{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Инвесторы оценивают не только ваши проекты, но и вас самих: что мешает успеху многих стартапов?

Мы провели интервью с Андреем Кулик — ИТ-предпринимателем, инвестором и амбассадором Zero or One, который поделился своей экспертизой, личным опытом работы в ИТ, рассказал про критерии выбора инвестиционных проектов и выделил основные ошибки стартапов.

Почему у одних получается, а у других нет? — вопрос, который волнует многих. Команда ElaraCore проводит исследование в рамках проекта Zero or One, состоящее из серий интервью с инвесторами и IT-предпринимателями, чтобы разобраться: как одним стартапам удаётся выйти к «единице» и создать успешный проект, а результаты работы других равны «нулю».

Что такое Zero or One?

Это проект команды ElaraCore, который создают айтишники для айтишников. Здесь мы инвестируем свое время в людей и нетворкинг, чтобы создать что-то большее, чем просто продукты или просто сильное IT-комьюнити. Проект некоммерческий и создан для получения честной обратной связи от экспертов.

Цель создания проекта Zero or One и проводимого нами исследования — помочь стартапам и начинающим специалистам избежать многих ошибок, а через некоторые пройти с минимальными потерями, чтобы как можно быстрее добиться успеха в запуске и развитии проекта.

Андрей Кулик
CTO (Chief Technical Officer) в OneSoil

• 20-летний опыт разработки программного обеспечения;
• 12 лет в Google, из них 4 года в Google Research in Computer Vision & Machine Learning;
• Co-founder & CEO at Almater (приобретена Google в 2017 году): startup in Computer Vision/Machine Learning area;
• Магистр наук по прикладной математике и информатике в БГУ (Белорусский государственный университет).

Предыстория

Если говорить о том, с чего начался мой путь в IT, то, скорее всего, он начался с любви к математике. Ещё с начальных классов этот предмет давался мне достаточно легко, а когда к нему добавилась информатика и кружок программирования, на который я записался в седьмом классе, то параллельное изучение этих наук сыграло ключевую роль в выборе моей будущей профессии.

Здесь ещё стоит отметить, что мне очень повезло с учителем информатики, который на тот период давал нам реально полезные знания.

После школы я поступил в БГУ (Белорусский Государственный Университет) на факультет прикладной математики и информатики, а в 2001 году, получив диплом, устроился в компанию IBA, которая является крупным в Беларуси субконтрактором IBM.

В IBA я проработал почти 4 года, получив колоссальный опыт в Java разработке. Так как мы были частью Advanced Technology Solution (ATS) команды, которая реализовывала концепты для крупных заказчиков, например, таких как Audi и Harley-Davidson, нам были доступны самые передовые на тот момент технологии, что также положительно повлияло на моё профессиональное развитие.

Все наши проекты относились к Proof of Concept (PoC), были небольшие по объёму и краткосрочными (три-пять месяцев). Но именно такой формат позволял на практике опробовать различные подходы и технологии в создании продукта — это то, что практически нереально получить, присоединяясь к какому-либо крупному проекту, где уже принято большинство основных решений, а ты просто не можешь понять, почему приняли именно эти решения, а не какие-либо другие.

Жизнь в Америке

В 2004 году я уехал из Минска в Оклахому и два года проработал на субконтрактора Boeing, где реализовывал поисковый движок для внутренней документации. Конечно, Оклахома — совсем не то место в Штатах, куда стремятся переехать айтишники, но там я познакомился с «настоящей» Америкой и выучил английский.

Почему именно Оклахома? В то время была популярна платформа ExpertsExchange — где любой мог задать какие-либо технические вопросы или дать технические задания, а эксперты брались решать их за вознаграждения в виде поинтов. На платформе у меня был хороший рейтинг эксперта: я входил в ТОП-10 мира по архитектуре, благодаря чему познакомился с американцем, который в дальнейшем предложил мне работу в своей компании. Так я попал в Оклахому.

Как попал в Google

Спустя два года жизни в Штатах я понял, что это совсем не моё и вернулся в Минск, где тоже пробыл недолго. После Минска были Нидерланды, куда я уехал работать в Европейский Патентный Офис, и через пару лет один из моих друзей предложил мне попробовать себя в Google.

Они тогда устраивали соревнования, кто лучше напишет апку для beta-версии Android. Я принял в них участие и параллельно прошёл интервью, но мне не делали оффер, пока не откажусь от участия в соревновании. В итоге я дождался окончания части соревнования, понял, что не выиграл, получил оффер и в сентябре 2008 года был уже в Цюрихе, где отработал восемь лет.

Стартап Almatter

В 2016 году Юрий Мельничек пригласил меня поучаствовать вместе с Матвеем Ждановичем в стартап AIMatter (проект в области компьютерного зрения/машинного обучения), который мы довольно успешно продали Google в августе 2017 года. Так я стал Co-founder & CEO и заодно инвестором не только в сам проект, но и в самого себя. В общей сложности мы инвестировали в AIMatter порядка $2 млн.

Сегодня я продолжаю работать в Google, а также являюсь CTO (Chief Technical Officer) в компании OneSoil — это крупный проект, который занимается дистанционным зондированием для агрономии и построением диджитал агронома (цифровой платформы для эффективного и экологичного сельского хозяйства).

Инвестиции в стартапы и критерии их отбора

После продажи AIMatter я вновь вернулся в Google и у меня появилось достаточное количество денег для ангельских инвестиций в те стартапы, которые мне нравятся.

Для меня это такой способ «отдавать обратно», веря в людей на ранних стадиях их проектов.

Проинвестировал я за всё время уже больше тридцати разных стартапов, из которых лишь пару «умерших», а остальные активно развиваются.

Изначально все стартапы отбирал исходя из определенного набора критериев, среди которых на первом месте была идея проекта, которую я пытался примерить на себя — насколько я сам верю в эту идею, какие конкретные проблемы она решает, есть ли какой-то потенциал рынка и так далее. Потом смотрел на команду — образование, опыт и прочие стандартные «сигнальные флаги».

Главное — это люди и их энергия

Со временем, пересмотрев свои критерии, стал больше обращать внимание на самих людей — уровень их энергии, насколько они реально готовы «пробивать головой стены» и выдержат ли они, если нужно будет полностью поменять идею. Потому что на ранней стадии стартапа ты должен быть гибким и уметь вовремя сориентироваться в разных ситуациях, которые могут потребовать от тебя поиска новых решений или адаптации проекта под что-то новое — всё это на самом деле является очень сложным для многих людей и не каждый может выдержать.

Помню, когда был CEO в AIMatter наша команда жутко не любила, когда у нас чуть ли не каждую неделю менялась идея, — что на самом деле нам надо делать и на чём фокусироваться. Поэтому супер важно, чтобы фаундеры, которые взялись делать стартап, были способны к движению и готовыми к тому, что в любой момент что-то может пойти не по плану.

Ещё очень важным критерием является способность человека привлекать к себе нужных людей. Я обращаю особое внимание на то, кого человек смог убедить поверить в себя и в проект. Если я вижу, что, например, пять технарей с примерно одинаковым образованием и опытом собрались делать стартап, то с большой вероятностью могу сказать, что шансы на успех у них не очень большие.

Потому что когда у них спрашиваешь: «Кто в вашей команде будет заниматься бизнесом?», то для многих это бывает открытием. Технологии — это, конечно, хорошо, но этого недостаточно для успешного стартапа. Технологию ещё необходимо куда-то интегрировать и успешно продать, а это уже совсем другие скилы, которыми обладают немногие технари, да и не только они.

Мой подход при выборе инвестиционного проекта

При выборе проекта для инвестирования я выделяю три характерных вида стартапа, хотя их, конечно, гораздо больше:

  • Инфраструктурный стартап — он состоит из сложных рабочих процессов, реализация которых требует большого количества времени, грамотных инженеров и так далее. Как правило, такие проекты имеют хороший стабильный рост, поэтому инвестировать в них легко и приятно.
  • Стартап, привязанный к личностям — это когда ты видишь, что у человека есть опыт в какой-либо сфере, но его предыдущие одна-две попытки реализовать свой проект оказались не очень успешными. И когда он подходит к этому же самому, но, уже с новыми силами, идеями и видением, то ты понимаешь, что у него есть шансы на успех, так как он уже достаточно хорошо знает, как всё это устроено. В стартапы такого типа можно инвестировать, если понимаешь качественную разницу между предыдущей попыткой и новой.
  • Хайповый стартап — не скажу, что это плохо, но я не инвестирую в подобные проекты, так как не понимаю, как устроен рынок хайпа и не могу его нормально оценить. Конечно, есть люди, которые умеют накачивать хайп и хорошо на этом зарабатывать, но я к ним не отношусь, предпочитая инвестировать туда, где есть технологии. Хотя, в технологиях иногда тоже встречается хайп.

