоимость

Общая сумма оплаты складывается из цены абонемента и повременного тарифа. Абонемент на сутки стоит 150 рублей, на месяц — 600 рублей, на сезон до 31 октября — 1200 рублей. Повременной тариф также зависит от продолжительности проката: первые полчаса бесплатно, от получаса до часа — 30 рублей, до двух часов — 100 рублей, далее расценки увеличиваются.

Если не вернуть велосипед на станцию в течение 48 часов, с банковской карты спишут штраф — 30 тысяч рублей.

Москвичи активно используют сервис не только для прогулок, но и в качестве альтернативы общественному транспорту. Пользователи отмечают, что иногда в сервисе возникают технические ошибки, например, некоторым не приходит SMS о возврате велосипеда.

Санкт-Петербург: «Велогород»

«Велогород» — ещё один крупный сетевой сервис: на 2018 год он включает в себя 50 станций. Каждый день на них работают от 270 до 350 велосипедов — это без учета сломанного инвентаря. Как и московский «Велобайк», у петербургского велопроката единая система регистрации, а также мобильное приложение.

Стоимость

Сумма оплаты включает в себя повременной тариф и непосредственную стоимость поездки. Разовый абонемент стоит 49 рублей, дневной — 129 рублей, недельный — 299 рублей, месячный — 599 рублей, а за 899 рублей можно брать велосипеды в прокате в течение всего сезона. Стоимость поездки зависит от её продолжительности, но первые полчаса катания всегда бесплатны.

Руководитель проката Виталий Блаженов рассказывает, что чаще всего велосипеды берут в часы пик: с 8:00 до 10:00 и с 17:00 до 19:00.

Днём прокатов немного — велосипеды берут как туристы, так и жители города. В выходные пользователи в основном катаются в парках и на набережных. Самые популярные места — парк 300-летия и парк Победы.

Судя по отзывам в интернете, у «Велогорода» случаются ошибки: система иногда зависает, возвраты не фиксируются, некоторые велосипеды неисправны. Команда сервиса работает с возражениями, к началу сезона 2018 года сменила старое ПО на новую систему Homport.

Краснодар: «Драйв»

У Краснодарского сервиса «Драйв» сейчас работают два пункта проката, на каждом из которых по 50 велосипедов, а также электросамокаты. «Драйв» занимается ремонтом спортивного инвентаря, организует велопрогулки и ночные заезды для всех желающих. Во «ВКонтакте» доступно приложение, позволяющее забронировать велосипед заранее.

Стоимость

Аренда велосипеда стоит 150 рублей в час, 500 рублей в день или 750 рублей в сутки. «Драйв» осуществляет прокат под залог паспорта или любого другого удостоверения личности.

По словам главного администратора «Драйва» Виктора Найденова, сервис пользуется популярностью среди жителей и гостей города. Однако в основном люди арендуют велосипеды для прогулок по городу, практически никто не использует их для ежедневных поездок на работу. Сейчас команда сервиса планирует открыть новые прокатные точки и расширить количество инвентаря.

Тюмень: «Арбат Прокат»

В Тюмени сегодня работают четыре пункта «Арбат Проката», расположенные в разных частях города. Всего у сервиса 180 велосипедов, также в аренду можно взять ролики, гироскутеры и другой спортивный инвентарь.

Стоимость

Цены на аренду зависят от дня недели (в выходные — дороже), класса велосипеда и времени проката. В будние дни стоимость проката — от 100 рублей в час или от 600 рублей в сутки. В залог необходимо оставить паспорт, водительские права или денежный залог — от 3000 до 5000 рублей.

Руководительница сервиса утверждает, что горожане арендуют спортивный инвентарь для прогулок и отдыха. Как и краснодарцы, тюменцы не рассматривают прокатные велосипеды как альтернативу общественному транспорту. В планах у руководителя сервиса приобретение нового инвентаря, а также постоянное развитие действующих филиалов и открытие новых.

Владивосток: «Сам себе велосипед»

Во владивостокской прокатной службе «Сам себе велосипед» три филиала и 200 велосипедов. Помимо проката, организация занимается продажей и ремонтом спортинвентаря.

Стоимость

Арендовать велосипед на час можно за 200 рублей, на день за 700 рублей, на сутки — за 900 рублей. Залог не требуется, однако для оформления договора аренды необходимо удостоверение личности.

Старший механик сервиса «Сам себе велосипед» Антон Боровский рассказывает, что обычно люди берут велосипеды для прогулок в парковой зоне острова Русский. Большая территория парковой зоны с небольшим движением автомобилей подходит для активного отдыха.

Сегодня основатели велопроката планируют открывать новые станции по всему городу. Также команда сервиса работает над созданием франшизы.

Волгоград: Green Bike

Волгоградский Green Bike — это две велостанции, одна из которых находится на городской набережной, вторая — в городе Волжский. Сервис сдаёт в аренду около сотни велосипедов, а также ролики, самокаты и гироскутеры.

Стоимость

Чем дольше поездка, тем ниже стоимость часа аренды: цена проката составляет 150 рублей за час, 400 рублей за три часа, 500 рублей за пять часов, 600 рублей за 12 часов, 700 рублей за сутки. Возможен безналичный расчёт. Для оформления необходим паспорт или водительское удостоверение.

По словам директора сети велопрокатов Павла Куимова, жители Волгограда и туристы берут велосипеды для отдыха: прокатиться по набережной и городским паркам. Услугами сервиса часто пользуются семьи с детьми, поэтому сотрудники сервиса также сдают в аренду детские велокресла. В планах у руководства расширение ассортимента и открытие двух новых станций проката.

Как открыть свой велопрокат

Владельцы многих региональных служб проката открывали бизнес с нуля. Директор Green Bike Павел Куимов признается: «Начинал я в 2012 году с двух велосипедов — взял свой и купил подержанный у друга. Разместил объявления в социальных сетях и сдавал прямо из собственного дома по звонку. Через некоторое время приобрёл ещё пару велосипедов, так подрабатывал два сезона».

Примерно в то же время в небольшом гараже появился и приморский «Сам Себе Велосипед». Антон Савенко и Михаил Кучеев решили основать свой сервис после отдыха на юге Краснодарского края — в Сочи и Анапе они без проблем находили станции велопроката, а вот во Владивостоке их на тот момент не было.

Однако сейчас почти в каждом областном центре работают прокатные службы, но выйти на конкурентоспособный уровень с минимальными вложениями вряд ли получится.

Петербургский прокатный сервис «Велогород» запустился в 2014 году. Тогда пилотный проект включал в себя 29 станций с 200 велосипедами. Первые полтора года компания не получала финансовую поддержку извне. Однако сеть постепенно расширялась: к концу 2015 года в её состав входили уже 90 станций и 600 велосипедов.

В 2016 году курс евро вырос, и основатели сервиса столкнулись с проблемой: иностранное программное обеспечение велостанций оказалось слишком дорогим, и руководству пришлось перейти на российское. Переход не был простым: возникали системные ошибки, а велосипеды изнашивались. Вскоре компания обратилась к городским властям для получения субсидии.

Зимой 2018 года «Велогород» снова сменил ПО и решил проблемы, связанные с электроникой. Теперь ошибки практически не случаются, а количество прокатов и регистраций новых пользователей растёт с каждым месяцем. Но компания по-прежнему зависит от городского финансирования.

Наш бизнес не является самоокупаемым из-за серьезных капитальных расходов на закупку станций и велосипедов. Операционные расходы в течение сезона мы перекрываем выручкой, но расширяться без поддержки города мы не можем. В этом году мы до сих пор не получили субсидию от городских властей. Мы не строим грандиозные планы на грядущий год, потому что не понимаем ситуацию с субсидией.

Виталий Блаженов, генеральный директор «Велогорода»

Байкшеринг: Mobike

У стандартных сервисов велопроката станции оснащены замками для фиксации велосипедов, а байкшеринговые компании усовершенствовали конструкцию крепления и установили его на заднем колесе велосипеда. Это решение позволило отказаться от станций: велосипед можно найти или оставить в любом удобном месте.

За последние два года Mobike и его конкуренты захватили азиатский рынок и начали экспансию в Европу. В частности, Mobike планирует запустить систему бесстанционного велопроката в Санкт-Петербурге.

Как это работает

Чтобы воспользоваться услугами Mobike, необходим смартфон с установленным приложением сервиса и привязанной к нему банковской картой. Приложение поможет найти на карте ближайший свободный велосипед, оплатить аренду по безналу и разблокировать замок.

Завершив поездку, можно оставить велосипед на ближайшей парковке. Чтобы пользователи не бросали велосипеды где попало и соблюдали правила проката, в приложении разработана система штрафов и поощрений.