Несмотря на то, что я не занимаюсь инвестициями постоянно, но видел достаточно много питч-деков, чтобы понимать, какой из стартапов хайповый, а какой нет, где есть бизнес, а где люди не задумывались над этой стороной.

Откуда приходят стартапы

Знакомые знакомых и друзья друзей — как правило, каждый тянет за собой цепочку. Когда ты только в кого-то проинвестировал, то достаточно быстро о тебе узнают в стартап-тусовке, которая на самом деле не такая большая, как может показаться.

Поэтому, если человек начинает стартап, то он должен активно развивать нетворкинг, общаться с другими фаундерами, и не только с теми, у которых проекты схожи с тематикой его проекта. Как только ты начинаешь с кем-то знакомиться и общаться, то становится намного проще достучаться до нужных тебе людей.

Личные и командные ошибки

Самая моя крупная ошибка, которая очень сильно повлияла не на сам проект, а на его результат — незнание, как устроен процесс продажи компании (когда и как надо договариваться о цене продажи). Думаю, что эта ошибка обошлась мне как минимум в несколько миллионов долларов. Но это та ошибка, которую совершают практически все, кто продаёт свою компанию в первый раз.

Но самое смешное в том, что я даже не могу дать совет, как эту ошибку можно избежать. Наверное, можно попробовать привлечь того, кто уже видел множество M&A сделок от разных покупателей и понимает, как всё устроено. Но часто M&A процесс является суперсекретной информацией. Вам никто не расскажет, как принимаются решения, на какой стадии можно передоговориться и прочее.

Если говорить про организационные ошибки, то здесь я бы выделил две основные — недостаточная фокусировка и неумение не только вовремя увольнять людей, но и вообще увольнять.

Из технических ошибок есть хороший пример, когда на протяжении долгого времени (практически несколько лет) у нас была такая гонка — как можно больше выпустить фич, но при этом никто не платил технический долг. Всё это привело к тому, что нам пришлось два раза по шесть месяцев проводить мощные переделки внутри приложения, потому что оно стало очень хрупким и нерабочим.

Ошибки стартапов

Я встречал стартапы, которые создаются по принципу — мы знаем этого парня, он хороший, давайте возьмём его к нам на работу. При этом абсолютно не учитывается профессиональный уровень этого человека. Понятно, что можно взять родственника на позицию, которая не так критична и не требует каких-либо супер скилов.

Но в стартапе у тебя всегда ограниченные ресурсы и основная задача — максимизировать шансы на успех. Поэтому на ключевые позиции необходимо привлекать людей только по скилам.

Также очень важно, чтобы в любом проекте были драйверы. Это касается не только фаундеров, но и участников команды. Если в команде есть пару человек, которые могут без проблем в десять-одиннадцать вечера созвониться и обсудить какую-то идею, которая неожиданно возникла, то это и есть драйверы проекта. Все остальные, скажем так, помогают его реализовывать.

Чтобы я себе пожелал двадцать лет назад и что хочу пожелать себе в двадцатилетнее будущее

Попробовать сделать что-то своё, а именно свой продукт — это, наверное, основное моё пожелание к себе в двадцатилетнем прошлом. Но тогда я даже не понимал, что у меня была такая возможность. Поэтому, если моё пожелание переадресовать на сегодняшних двадцатилетних ребят, которые только окончили университет и даже уже где-то работают, то попробуйте сделать что-то своё. Пока у вас нет никаких обязательств и вы можете рисковать — рискуйте.

Что я хочу пожелать себе в двадцатилетнее будущее? Сфокусироваться. Сейчас у меня несколько направлений, по которым я пытаюсь идти одновременно, понимая, что это нездоровая ситуация, как с точки зрения моего здоровья, так и того, что невозможно быть одновременно эффективным везде. Но мне жалко упускать все эти возможности.

Буквально этой весной дошло до того, что мне стало настолько плохо, и я понял, что «разваливаюсь на куски». Мне пришлось отказаться от одного проекта. Здесь стоит отметить, что это ещё одна моя ошибка. Когда всё твоё время уходит на проекты, и это с учётом того, что у меня жена и трое детей, то надо было отказываться от этого ещё раньше.

Три реперные точки в прошлом, которые привели меня к той точке, где я нахожусь сейчас

Первое — это мой отъезд в Штаты, который заставил меня выучить английский язык и показал то, что я могу адаптироваться и выживать «на чужбине».

Второе — вход в Google, который дал мне очень сильную финансовую стабильность. Всё-таки Google очень хорошо платит, благодаря чему буквально через пару месяцев ты забываешь думать о деньгах, как о чём-то таком, что может неожиданно закончится. Также Google дал мне огромный нетворк умных людей.

Третье — это AIMatter. Тот момент, где я рискнул большими деньгами и хорошей работой, выйдя практически в никуда. Всё это ещё и усложнялось тем, что я находился в Цюрихе, а команда в Минске — это постоянные перелёты. Плюс было огромной нагрузкой то, что я занимался не тем, чем обычно занимаюсь — я был технарь, а роль CEO требовала от меня совсем другое. Но это, наверное, то, что, как и в случае с Штатами, сделало меня только сильнее и дало колоссальный новый опыт.

Что мешает нашим стартапам?

Непонимание бизнеса. Как правило, у нас все хвалятся тем, что есть хорошие инженеры. Но инженерия в стартапе — это часть успеха, всё остальное — бизнес. Поэтому многие просто не понимают бизнеса или рынка и идут от технологий — я умею делать вот такую офигенную штуку, а теперь пойду и придумаю, как её можно будет применить, а нужно идти наоборот — от задачи к решению.

Фокусировка на локальном рынке: запущу сначала у себя в стране, а уже потом выйду на глобальный рынок. Хотя эта проблема в последнее время встречается всё реже, но является очень серьёзной для стартапа.

Неумение продавать. Одно дело, когда ты собрал единомышленников, которые помогли построить решение и совсем другое дело, когда ты смог это продать.

Неумение «поднимать» деньги. Деньги — это ресурс, необходимый для роста компании на всех этапах развития. Поиск инвестиций — это работа. Здесь важен и нетворк и умение себя правильно продать. К сожалению большинство стартапов созданных на постсоветском пространстве не знают и не понимают этого, и в конце концов привлекают деньги по очень заниженным оценкам, что сказывается на потенциале роста и не позволяет динамично расти.

Ещё есть стартаперы которые сами не готовы расти: и идея неплохая и команда есть и двигаются вроде бы в каком-то направлении, но не могут масштабироваться и замирают на первом уровне. Причина здесь в том, что не все хотят роста компании, так как это уже абсолютно другая ответственность, выход из зоны комфорта и дополнительные действия.

Поэтому, к сожалению, хороших проектов не так много, как хотелось бы, и практически нет тех предпринимателей, у которых можно чему-то реальному научиться. В Америке с этим проблем нет, примеров столько, что можно выбирать. Живя в этой культуре ты этим пропитываешься, а у нас это, скорее, вопреки, а не благодаря.

Стартапы в нашем регионе должны использовать сильные стороны, например наличие хороших инженеров, но не забывать про продуктовую часть бизнеса и стараться этому учиться у западных предпринимателей и тогда всё обязательно получится.

Спасибо, что дочитали статью до конца. Наше второе интервью мы опубликуем в следующую субботу (17.09), в котором Харитон Никишкин — Co-founder & CCO (Chief Commercial Officer) at SECURE-T, поделится своей экспертизой в IT и построении стартапов.

Так как платформа vc, к сожалению, не предназначена для проведения прямых эфиров, мы создали Telegram-канал, в котором амбасcадоры Zero or One каждый месяц будут отбирать несколько самых интересных проектов, чтобы сделать вместе с их основателями онлайн разбор и помочь им прийти от «нуля» к «единице». Резюме разборов будем публиковать на vc один раз в месяц.

Вы можете стать участником этих разборов, представив свой проект или делиться своим мнением о представленных проектах, а также получать полезную и актуальную информацию из мира IT и стартапов.

Проект Zero or One — не про количество, а про качество, поэтому на старт разборов откроем регистрацию на 1000 мест через чат-бота.

Если вы хотите стать амбассадором проекта и делиться своей экспертизой, то смело заполняйте форму или пишите нам в личку, расскажем обо всём подробно.

0
15 комментариев
Написать комментарий...
Антон Бельгисов

А вот интересно, если команда не очень, процессы не отлажены, понимания бизнеса нет, но идея просто бомбическая. Как Андрей поступит?

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Zotov

сама идея ничего не стоит, важно ее исполнение, а без команды заэкзекьютить ее будет сложновато. Да ещё и без понимания бизнеса как вы можете утверждать, что идея бомбическая? Это же идея без кастдева даже. Уверен, что тут у каждого пользователя VC таких штук 10 в заметках

а вот процессы из этого всего меньше всего важны - стартапы про поиск скорейшего product market fit, а не про налаживание процессов там, где ещё нет денег

Ответить
Развернуть ветку
DM Group

Россграм - вот вам свеженький хайповый проект.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Белов

Это больше подходит на на*бизнес, а не стартап. Мне вот лично интересно, они вернули/вернут деньги тем, кто у них никнеймы покупал.

Ответить
Развернуть ветку
 Anatoly Bereznyak

Отличная, грамотная статья ✊🏻

Ответить
Развернуть ветку
Zero or One
Автор

Анатолий, спасибо! 🤝🏻

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Белов

Ошибка стартапов еще бывает в исследовании актуальности продукта на рынке - проводят его не на ту аудиторию: друзья, знакомые, родственники и так далее.

Ответить
Развернуть ветку
Боровков Евгений

Заголовок: Инвесторы оценивают не только ваши проекты, но и вас самих: что мешает успеху многих стартапов?

Первый подзаголовок: Что такое Zero or One?

После этого, в принципе, можно закрыть статью сразу.
Нет даже минимальной подводки и хочется просто минусануть и дальше не читать. Потому что автор не позаботился о структуре а тупо "отрабатывает пиар бюджет"

Ответить
Развернуть ветку
Zero or One
Автор

Евгений, спасибо за комментарий.

В первом блоке мы решили рассказать про то, кто и для чего проводит данные интервью и в рамках какого проекта. Но мы обязательно учтём ваше замечание для дальнейших статей.

Ответить
Развернуть ветку
Боровков Евгений

Тогда ладно, извините. Просто так выглядит.

Но статью и правда читать дальше не хотелось. Даже если Андрей Кулик действительно эксперт - то вы его подали не правильно

Ответить
Развернуть ветку
Zero or One
Автор

Андрей действительно эксперт. Почитайте интервью, скорее всего, найдёте для себя полезную информацию.

И если не затруднит, будем благодарны за фидбэк по этой части статьи.

Ответить
Развернуть ветку
CONST TRADE

Интересно, а почему создавая стартапы, все фаундеры стремятся их продать? Получается, что идет повальное поглощение крупными игроками более мелких игроков?

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Eremeev

У большинства фаундеров нет денег, чтобы создать компанию с инновационной бизнес моделью, где требуется время, чтобы найти рынок, клиентов и модель монетизации.
Поэтому они прибегают к продаже своей доли сторонним инвесторам, которые, в большинстве, заинтересованы, если на этом можно заработать, т.е продать свою долю дороже, чем она была куплена.
К определенному сроку доля инвесторов может стать выше, чем доля фаундера. И тогда стратегические решения уже принимаются не только фаундерами. При такой ситуации продажа компании инвесторам становится приемлимой целью, потому как фаундеры работают на них и по сути являются нанятыми сотрудниками компании.
Конечно есть случаи, когда фаундеры сохраняют за собой контрольный пакет акций, но это уже другая история.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Белов

Скорее всего, большинство стартапов изначально создаются для того, чтобы быть проданы как только достигнут своего пика. Ведь создать стартап одно, а управлять им и развивать его — это уже другое. В стартапах все также, как в бизнесе по продаже готового бизнеса — продовать надо на пике, но вот как разглядеть этот пик и не прогодать с ценой, вопрос для многих сложный. О чем, в принципе, автор и написал.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Дюба

Чаще в этом случае нет стремление фаундеров побыстрее продать свой стартап, а понимание, что если твой продукт хоть чем-то пересекается с интересами крупных игроков, то особого выбора у тебя может и не быть: или продаться (пока ещё предлагают нормальные деньги) или быть поглощенным за копейки.

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Раскрывать всегда