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Aziz Azimov

В питерском Велогороде самое ужасное обслуживание. Расшатанные велосипеды, не работающие станции, поддержка не отвечает ни по телефону, ни в телеграмме. Были сложности с возратом велика, не смог связаться ни по одному из способов. Когда приобретал абонемент, станция стояла возле дома, написал на почту обещали вернуть в течении недели, запрос делал в мае, уже конец августа.в общем, клали они на свои велики и своих пользователей

Ответить
Развернуть ветку
Данил Александров

Да и приложение жуткое. При открытии приложения каждый раз вылезает уведомление о том, что в начале сезона могут быть проблемы (но ведь уже август???).

Как-то решил сообщить о том, что на станции сломанный велик. Зря. Консультант разговаривал со мной так, как будто это я ему что-то должен, а ещё зачем-то попросил сохранить мой номер телефона, но не смог обосновать для чего.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Станецкий

В Китае своими глазами видел как вымерли все статичные станции велосипедов, всего спустя год после появления ofo и мобайк уже никому даже в голову не могло прийти пользоваться велосипедом, который привязан к определенной точке на карте. Просто бери любой мобайк и бросай где хош

Ответить
Развернуть ветку
Мурат Шавкатов

Точно Ofо вообще что то не видно в списке, но он получается самый удобный , залоги не нужны, 30 минут 0.50 евро , но можно взять на день/неделю/месяц.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Трубицин

Станционные велопрокаты еще пока доминируют в небольших городах китая. Там нет бесстанционных. Наверное те заняли нишу раньше чем офо или мобайк. Но в крупных городах да. Очень много мобайков. В пекине просто куча в прямом смысле. Очень удобно, постоянно пользуюсь. Пол часа 1 юань, т.е. 10 руб. Станции сильно ограничивают мобильность, прошлый век какой-то

Ответить
Развернуть ветку
Yuriy Strelnikov

По закону, никто не имеет брать паспорт в залог, это административная ответственность.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Богданов

У нас сигаретами у метро опять начали торговать, о чём речь вообще

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Илья Щибрик

Поштучно тоже начнут, после очередной волны санкций.

Ответить
Развернуть ветку
Прочел это-потратил время зря

3 месяца в году катаешься, а потом велики под снегом лежать будут?
в нашей стране в большем времени года будет актуален прокат валенок

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Воробьев

В Москве как в апреле началась погода 20-30 градусов, так и без перемен до сих пор. До октября, думаю, можно нормально кататься будет.
А в прошлом году одни дожди были, буквально пару раз прокатился, хотя купил абонемент на весь сезон, по привычке.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
velvetdust

У Мобайка в Берлине первая версия велосипедов была просто отвратительная, московские велобайковские на их фоне ощущаются как легкие шоссейники. Говорят, сейчас Мобайк в Берлине добавил вторую версию велосипедов, с более удобным ходом, но они и стоят уже в два раза дороже первой версии

Ответить
Развернуть ветку
Vitaly Shakhmatov

Сам лично пользовалься в Европе Mobike - безумно удобная вещь. Притом у них есть два вида великов - синглспиды (поменьше), или же с тремя скоростями (побольше). Очень надеюсь, что эти ребята придут в РФ.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Loginov

Упустили Сочи и Mobee. Это ужас и кошмар — 2/3 сломаны, 1/3 открывается с третьего раза... так же можете описать и Тель Авив — парк изрядно изношен

Ответить
Развернуть ветку
Курсы Егэ Курсы Огэ

Почему то не указана самая большая сеть велопроката в Москве КутиКатай 22 проката более 1300 велосипедов. У них можно взять в аренду велосипеды детские взрослые тандемы, Веломобили , самокаты, электросамокат, скеит и много чего еще. Сеть удобно расположена в 17 парках
Прокат Велосипедов в Митинском Ландшафтном парке, Аренда велосипеда в Строгино, прокат в Покровском стрешнего, В Праке победы как и везде новые велосипеды и веломобили. А так же в Тропаревском парке, Бирюлевском дендропарке, в Царицинском парке, Сокольиках, Лифортовском парке, 850 летия Москвы, Парке Атрема Боровика, Парк Радуга, Перовский парк, Терлецкий , Пехорка, Пестовский. Всегда новые велосипеды и остальное оборудование. Цены как у всех. А если пользоваться спец предложениями то ниже.

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда